История, воплощенная в памятнике Э. Фальконе «Медный всадник» (работа над сжатием текста)


Тема: История, воплощенная в памятнике Э. Фальконе
«Медный всадник»
(работа над сжатием текста)
Цели:
Продолжить обучение учащихся сжатию художественного текста..Способствовать развитию логического мышления, отбора нужной информации.
Способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств: умения управлять собой, умения преодолевать трудности.
Задачи:
- Повторить приемы сжатия текста.
- Научить применять приемы сжатия текста на практике.
- Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
- Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
- Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примере исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение.
У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых...
Ребята! Вы, несомненно, все без исключения по архитектурным сооружениям узнаете город Санкт-Петербург. Красивые здания, знаменитые памятники, чудесные соборы! Вы должны помнить, что вся эта красота создана руками простого народа, все замыслы зодчих претворяли в жизнь бедные крепостные люди! Какие величественные сооружения были возведены с помощью примитивной техники, а зачастую и без неё!
- Город, рядом с которым мы живем, является историческим и культурным памятником России и всего мира. В нем созданы одни из самых значимых памятников архитектуры. Каждый человек по-своему относится к ним. А у вас есть любимые места в Санкт-Петербурге, которые наиболее сильно производят на впечатление.
Для чего же мы сегодня об этом говорим? Какую проблему мы ставим сами перед собой? Что будем для себя открывать?
ОТВЕТЫ:
Чувство гордости за причастность к многовековой истории, любви к своему городу, культурному наследию наших предков. Открываем для себя проблему познания истории, памяти, бережного отношения и сохранения культурного наследия доставшегося нам.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
С того момента, как Петра I посетила мысль прорубить на болоте «окно в Европу», прошло более трёх веков, однако самодержец и по сей день стоит с горящим взором на берегу Невы. Это чудо стало реальностью благодаря Екатерине II, решившей укрепить своё положение на троне и воздвигнуть грандиозный памятник великому предшественнику, намекая тем самым на преемственность власти. Сложнейший проект был воплощен в жизнь французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. И даром, что ставший главным символом Санкт-Петербурга памятник на самом деле отлит из бронзы, с лёгкой руки Пушкина он навсегда стал «Медным всадником».
Читает ученик:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
… И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Памятник Петру I открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. По приказу Екатерины II Фальконе пригласили в Санкт-Петербург. По его мнению памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.
По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень", так и стали потом называть её когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником. Вес монолита - около 1600 тонн. Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Прибыла она к Сенатской площади 26 сентября 1770 года. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".
"Медным всадником" скульптуру в своей поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник стал одним из символов Санкт-Петербурга.
...Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне….
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
.Сегодня мы будем проводить работу над сжатием текста: «Описание памятника Фальконе «Медный всадник»
Прослушайте текст:
Описание памятника Э. Фальконе «Медный всадник»
Петербург. Сенатская площадь. Сюда 7 августа 1782 года после полудня сходился народ на открытие памятника Петру I. Пятнадцать лет готовилось это торжество. И вот этот день наступил. Вокруг памятника, ещё закрытого покрывалом, стоят гвардейские полки, зрители заполняют трибуны и даже крыши ближайших зданий.
Наконец на главной трибуне у здания Сената появилась императрица. Ударил артиллерийский салют, и покрывало упало. Перед глазами зрителей появился один из самых удивительных скульптурных монументов 18 столетия: всадник на скале, властной рукой поднявший на дыбы коня.
В стремительном порыве взметнулся на вершину скалы конь и словно на мгновение замер, сдержанный всадником. Всадник воплощает идею о величии, мудрости и решительности Петра I как государственного деятеля, преобразователя страны и полководца. Вот почему каждая деталь памятника играет свою роль.
Скала-символ трудностей, которые преодолевала Россия. Растоптанная змея олицетворяет поверженное зло, зависть и козни врагов Петра I.
Другие детали подчёркивают героическое начало в образе Петра. На плечи всадника наброшен плащ, ниспадающий свободными складками. У пояса меч. Лавровый венок венчает гордо поднятую голову. Лицо спокойно и решительно. Выразителен жест правой руки. Он воплощает и жестокую непреклонность, и мудрое повеление, и спокойствие.
Всё в памятнике: и конь, стремительно взлетевший на вершину скалы, и форма камня-постамента, и свободная одежда всадника, не сковывающая его движений, - подчёркивает динамику, порыв.
На гранитной скале пьедестала императрица приказала написать: «Петру Первому - Екатерина Вторая». Она хотела, чтобы в ней видели продолжательницу дел Петра.
Толпа на площади криками приветствовала появление Медного всадника. Величественный монумент, вот уже более 200 лет украшающий одну из центральных площадей, неотделим от истории и архитектурного облика Петербурга.
Давайте проанализируем:
Определите тему текста (о чем текст?). Памятник Фальконе «медный всадник»
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Воплощение идеи, величия, мудрости и решительности Петра I.
Определите стиль текста и тип речи: публицистический, Повествование с элементами описания.
Составим подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Сколько частей в тексте? (8) Посмотрите, а сколько микротем? (11)
Пишите названия пунктов плана в тетрадь.
ПЛАН.
1. Ожидание открытия памятника.
2. Торжественный момент наступил. Перед глазами зрителей появился всадник на скале.
3. Всадник воплощает идею о величии и мудрости Петра I. Каждая деталь играет свою роль.
4. Скала. Змея.
5. Облик Петра (плащ, меч, лавровый венок, лицо, жест правой руки).
6. Динамика, порыв.
7. Надпись на гранитной скале пьедестала.
8. Величие монумента.
-Что значит сжать текст? Это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, убрать все лишнее и оставить только главное, т.е. отказаться от подробностей. Помните: при сжатии текста основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц должны быть переданы без искажения. Краткий пересказ выявляет степень понимания текста.
Вспомним способы сжатия.
Работаем над первым абзацем. Одинакова ли роль каждого предложения? Какие предложения являются основными? Подчеркните. Какой прием использовали? Запишите.
Работаем над вторым абзацем. Попробуем применить обобщение. Обобщим первые два предложения. Дальше-исключение.
3 абзац самостоятельно. Какой способ сжатия применили? Читаем.
Четвертый абзац-упрощение, замена СПП простым. Что у вас получилось? Читаем. Отлично!
Сохранили основную мысль?
Какой способ сжатия был основным в сегодняшней работе. Если вы научитесь использовать способ исключения правильно, то на экзамене вас ждет успех.
.
2. Орфографическая работа.
3. Пунктуационная работа.
- О город над Невой, взнесенный величаво,
Ты наша плоть и кровь, наследие и слава.
Высокой строгости, храня в веках черты,
Еще прекраснее, стройнее станешь ты!
Вот, ребята, вы расширили свои знания о великом городе и его создателе, узнали новые имена, которые внесены золотыми буквами в мировую сокровищницу архитектурного наследия. И мы с вами должны гордиться, что живем рядом с городом Санкт-Петербург и имеем возможность регулярно прикасаться с мировой истории.
А кто из вас знает стихи о городе или о Петре I.