Использование ИКТ на уроках английского языка в современной школе в свете требований ФГОС.
Использование ИКТ
на уроках английского языка
в современной школе в свете требований ФГОС.
Федина Ирина Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №9,
ст. Новощербиновская
Если мы будем учить сегодня так,
Как мы учили вчера,
Мы крадём у наших детей завтра
Джон Дьюи
Современность предъявляет все более высокие требования к практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения, а компьютер - средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. При этом задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам разнообразными средствами самой культуры и полиязыковой культуры (Н.Е.Буланкина, 2005). Современные коммуникативные технологии - обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет – ресурсов, несомненно, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т.д., таким образом, решать приоритетные задачи образования - нацеленность на личностные, предметные и метапредметные результаты.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: а) формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети, б) совершенствовать умения письменной речи школьников, в) пополнять словарный запас учащихся, г) формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Компьютерная технология может осуществляться в таких вариантах, как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов), так и монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера. Причем любая образовательная технология должна соответствовать определенным научно-методическим требованиям. Это и концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социальное педагогическое обоснование достижения образовательных целей; это и системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); это и эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам; гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учётом конкретных условий педагогической деятельности; динамичность: возможность развития или преобразования используемых технологий; воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.
В своей педагогической практике я использую "проникающую" технологию, наиболее эффективную. Исходя из типологии современного урока, я применяю ИКТ на Уроке – проект. Использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации. Богатый страноведческий материал, фотографии. Подготовка к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций – программа Power Point, видеоролики, Movie Maker.
Урок введения нового материала. Использование презентаций, видеопроектора, таблицы.
Он-лайн уроки - учащиеся могут ознакомиться с материалом по заданной теме через сеть Интернет. Использование интерактивной доски расширяет возможности реализации принципа наглядности. Ведь чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. В своей повседневной практике я всегда уделяю много внимания работе с программой Power Point. Презентации составляю по всем изучаемым темам, это облегчает работу, у учащихся проявляется интерес к изучению грамматики, страноведения. Уроки получаются яркими и интересными.
Урок закрепления пройденного материала. Выполнение презентаций учащимися. Установление дружеской переписки. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Учащиеся могут общаться на том языке на котором говорят их сверстники в Англии и Америке.
Урок - контроль. Использование тестов, составленных учителем в программе Tester Generator. Учащиеся выполняют тест могут сразу же узнать результат работы и оценку.
Исследовательская работа. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации. Страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Применять компьютерные технологии можно и, не выходя в сеть Интернет. Для этого достаточно приобрести обучающие диски, которых производится огромное множество разными фирмами. В начальных классах использую Magic English, Muzzy. В моей практике после применения этих дисков на уроках английского языка заинтересованность в изучении языков возросла.
Таким образом, на сегодня учитель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Литература
Буланкина Н.Е. Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в российской школе.: учебно-методическое пособие. – Новосибирск, МПГУ, Изд-во НИПКиПРО, 2010, - 64с.
Буланкина Н.Е. Теоретико-методологические и практические вопросы эффективного преподавания иностранных языков в современной школе.: Элективный курс. – Новосибирск, МПГУ, Изд-во НИПКиПРО, 2010, - 50с.
Буланкина Н.Е. Развитие полиязыковой культуры личности средствами социальной сети «FACEBOOK»// Иностранные языки в школе, 2011. – № 6. – С. 33-38.
Буланкина Н.Е. Полиязыковая концептосфера современного педагога: монография. – Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2009.
Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного
обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2005. - №4 -
С. 6-11.