Классный час Добру откроются сердца…
Классный час в 4 классе
«Добру откроются сердца…»
Цель:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
формировать знания о категориях добра и зла;
выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;
содействовать формированию дружного коллектива.
Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.
Ход классного часаУчитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.Качество это серьезное,Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.Это качество В сердце у многих живетИ о боли других Позабыть не дает.И оно поважнее,Чем лица красота.Это качество -Наших сердец ДОБРОТА. - А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.Песня « Доброта»
Предлагаю всем встать в круг.
Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения. (Слайд 1) Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом. Вот мы и разделились на группы.
Ребята, послушайте такую историю.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца» Слайд № 2
Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце» Слайд (3)
Как вы понимаете это выражение?
-- Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?(ответы детей)Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
Выступление группы «исследователей».Первая исследовательская группа : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. У слова «доброта» есть много родственных слов: Слайд 5добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковыйдобродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобныйдоброжелательный - желающий добрадобропорядочный - приличный, достойный одобрениядобронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравомдобросовестный - честно выполняющий свои обязанностиА ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.Вторая исследовательская группа: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».Первая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы, с тобой добрей.Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:А-аз Ж-живёте сделать слайдБ-буки 3 - земля В-веди Л-люди Г - глагол М - мыслите Д - добро П - покой Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».
-А какие вы совершали добрые дела?
-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.
Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».Звучит клип «Песня кота Леопольда»
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.
(Слайд 6)
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.Ситуация 1.Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.Ситуация 2.Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя? Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?Учитель: Какой бы вы совет ему дали? Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
1-й ученик Каждый знает этот мирСловно кто-то разделил: На хорошее, плохое –В нас живут вот эти двое.2-й ученик Они борются годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.3-й ученик Если хочешь в мире тёмномОбижать людей с порога,Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога.4-й ученик Ну, а если ты улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет.5-й ученик Помни истину простую:Что от зла добра не ждут.Только добрые поступкиИ к тебе добром придут!Учитель: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.Упражнение «Клубочек плохих поступков
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала
Ребята, но не всегда мы бываем добры.
Попрошу выйти ……..
У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. ( При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете , а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)
Дети говорят, я – разрезаю нити.
Демонстрируется клип «Жестокость» Третья ученица: Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой векТравой душистой на лугу.Четвертая ученица: Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.Пятая ученица: Словами, мыслями, делами Твори добро, борись со злом. Всегда, везде, где только сможешь,А главное - в себе самом.
Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам ( а также гостям)
А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.
Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе слово человеку –что дождь в засуху.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.
Вам предлагается набор различных слов на листочках. (Слайд 7)
Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.
-- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните: (Слайд 8)
Добрые слова - корни
Добрые мысли - цветы
Добрые дела - плоды
Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.
- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
- В сердце!
Слайд 9
- Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.
Слайд 10
Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!
Звучит песня «Дорога добра»)
Чтец 1: Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!Чтец 2: Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера, Есть на свете командиры и волшебники добра. Мы счастье всем добудем, волшебники удачи... Дарите радость людям, дарите радость людям,Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче! Чтец 3: Будьте добры, это я говорю по секрету.Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры, Если сумеете, будьте добры.Чтец 4: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда. И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!Чтец 5: Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей, Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей, Чтобы были справедливы и в решениях мудры. К людям будете добры вы - люди будут к вам добры. Чтец 6: Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,Делай доброе дело ради счастья людей.Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, Делай доброе дело - тем живём на Земле.
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.Наш классный час окончен. Всем спасибо
Качество это серьезное,Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.Это качество В сердце у многих живетИ о боли других Позабыть не дает.И оно поважнее,Чем лица красота.Это качество -Наших сердец ДОБРОТА.
Первая исследовательская группа : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. У слова «доброта» есть много родственных слов:добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковыйдобродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобныйдоброжелательный - желающий добрадобропорядочный - приличный, достойный одобрениядобронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравомдобросовестный - честно выполняющий свои обязанностиА ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Вторая исследовательская группа: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Добрым быть совсем, совсем не просто: Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта - не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы, с тобой добрей.
1-й ученик Каждый знает этот мирСловно кто-то разделил: На хорошее, плохое –В нас живут вот эти двое.2-й ученик Они борются годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.3-й ученик Если хочешь в мире тёмномОбижать людей с порога,Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога.4-й ученик Ну, а если ты улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет.5-й ученик Помни истину простую:Что от зла добра не ждут.Только добрые поступкиИ к тебе добром придут!
Третья ученица: Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой векТравой душистой на лугу.Четвертая ученица: Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.Пятая ученица: Словами, мыслями, делами Твори добро, борись со злом. Всегда, везде, где только сможешь,А главное - в себе самом.Чтец 1: Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!Чтец 2: Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера, Есть на свете командиры и волшебники добра. Мы счастье всем добудем, волшебники удачи... Дарите радость людям, дарите радость людям,Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче! Чтец 3: Будьте добры, это я говорю по секрету.Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры, Если сумеете, будьте добры.Чтец 4: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда. И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!Чтец 5: Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей, Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей, Чтобы были справедливы и в решениях мудры. К людям будете добры вы - люди будут к вам добры. Чтец 6: Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,Делай доброе дело ради счастья людей.Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, Делай доброе дело - тем живём на Земле.