Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
Мартыненко Зоя Васильевна
ГБОУ СОШ с.Малячкино
учитель начальных классов
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Итак, какой он - современный урок? В чем же его новизна в условиях введения стандарта второго поколения? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Эти вопросы волнуют всех учителей. Ведь главной целью в преподавании для меня и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы полученные знания учащиеся умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
Я согласна с утверждением Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
А сегодня я хочу поделиться с вами формами и приемами, которые использую в своей работе на разных этапах урока.
Рассмотрим этапы современного урока:
1.Организационный момент.
2.Определение темы урока.
3.Актуализация имеющихся знаний.
4. Целеполагание. Мотивация.
5.Закрепление в знакомой ситуации и применение знаний в измененной ситуации.
6.Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания).
7.Информация о домашнем задании.
8.Рефлексия
Итак, оргмомент. Каким он может быть? Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может:
1) чтение стихотворения учителем наизусть.
Придумано кем-то просто и мудро,При встрече здороваться: ”Доброе утро!”Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.Доброе утро длится до вечера.
2) эпиграф к уроку.
«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О.Ключевский.
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой.
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р.Декарт.
3) пословицы, поговорки.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье лучше богатства
4) интересная притча
«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
5) способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. /Н.Рыленков/
Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь».
Пример 1. Урок литературного чтения (3 класс). Тема К.Паустовский «Растрепанный воробей». Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете, с произведением какого автора мы познакомимся на уроке.
WSKLOVIHLСSТАНWТSИGНLПАLУСIТOLSBVCWKИLSЙS
(Константин Паустовский)
- Сформулируйте тему урока.
Пример 2.
Тема урока: “Повторяем гласные звуки и буквы”
На доске запись букв:
Д Б Е М К А Т С У Х Ц Э Ш Ь И
- Прочитаем буквы.
- Назовите каждую третью букву (Е,А,У,Э,И)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Гласные буквы и их звуки)
Пример 3.
Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” в 3 классе подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6. Последним было выражение 14*6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
- Почему затрудняетесь в нахождении результата?
- В чём затруднение?
- Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Тема урока сформулирована. Появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва». Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14*6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.
- Какой вариант решения наиболее удобный?
- Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14*6? Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Новое открыто!
Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД.
Следующий этап актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю тест «Верно ли, что» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. В своей работе применяю приём «верные и неверные утверждения». Этот приём использую как в начале урока, так и в заключительной части урока.
Пример 1. Урок окружающего мира в 3 классе. Тема «Солнце, растение и мы с вами». Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем. Сейчас каждый проверит себя, выполнив задание-тест “Верно ли, что .....”
утверждение верно, то ставим знак “+”
неверно - знак “-”
возникли затруднения “?”
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
+
+
-
+
+
+
-
+
+
?
1. Верно ли, что растение - это часть живой природы?
2. Верно ли, что цветковые растения – самая многочисленная группа растений?
3. Верно ли, что водоросли имеют корни?
4. Верно ли, что папоротники размножаются при помощи спор?
5. Верно ли, что развитие растения начинается с пробуждения семян?
6. Верно ли, что корни добывают из почвы воду и минеральные соли?
7. Верно ли, что корни не способны дышать?
8. Верно ли, что стебель служит опорой для растения?
9. Верно ли, что побег – это стебель с почками и листьями?
10. Верно ли, что листья из частиц воды и углекислого газа готовят пищу?
- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
- Почему возникли спорные ответы именно на этот вопрос?
- Тогда попытайтесь сформулировать цель нашего сегодняшнего урока
- Сегодня к концу урока мы постараемся с вами ответить на этот вопрос.
Пример 2.
Игра «Да-Нет» (ТРИЗ)
Имя существительное это часть речи? (Да.)
Имя существительное отвечает на вопросы «Какая? Какое? Какой? Какие?» (Нет)
Имя существительное отвечает на вопросы «Кто? Что?» (Да.)
Имя существительное бывает неодушевлённое? (Да.)
Имя существительное не изменяется по числам? (Нет.)
Имя существительное бывает собственным и нарицательным? (Да.)
Имя существительное изменяется по родам? (Нет.)
Имя существительное бывает среднего рода? (Да.)
Имя существительное в предложении бывает подлежащим? (Да.)
Имя существительное в предложении бывает второстепенным членом? (Да.)
Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им недостаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течение урока)
Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности. У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. На уроке русского языка на физминутке можно отработать правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» дети делают прыжки, если «о» хлопки и т.д.
Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения.
После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д.
Синквейн. Урок «Растрепанный воробей» 3 класс.
1 – я строка – одно слово Воробей.
2 – строка - два прилагательных Взъерошенный, голодный.
3 –я строка три глагола Прилетел, подрался, отблагодарил
4 -я строка - четыре слова Девочку за её заботу.
5 – строка – одно слово (вывод, оценка) Молодец!
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. В качестве примера приведу разноуровневое домашнее задание по литературному чтению во 2 классе. Тема С.Есенин «Берёза»
1 уровень.
Чтение наизусть стихотворения «Береза»
2 уровень
А какие еще стихотворения С.Есенина вошли в круг детского чтения? Выучить одно стихотворение наизусть.
3 уровень
Творческое задание на тему «Почему березу называют символом России?»
Рефлексия ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Сегодня я узнал..
Было интересно..
Было трудно.
Я выполнял задания..
Я понял, что..
Теперь я могу.
Я почувствовал, что.
Я приобрёл.
Я научился.
У меня получилось
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Библиографический список.
1.Гомулина Н. Н. Анализ состояния проблемы формирования ИКТ-компетентности учителя и обучающихся. Оценка готовности учителя к реализации требований ФГОС ООО и ФГОС С(П) ООО – предметный уровень // Молодой ученый. 2015. №14.1. С. 55-60.2.Карапузова Н. Н. Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. Самара: Асгард, 2015. с. 80-82.
3.Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
4.Родионова М. А. Современный урок в свете внедрения ФГОС СПО третьего поколения [Текст] / М. А. Родионова // Школа XXI века: тенденции и перспективы : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 175 с. – ISBN 978-5-906626-21-9.
5.Четанова Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку // Молодой ученый. 2015. №2.1. С. 33-35.
Интернет-ресурсы.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 141115
15