Выпускная квалификационная работа Оценка агрессивности и способы реагирования в конфликтах
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нефтекамский педагогический колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Оценка агрессивности и способы реагирования в конфликтах
Насртдинова Эльвира Фанисовна
Группа переподготовки
Курс: Педагогическое образование:
специализация
Нефтекамск, 2016
Содержание
Введение 3
1 Агрессия. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях 5
1.1 Понятие агрессия 5
1.2 Виды агрессии по А. Дарки и А. Бассу 5
1.3 Другие виды агрессий 7
1.4 Понятие агрессивности 7
1.5 Понятие агрессивного поведения 8
1.6 Стабильность агрессивного поведения 9
1.7 Стили поведения в конфликтной ситуации по К.У. Томасу и Р.Х.Кипмену 9
2 Оценка агрессивности и поведение в конфликтной ситуации 13
2.1 Организация исследования 13
2.2 Методы и методики проведения исследования 13
2.2.1 Тест «Как Вы ведете себя в конфликте?» 13
2.2.2 Тест «Оценка агрессивности» 15
2.3 Результаты исследования 18
Заключение 20
Практические рекомендации 21
Список использованных источников 22
Приложения
Введение
Не делай другим того, что ты думаешь,
они должны делать тебе. Их вкус может
отличаться от твоего.
Бернард Шоу
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
В этих условиях особенно актуализуется анализ проблемы агрессивного поведения подростков, который показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных причин агрессивности растущих людей и выработки действенных средств ее предотвращения и нивелирования, т.е. проблемы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Американский социальный психолог Б. Вул образно заметил: «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Изучению этой проблемы посвящены многие работы, такие как исследования А. Бассу и А. Дарки, теория З. Фрейда и К. Лоренца, «Теория фрустрации агрессивности» Долларда и Минера, а также типология агрессоров по Р. Бэрону и Д. Ричардсону.
Целью нашего исследования является способность оценить степень агрессивности человека и сформулировать способы реагирования в конфликтах.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предметом исследования являются причины возникновения и коррекция агрессивных проявлений в поведении подростков.
Из проведенных нами исследований была выдвинута следующая гипотеза: в связи с неустойчивой экономической ситуацией, сложившейся в России, ее жители стали излишне агрессивны и нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жесткими к другим людям. Для проверки данной гипотезы были сформированы следующие задачи:
- ознакомление с научной литературой;
- использование методов исследования;
- разработка практических рекомендаций по поводу уменьшения возможностей возникновения конфликтных ситуаций.
Для решения поставленных задач были применены метод тестирования в виде опросника и индивидуальное собеседование.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается реализацией взаимодополнительных методик, адекватных целям и задачам исследования, которые представлены тестами: «Как Вы ведете себя в конфликте?», «Оценка агрессивности».
В ходе исследования было опрошено 5 студентов профессионального колледжа.
1 Агрессия. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
1.1 Понятие агрессии
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящий физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Агрессия - это общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированны: страхом или фрустрацией, желанием вызвать страх у других или обратить их в бегство, или стремлением добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов.
1.2 Виды реакций по А. Бассу и А. ДаркиА. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнего как: «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), гак и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).
3. Прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.
4. Косвенная агрессия - действия, окольным путем направленное лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) или характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.п.).
5. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивости, грубости).
- физиологическая, чувственно-эмоциональная реакция, возникающая в ответ на определенные факторы, активно воздействующие на умственно-психическую деятельность индивида.
6. Негативизм - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта, оказываемым на него воздействиям. Понятие «негативизм» первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений', возникающих при некоторых формах психологических заболеваний. У психически больных негативизм может проявляться не только по отношению воздействии других людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивление чужому влиянию. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования является способом выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.
Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы.
Слабой формой негативизма является упрямство, имеющий тот же механизм и выполняющее ту же защитную функцию. Но в отличии от негативизма упрямство часто возникает по мотивам самоутверждения. Нередки случаи, когда за упрямство принимают настойчивость. Между тем настойчивость обуславливается стремлением субъекта добиться поставленной цели даже вопреки препятствующим этому влиянию.В тоже время негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на субъективных состояниях человека, при игнорировании им объективно существующих целей.
Существует две формы негативизма: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемое требование, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Негативизм может быть эпизодическим, ситуационным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.
7. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
8. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
9. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
1.3 Другие виды агрессий
Кроме тех ситуаций, которые выделили А. Басс и А. Дарки, различают так же другие виды агрессий:
- инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
- аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
1.4 Понятие агрессивности
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно - субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устремлению в разрушении препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность (враждебность) - это поведение человека в отношении других людей, которые отличаются стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до её предельного развития. Каждая личность должна обладать определённой степени агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъект сознательно опасным, так как с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является местной, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасный и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Но само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, такого его делает мотив деятельности, т.е. ценности ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:
- мотивационная агрессия как самоценность;
- инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
1.5 Понятие агрессивного поведения
Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные не благоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологическое агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальностей и тождественностей, с защитой и ростом чувства собственных ценностей, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве:
а) средства достижения какой-либо значимой цели;
б) способы психологической разрядки;
в) способы удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
1.6 Стабильность агрессивного поведения
Несмотря на то, что взаимосвязь гнева и агрессии пока тщательно не исследована, есть два положения, которые не вызывают сомнений у большинства людей - эмоция гнева не приводит к агрессивному поведению, но в определенных случаях возможно, с определенной степенью регулярности повторяются в жизни некоторых людей - гнев приводит к физическому или вербальному виду агрессии. Ни проявление гнева, ни проявление агрессии не обнаруживает тенденции к возрастным изменениям, что позволяет рассматривать их как личностную черту. Обширные исследования, посвященные проблеме агрессии, выявили высокий уровень корреляции агрессивного поведения на всех этапах: при временном интервале до трех лет она составляет 0,7- 0,9, и при интервале в 21 год - 0,4-0,5. таким образом можно с достаточной уверенностью предсказать, что агрессивный младенец станет не менее агрессивным ребенком, а агрессивный ребенок, скорее всего, вырастает в агрессивного взрослого. Одним из факторов, обеспечивающих такое постоянство агрессивного поведения является, по-видимому, порог эмоций гнева. Люди с одним порогом гнева (агрессивной мотивацией) чаще переживают эту эмоцию. Хотя гнев не обязательно приводит к агрессии, частое переживание гнева повышает вероятность некоторых форм агрессивного поведения.
Существует очень широкий спектр гневных реакций. Только в 10% из 160 случаев говорилось о том, что гнев подтолкнул человека на физическую агрессию, 49% испытуемых проявили в гневе вербальную агрессию. Неагрессивные реакции (например, обсуждение, послужившее причинной гнева) фигурировали в 60% описаний (суммарный показатель превышает 100%, поскольку в некоторых самоотчетах содержалось описание нескольких типов реакций).1.7 Стили поведения в конкретной ситуации по К.Ч. Томасу и Р.Х. Килменну.
Когда человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а так же природу самого конфликта.
К.Ч. Томас и Р.Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях:
1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами). Рекомендации по целесообразному использованию способа решения конфликта:
- наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;
- предмет разногласия более существен для оппонента, чем для вас;
- открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;
- существует возможность подчиненным действовать по собственному усмотрению с тем, чтобы они приобрели умения и навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
- необходимо признать собственную неправоту;
- вас не особенно волнует случившееся;
- вы хотите сохранить мир и доброе отношение с другими людьми;
- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
- вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.
2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки). Рекомендации по целесообразному использованию способа решения конфликта:
- у сторон одинаково убедительны аргументы;
- необходимо время для урегулирования сложных проблем;
- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
- сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- вас может устроить временное решение;
- удовлетворение вашего желание имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель;- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу дела). Рекомендации по целесообразному использованию способа решения конфликта:
- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
- основной целью обсуждения является приобретение совместного опята работы, получение широкой информации;
- необходима интеграция точек зрения и сближения мнений сотрудников;
- представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.
4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее). Рекомендации по целесообразному использованию способа решения конфликта:
- источник разногласий тривиален и не существенен по сравнению с более важными задачами;
- необходимо время, чтобы восстановить спокойствии е и создать условия для трезвой оценки ситуации;
- изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
- подчинение могут сами успешно урегулировать конфликты;
- напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
- у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
- пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции). Рекомендации по целесообразному использованию способа решения конфликта:
- требуются быстрые и решительные меры в случае непрерывных и опасных ситуаций;
- при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);
- идет взаимодействие с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;
- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- вы обладаете достойным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса- Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать оптимальную стратегию поведения. Сетка Томаса-Килменна представлена в приложении А.
способ поведения с агрессивно
67392559461500Лист
00Лист
67449709687560fz00fz2 Оценка агрессивности и поведения в конфликтной ситуации
2.1 Организация исследования
Исследование - это достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Научные исследования, представленные в данной выпускной квалифицированной работе, были проведены с целью определения того, как человек ведет себя в ходе конфликтов (какую стратегию поведения он чаще всего выбирает и какова степень агрессивности человека).
В качестве метода научного исследования на тему «Оценка агрессивности и поведение в конфликтной ситуации был взят один из видов теста - вариант опросник.
2.2 Методы и методика поведения исследования
Тест - это специализированный метод психолого-диагностического исследования, применяя который можно получить точную или количественную характеристику изучаемого явления.
С помощью тестов можно изучить и сравнить между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Вариант - опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.
Недостаток тестов состоит в том, что испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно, если он заранее знает, как устроен тест и каким образом он его результатам будет оцениваться психология его поведения.
2.2.1 Тест «Как вы ведете себя в конфликте?»
Приведенные в тексте ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Необходимо внимательно прочитать утверждения и по пятибалльной шкале определить, в какой степени каждое из них отлично для отвечающего в условиях конфликта:
5 – весьма типично;
4 – часто;
3 – иногда;
2 – редко;
1 – совсем не типично.
Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов:
I II III IV V
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
итого итого итого итого итого
1) худой мир лучше доброй ссоры;
2) если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете;
3) мягко стелить, да жестко спать;
4) рука руку моет;
5) ум хорошо, а два лучше;
6) из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит;
7) кто сильнее тот и правее;
8) не подмажешь не поедешь;
9) с паршивой овцы хоть шерсти клок;
10) правда то, что мудрый знает, а не то о чем все болтают;
11) кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день;
12) слово «победа» четко написана только на спинах врагов;
13) убивай врага своей добротой;
14) честная сделка не вызывает ссоры;
15) ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить;
16) держись подальше от людей, которые не согласны с тобой;
17) сражение выигрывает тот, кто верит в победу;
18) доброе слово не требует затрат и ценится дорого;
19) ты мне, я тебе;
20) только тот, кто откажется от своей монополии, на истину сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие;
21) кто спорит ни гроша не стоит;
22) кто не отступает, тот обращается в бегство;
23) ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое ни одной;
24) кто дарит - друзей наживает;
25) выноси заботы на свет и держи с другими совет;
26) лучший способ решать конфликты - избегать их;
27) семь раз отмерь, один раз отрежь;
28) кротость торжествует над гневом;
29) лучше синица в руках, чем журавль в облаках;
30) чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы;
31) на свете нет ничего, что заслуживало бы спора;
32) в этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные;
33) если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты;
34) взаимные уступки прекрасно решают дела;
35) копай и копай без устали - и докопаешься до истины.
Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то это значит, что человек использует две стратегии поведения в конфликтной ситуации.
2.2.2 Тест «Оценка агрессивности»
1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
а) всегда;
б) иногда;
в) никогда.
2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
а) внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в) теряете самообладание.
3. Каким считают Вас коллеги?
а) самоуверенным и завистливым;
б) дружелюбным;
в) спокойным и независтливым.
4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат соответственную должность?
а) примете ее с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в) откажитесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
а) выдадите ему «по первое число»;
б) заставите вернуть;
в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
а) «Что это тебя так задержало?»;
б) «Где ты торчишь допоздна?»;
в) «Я уже начал(а) волноваться».
7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
а) стараетесь ли обогнать машину, которая показала Вам хвост;
б) Вам все равно, сколько Вас обошло машин;
в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
а) сбалансированными;
б) легкомысленными;
в) крайне жесткими.
9. Что Вы предпринимаете, если не все удается
а) пытаетесь свалить вину на другого;
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.
10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современно молодежи
а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;
б) «Надо создать им возможность культурно отдыхать»;
в) «И чего мы столько с ними возимся?».
11. Что Вы ощущаете, если место, которые Вы хотели занять, досталось другому человеку?
а) «И зачем я только на это нервы тратил»;
б) «Видно его физиономия шефу приятнее»;
в) «Может быть мне это удастся в другой раз».
12. Как Вы смотрите страшный фильм?
а) боитесь;
б) скучаете;
в) получаете искренне удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное совещание?
а) будете нервничать во время заседания;
б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;
в) огорчитесь.
14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам
а) обязательно стараетесь выиграть;
б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;
в) очень сердитесь, если не везет.
15. Как Вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане
а) стерпите, избегая скандала;
б) вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание;
в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как Вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а) поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;
в) посоветуете ребенку дать сдачу.
17. Какой, по-вашему. Вы человек?
а) средний;
б) самоуверенный;
в) пробивной.
18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед Вами
а) «Простите это моя вина»;
б) «Ничего пустяки»;
в) «А повнимательней быть не можете».
19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи:
а) «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры»;
б) «Надо бы вести телесные наказания»;
в) «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».
20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочитаете?
а) тигра или леопарда;
б) домашнюю кошку;
в) медведя.
Выбранные ответы необходимо суммировать их номера, учитывая, что ответу «а» соответствует первый номер, ответу «б» - второй, ответу «в» - третий.2.3 Результаты исследования
Одной из цели данной выпускной квалификационной работы является определение способов реагирования человека в конфликтной ситуации.
В ходе исследования было опрошено 5 студентов профессионального колледжа. Каждый, из которых ответил на все 35 вопросов теста «Как Вы ведете себя в конфликте?», ответы которых представлены в приложении Б.
Респондент 1 - в зависимости от содержания места прохождения и участников конфликта может использовать одну из двух стратегий: либо стратегию ухода под панцирем, т.е. отказа как отличный целей, так и от участия во взаимоотношении с окружающими (тип черепаха); либо силовую стратегию, при которой цели очень важны, взаимоотношения - нет. Таким людям не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй (тип Акула).
Респондент 2 использует стратегию сглаживания острых углов. Взаимоотношения - важны, цели - нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями, (тип Медвежонок).
Респонденты 3 и 5 по выбору стратегии разрешения конфликтной ситуации относятся к типу Акула, используя силовую стратегию, а респондент 4 к типу черепаха, применяя стратегию ухода под панцирем.
Одной из целью данной выпускной квалификационной работы является способность человека оценивать степень агрессивности.
В ходе исследования было опрошено 5 студентов профессионального образования. Каждый, из которых ответил на все 20 вопросов теста «Оценка агрессивности», ответы которых представлены в приложении В.
Все пять респондентов умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку достаточно честолюбивы и самоуверенны и при этом у них есть некоторые различия друг от друга.
Респонденты 2, 4 и 5 имеют разрыв агрессивности скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Они склонны к непродуманным проступкам и ожесточенным дискуссиям. Они относятся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которые вполне можно было бы избежать.
Респонденты 1 и 3 немного замкнуты. Но это не значит, что им не присуще вспышки агрессивности. Их они пытаются постоянно подавлять.
Используя результаты двух вышеприведенных тестов, можно сделать вывод о том, что гипотеза, касаемая того, что в связи с неустойчивой экономической ситуацией, сложившейся в России, ее жители стали излишне агрессивны и нередко бывают не уравновешенными не подтвердилась, так только трое респондентов из 10 добиваются успеха, жертвуя интересами домашних и окружающих, поэтому их не удивляет неприязнь одногруппников, но при малейшей возможности они стараются их за это наказать; остальные же респонденты достаточно миролюбивы. Таким образом 70% членов группы, участвующие в данном исследовании, имеют достаточно устойчивую психику, и они стараются не сломиться в потоке негативных событий, происходящих в нашей стране.
Заключение
Целью данной выпускной квалификационной работы является способность оценивать степень агрессивности студентов и сформулировать способы реагирования в конфликтах.
В ходе проделанной работы были сделаны теоретический анализ «Агрессия. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях» и осуществлена практическая часть «оценка агрессивности и поведения в конфликтной ситуации, в результате чего были даны подробные разъяснения таким теоретическим понятиям как «агрессия, виды агрессии, агрессивность, агрессивное поведение и стили поведения в конфликтах».
Гипотеза о том, что в связи с неустойчивой экономической ситуацией, сложившейся в России её жители стали излишне агрессивны и не редко бывают, неуравновешенны и чрезмерно жёсткими к другим людям, не подтвердилось.В течении выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Оценка агрессивности и способы реагирования в конфликтах» были выполнены все заранее поставленные цели:
- ознакомление с научной литературой;
- проведение тестов «Оценка агрессивности» и «Как вы ведёте себя в конфликте?».
Кроме того, в данной работе представлен ряд практических рекомендаций, использование которых помогают снизить возможность возникновения конфликтной ситуации.
Исходя из результатов исследований, проведённых в ходе данной работы необходимо отметить, что нас окружает больше миролюбивых людей, чем агрессивно настроенных.
Практические рекомендации
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Преподавателям не следует считать причиной в конфликтных ситуациях простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но это лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Преподаватель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.
Выделяют следующие пути снижения возможности возникновения конфликтной ситуации:
- разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого студента и группы;
- использование принципа единоначалия, который заключается в том, что: если два или более студента имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их преподавателю, предлагая ему принять решение;
- установление общеорганизационных комплексных целей, эффективное осуществление которых требует совместных усилий двух или более студентов, групп.
- систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей. Вознаграждение помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям преподавателя.
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 c. 3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособие Схемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.5. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для ву,зов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС 2015. - 342 c. 6. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 301 c.
3. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 171 c.
4. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебник / А.В. Дмитриев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
5. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2013. - 324 c.
6. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
7. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
7. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 141 c.
8. Иванов, А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.
9. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.
10. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.
11. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
12. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.18. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
13. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2014. - 158 c.
14. Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 175 c.21. Руденко, А.М.
15. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 316 c.
16. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2013. - 300 c.
17. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
18. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.
19. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
20. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 c.
21. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
22. Степанов, Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2015. - 176 c.
23. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 c.