Классный час Государственная символика Российской Федерации



КЛАССНЫЙ ЧАС
5 класс (первая четверть)
Классный час подготовила учитель I КК МКОУ Краснолипьевская СОШ Иволгина М.Н.
ТЕМА: Государственная символика Российской Федерации.
ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с понятиями «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к России; воспитывать чувство гордости за свою страну.ОБОРУДОВАНИЕ: Государственный флаг России, Государственный гимн России (плакат с текстом), Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; конституция России; презентация с природными зонами и пейзажами России; национальные танцы и песни народов России (аудиозапись)
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
(Ответы учащихся)
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина- это место, где ты родился, где ты живешь с родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились, выросли? (Ответы уч-ся)
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого гражданина она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. В течение этого года мы не раз будем возвращаться к этой теме. На классных часах будем говорить о историческом прошлым нашей страны, ее символах, людях, прославивших ее в веках. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.
А как называется наша Родина? (Ответы уч-ся)
Наша Родина - Россия.
Посмотрите на карту. (Физическая карта России.)
Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? Почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы уч-ся.)
Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - ее зеленый наряд - леса.
(Учитель показывает презентацию природных зон России, пейзажей русской природы, а подготовленный заранее уч-ся читает наизусть стихотворение С.Васильева «Россия»... .Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою - рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом«Русь»!)
-Вот она какая Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? (Ответы уч-ся.)
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет около 143 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом? (Ответы уч-ся.)
- Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России с 18 марта 2014 года добавились Республика Крым и город Севастополь. До этой даты в нее входило 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по- разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая. (Уч-ся слушают аудиозапись данных мелодий.)
- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой . национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил? (Ответы уч-ся.)
Правильно, в Конституции. А что такое Конституция? (Ответы уч-ся.)
- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, написаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы. ( Показ Конституции Российской Федерации.)
Конституция, по которой мы с вами сейчас живем, была принята 12 декабря 1993года. Этот день стал народным праздником.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.
А вы как граждане России какие имеете права и обязанности? (Ответы уч-ся.)
Вы правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Ответы уч-ся)
Символы - это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Поднимите руки те, кто видел Государственный герб и Государственный Флаг России. Где вы видели эти символы?
А кто может описать их? (Ответы уч-ся.)
Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000года: «Государственный Герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь попранного конем дракона». (Рассказ заранее подготовленного уч-ся о символическом значении каждой составляющей части герба.)
С историей появления этого герба и с правилами геральдики мы поговорим на одном из следующих классных часов.
А вот как описывается в том же документе Российский Флаг:
«Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего цвета, а нижней - красного цвета».
(Заранее подготовленные дети рассказывают о версиях значения каждого цвета флага.)
А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.
(Уч-ся слушают гимн России стоя.)
Какая торжественная музыка, красивые слова! Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости - это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Мне очень хочется верить, что она не прошла впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
(Ответы уч-ся.)
Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
( Уч-ся читает стихотворение А. Прокофьева.Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях - наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!) - Спасибо всем за активное участие! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщение учащегося о гербе России
Рисунок современного герба выполнил художник Е.И. Ухналев.
Напомню, что современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?
Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, - это символ единства народов России, живущих в двух частях света - Европе и Азии. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) - это древнерусские символы государственной власти и его "защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображен всадник - святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов. Говорят, что это столица России Москва поделилась со страной своим гербом.
Сообщение учащихся о цветах флага России
Что же означают цвета флага России?
Официально бело-сине-красный был утвержден как государственный флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 году (до этого Россия имела черно-желто-белый государственный флаг, а бело-сине-красный со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости.
Существует и еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточнославянских народов: белый – цвет Белой Руси (Белоруссии), синий – Малороссии (Украины), красный – Великороссии. С другой стороны флаги государств нередко несут в себе прямую связь с государственной религией, поэтому по одной из версий цвета российского государственного флага означают нерушимую связь православной церкви, власти царя и самого русского народа. По этой теории белый цвет символизирует православие, синий – царскую власть, а красный цвет – великий русский народ. В пользу этой теории говорит и известный с незапамятных времен лозунг «За Веру, Царя и Отечество»!
В настоящее время чаще всего(неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.