Интеллектуальный кружок по математике Эрудит


Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка интеллектуального развития «Эрудит» для 4Б класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ);
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказа от 31.12.2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный №40936);
- Примерной программы начального общего образования по «УМК «Школа России» под руководством А.А. Плешакова, 2013г;

- Основной образовательной программы НОО (протокол педсовета №1 от 28.08.2015г);
- Федерального перечня учебников
Устава «Средней общеобразовательной школы №4 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан (действующий), учебного плана на текущий учебный год
Результаты изучения кружка по интеллектуальному развитию «Эрудит»
Личностные:
Учащиеся получат возможность для:
-формирование мотива деятельности, познавательного интереса к изучению математики;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – важных качеств в практической деятельности человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
Познавательные:
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
-использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
-выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность научиться:
-включаться в групповую работу участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Предметные:
Четвероклассники к концу года научатся:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;
-устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и двузначное;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия;
-определять производительность труда, время работы и общий объём работы;
-правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век);
-сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в различных единицах измерения;
-называть и различать компоненты арифметических действий;
- восстанавливать пропущенные числа в равенствах;
-находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий;
- формулировать вопрос задачи в соответствии с условием;
-дополнять краткую запись условия числовыми данными;
- записывать решение задачи разными способами;
-определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
- различать виды многоугольников, знать их названия (конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар);
Четвероклассники получат возможность научиться:
-округлять числа по правилу;
-решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
-читать, записывать дроби;
-складывать и вычитать дроби, используя простейшие приёмы;
-распознавать плоские и пространственные геометрические фигуры;-конструировать геометрические фигуры;-изображать на плоскости объемные фигуры;-составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;-анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы;-осуществлять самостоятельный поиск решений логических, старинных, нестандартных задач
и задач повышенного уровня;
-называть старинные меры измерений;
-пользоваться древнерусским способом умножения;- выполнять проекты;
-оформлять презентацию
Содержание программы
Геометрический блок (6 ч.)
Головоломки с палочками. Трансфигурация, преобразования одних  фигур в другие.Разрезание фигур на равные части. Принцип зеркальности при разрезании квадратов.Подсчет количества фигур. Занимательные задачи. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок». Ребусы, кроссворды
Арифметический блок (19 ч.)
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Использование признаков делимости при решении задач.Знакомство с римской нумерацией. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией.Нахождение суммы рядов чисел. Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов.Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие. Задачи на совместные действия. Совместная покупка. Совместная трапеза.Задачи с дробями. Решение задач на основе составления схем. Задачи, решаемые с конца. Табличная форма записи. Задачи на движение. Решение задач, в которых необходимо учитывать длину движущегося объекта. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка». Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», «Лабиринты», игра «Математическая мозаика».
Сюжетно – логический блок. (13 ч.)
Задачи на планирование действий. Переправы. Составление алгоритма действий. Переливания. Запись решения с помощью таблицы. Взвешивания.Сюжетные логические задачи, табличная форма записи решения. Задачи, включающие истинные и ложные высказывания.Задачи, содержащие вопрос «Сколько надо взять?», т. е. какое наименьшее количество предметов нужно взять, чтобы эти предметы имели заданное свойство. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол». Арифметические фокусы, головоломки
Комбинаторный блок. (30 ч.)
Перестановки. Решение задач. Дерево возможности. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин». Игра «Молчанка». Магические квадраты. Олимпиады, конкурсы
№ п/п Тема Кол-во часов Дата Примечание
По плану Факт Геометрический блок (6 ч.)
1 Интеллектуальная разминка. Геометрические фигуры вокруг нас. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания 1 5.09.16 2 Геометрия: лист Мебиуса. Великие люди: факты и открытия. К. Гаусс. Геометрическая мозаика. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Математические лабиринты 1 7.09 3 Игра. Спичечный» конструктор. Великие люди: факты и открытия. 1 12.09 4 Конкурсы. Трансфигурация, преобразования одних фигур в другие. Разрезание фигур на равные части. Принцип зеркальности при разрезании квадратов. Подсчет количества фигур. 1 14.09 5 Геометрические кроссворды. Головоломки. 1 19.09 6 Геометрический КВН. 1 21.09 Арифметический блок (19 ч.)
7 Интеллектуальная разминка. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Ребусы. Шарады 1 26.09 8 Конкурсы. Использование признаков делимости при решении задач. 1 28.09 9 Знакомство с римской нумерацией. Упражнения, игры, задачи. 1 3. 10 10 Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией. Викторины 1 5. 10 11 Нахождение суммы рядов чисел. Интеллектуальные игры 1 10. 10 12 Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов. 1 12. 10 13 Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие.  1 17. 10 14 Задачи на совместные действия. Совместная покупка. Совместная трапеза. Брейн-ринг. 1 19. 10 15 Задачи с дробями. Сказочная викторина 1 24. 10 16 Решение задач на основе составления схем. Упражнения, игры. 1 26. 10 17 Задачи, решаемые с конца. Блиц-турнир 1 7. 11 18 Табличная форма записи. Упражнения, игры, задачи. 1 9. 11 19 Задачи на движение. Математические игры 1 14. 11 20 Решение задач, в которых необходимо учитывать длину движущегося объекта. 1 16. 11 21 Конкурс знатоков. Задания на развитие внимания. 1 21.11 22 Великие люди: факты и открытия.  С.  Ковалевская. 1 23.11 23 Решение олимпиадных задач. Упражнения, игры. 1 28.11 24 Решение нестандартных задач. Упражнения, игры. 1 30.11 25 Решение нестандартных задач. Викторина. 1 5.12 Сюжетно – логический блок. (13 ч.)
26 Игровые логические задачи. Великие люди: факты и открытия. М. Ломоносов 1 7.12 27 Задачи на планирование действий. Математические игры. 1 12.12 28 Задачи на планирование действий. Переправы 1 14.12 29 Составление алгоритма действий. Интеллектуальные игры 1 19.12 30 Пересечение и объединение множеств. Круги Эйлера. 1 21.12 31 Переливания. Задача Пуассона 1 9.01 32 Запись решения с помощью таблицы. Упражнения, игры, задачи. 1 11.01 33 Взвешивания. Сюжетные логические задачи 1 16.01 34 Сюжетные логические задачи. Табличная форма записи решения. 1 18.01 35 Задачи, включающие истинные и ложные высказывания. 1 23.01 36 Задачи, содержащие вопрос «Сколько надо взять?», т. е. какое наименьшее количество предметов нужно взять, чтобы эти предметы имели заданное свойство. 1 25.01 37 Великие люди: факты и открытия. Н. Лобачевский. Интеллектуальные игры 1 30.01 38 Задания на развитие и совершенствование воображения 1 1.02 Комбинаторный блок. (30 ч.) 39 Великие люди: факты и открытия. Секреты арифметических фокусов. 1 6.02 40 Перестановки. Решение занимательных олимпиадных задач 1 8.02 41 Решение задач. Задачи с альтернативным условием. 1 13.02 42 Математические игры. Задачи-шутки 1 15.02 43 Дерево возможности. Решение задач. 1 20.02 44 Математическая викторина. Компьютерные технологии 1 22.02 45 Математические фокусы. Решение задач. 1 27.02 46 Олимпиадные задачи по теме «Комбинаторика» 1 1.03 47 Японские цифровые головоломки «Судоку». 1 6.03 48 Задания, развивающие память. Секреты арифметических фокусов. 1 8.03 49 Игра Выигрышные стратегии. 1 13.03 50 Комбинаторные задачи с геометрическим и с графическим содержанием. 1 15.03 51 Комбинаторные задачи. Подсчеты при очень непростых условиях. 1 29.03 52 Занимательная комбинаторная задача со сказочным сюжетом 1 3.04 53 Комбинаторные задачи. Читаем варианты, развиваем комбинаторное мышление. 1 5.04 54 Занимательная задача по комбинаторике с интересным сюжетом. 1 10.04 55 Занимательный математический ребус. 1 12.04 56 Анализируем условие задачи, и логика поможет найти ответ. 17.04 57 Решение задач. Метод перебора (подбираются задачи на развитие мышления); 1 19.04 58 Решение задач. Табличный метод (все условия вносятся в таблицу, в ней же выполняется решение); 1 24.04 59 Решение задач. Построение дерева возможных вариантов решений; 1 26.04 60 Решение задач. Построение граф - схемы. 1 1.05 61 Задачи с изменением вопроса. Интеллектуальная игра 1 3.05 62 Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 8.05 63 Учимся комбинировать элементы знаковых систем Интеллектуальная игра 1 10.05 64 Задачи с многовариантными решениями. Интеллектуальные игры 1 15.05 65 Задачи-шутки и задачи на внимание. 1 17.05 66 Комбинаторные задачи. Брейн-ринг. 1 22.05 67 Проектная деятельность «Газета любознательных». 1 24.05 68 Компьютерные технологии на итоговом занятии. Игры и соревнования. Викторина. Загадки. 1 29.05