Проектная работа на тему: Изучение шумового загрязнения автотранспортом
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 города Дмитрова
Проект на тему:
«Изучение шумового загрязнения автотранспортом»
Работу выполнила:
ученица 11 «Б» класса
СОШ №4
Кирпика Карина
Научный руководитель:
Петрова Изольда Алексеевна
2014
Оглавление
Введение..................................................................................................3
Литературный обзор............................................................................3
Исследование.........................................................................................5
Вывод......................................................................................................6
Приложение…………………………………………………………...7
Список Литературы………………………………………………….8
Введение
“Когда-нибудь человеку придется
ради своего существования
столь же упорно бороться
с шумом, как он борется
сейчас с холерой и чумой”.
Роберт Кох (1843-1910)
В последнее время резко возросло количество всех отраслей народного хозяйства. С этим связанно увеличение перевозок большого количества грузов и пассажиров. Автомобиль, в отличие от других средств передвижения имеет высокую маневренность, проходимость и приспособленность для работы в различных условиях. Из-за увеличения количества автомобилей, шумовое загрязнение атмосферы постоянно растет.
Цель: оценить шумовое загрязнение окружающей среды автотранспортом в городе Дмитрове
Задачи:
- дать определение понятию «шум»;
- ознакомиться с понятием шумового загрязнения автотранспортом и его влиянием на организм человека;
- оценить уровень шума в различных местах;
- выделить основные способы борьбы с шумом.
Актуальность проблемы:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время возросло количество автомобильного транспорта в городах, и необходимо решать проблемы шумового загрязнения окружающей среды.
Литературный обзор
Шум — это звук любого рода, воспринимаемый людьми как неприятный, мешающий или даже вызывающий болезненные ощущения. В наши дни шум стал одним из наиболее опасных факторов, наносящих вред окружающей среде. В крупных городах свыше 60 % жителей жалуются на чрезмерный шум или шумовое загрязнение. Единицей измерения громкости является Бел (по имени изобретателя телефона А. Бела (1847— 1922)). Громкость же измеряется в децибелах (степень звукового давления): 1 дБ = 0,1 Б (Бел).
Шумовое загрязнение — тип физического загрязнения, характеризующийся превышением естественного уровня шумового фона.
В крупных городах России, в частности в Москве, эквивалентные уровни шума на магистралях достигают 78—85 дБ (децибел), на жилых территориях — 66—72 дБ, в жилых помещениях — 55— 63 дБ и выше, что приводит к акустическому дискомфорту (ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности жителей городов и населенных пунктов).
Как показывают исследования, для слуха вреден шум, интенсивность которого превышает 90 дБ. Уровень в 110—120 дБ считается болевым порогом, уровень свыше 130 дБ — разрушительным для органа слуха пределом, а в 150 дБ становится для него непереносимым. Звук в 180 дБ вызывает усталость металла, а в 190 вырывает заклепки из конструкции. Неспроста в средние века существовала казнь «под колокол». Шум колокольного звона медленно убивал человека.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов: так в возрасте до 27 лет на шум реагируют около 46 % людей, в возрасте 28—37 лет — 57 %, в возрасте 38—57 лет — 62 %, а в возрасте 58 лет и старше — 72 %. Данное обстоятельство должны учитывать молодые люди, когда слушают дома популярную музыку, смотрят телепередачи, видеофильмы и др. В соответствии с принятыми санитарными нормами допустимый шум в жилых помещениях не должен быть более 30 дБ в ночное время и 40 дБ в дневное время[3].
Экологический шум - одна из форм загрязнения окружающей среды. Увеличение уровня шума выше природного отрицательно действует на человека: повышается утомляемость, снижается умственная активность, возникают неврозы. Как правило, шум нас раздражает, мешает работать, отдыхать, думать. С шумом необходимо бороться.
Источник шумового загрязнения воздушной среды города — это в первую очередь автомобильный транспорт, а также железнодорожный и авиационный. Свой вклад в шумовое загрязнение вносят промышленные, строительные, дорожные, погрузочно-разгрузочные, бытовые и прочие машины и агрегаты.
Шум автотранспортного потока зависит от шума, создаваемого одиночным автомобилем; состава автотранспортного потока (автомобилей различного типа в потоке); интенсивности движения автомобилей; режима движения автомобилей (скорость, ускорение, замедление, равномерное движение); технического состояния автомобилей; характера и состояния дорожного покрытия; рельефа местности; атмосферных условий[6].
Шумовое загрязнение среды важно учитывать при комплексной геоэкологической оценке любой территории. Такую оценку можно узнать, использовав геоэкологическую матрицу территории, которая позволяет проанализировать земельные участки по выбранным геоэкологическим характеристикам.
При решении вопроса о функциональном использовании еще неосвоенных земельных участков учет данного показателя позволяет сформировать наилучшие, с точки зрения благоприятности горожан условия для его эксплуатации, особенно если речь идет о жилищном строительстве. Тот факт, что акустическую комфортность территории не учитывают, в будущем может привести к значительным экономическим расходам[4].
Все источники городского шума можно разделить на естественные и антропогенные. К шумам естественного происхождения относятся: шорох листвы, журчание воды, щебетание птиц, рычание животных и др. Такие шумы не оказывают негативного влияния на самочувствие человека, наоборот, оказывают положительное влияние на нервную систему и весь организм в целом, а антропогенные шумы, напротив, являются источниками постоянного дискомфорта горожан.
Городской антропогенный шум складывается из шума, который создается промышленными предприятиями, транспортными средствами.
Источниками шума в условиях промышленного производства являются работающие станки, механизмы, различные инструменты, машины, оборудование и т.д. Причем такие шумы имеют, как правило, смешанный характер.
Транспорт является постоянным источником шумового загрязнения окружающей среды из-за работы автомобильных двигателей, ударов колес подвижного состава железнодорожного транспорта о рельсовые стыки и т.д. Кроме того, постоянными источниками шума в транспортном секторе являются вокзалы, места стоянок автомобилей, мастерские автосервиса, аэропорты и т. д.[1].
Коммунально-бытовой шум включает в себя шум, который образуется внутри жилых домов, офисов, торгово-развлекательных комплексов и других помещений.
Бытовой шум возникает внутри помещений в основном при работе различных бытовых приборов и техники.
Источники уличного шума - проведение строительных и дорожно-ремонтных работ, работающий транспорт, автомобильная сигнализация и т.д.
Среди перечисленных источников наибольшее воздействие на людей оказывает уличный шум, а именно транспортный.
Установлено, что уровень уличных шумов определяется интенсивностью движения, который зависит от значимости магистрали в системе городского транспортного сообщения, скоростью движения и характером транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировки улиц, а так же от различных элементов благоустройства, таких как покрытие проезжей части, специальные шумозащитные зеленые насаждения [2].
Интенсивность воздействия шума измеряется в децибелах (дБ) и различается в зависимости от типа транспортного средства (табл.1).
Применяют два основных метода определения: оценка шума одиночного автомобиля и измерение шума автотранспортного потока.
Измерение проводят с помощью специализированного прибора — шумомера.
Шумомер — прибор для объективного измерения уровня звука. В простейшем случае шумомер состоит из усилителя, к входу которого подключается измерительный микрофон, а к выходу — вольтметр, проградуированный в децибелах.
Рис. 1 - шумомерИсследование
Изучив литературные данные, я решила провести исследование шумового загрязнения нашего города Дмитрова, узнать и проанализировать, где наибольший уровень шума и насколько он превышает допустимую норму.
Для этого эксперимента мне понадобился специальный прибор – шумомер и таблица, в которой указаны значения интенсивности шума от транспортных средств[5].
(см. приложение 1)
Были выбраны места города, которые имеют различные характеристики транспортного состава, пропускной способности и улично-дорожной территории. Определение уровня шума проводилось в будние дни в часы пиковой загруженности транспортных магистралей.
(см. приложение 2)
При сравнении местоположений в различных районах города можно отметить следующее:
- основной поток сформирован из легковых автомобилей;
- отсутствуют большегрузные автомобили (это связано с действующим ограничением их въезда)
- среди общественного транспорта преобладают маршрутки и автобусы.
В результате проведения расчетов установлено, что наибольший уровень шума, создаваемый транспортными средствами, отмечается на Рогачевском перекрестке (75,0 дБ), около Вечного Огня (73,8 дБ), около СОШ№4 (65,5 дБ), во дворе дома(63,9 дБ), в Березовой роще (60,1 дБ), Ковригинское шоссе(80,1 дБ).
Шум находится в пределах нормы, когда он как по эквивалентному, так и по максимальному уровню не превышает установленные нормативные значения. Поскольку жилые дома расположены в непосредственной близости от дороги, то в качестве нормы допустимого уровня шума взят установленный в СНиПе 23-03-2003 «Защита от шума» эквивалентный уровень шума для территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке, равный 55 дБ, и максимальный уровень шума, равный 70 дБ. Данные нормы взяты для промежутка времени с 7.00 до 23.00 часов.
Из приведенных данных видно, что уровень шума в Дмитрове как по эквивалентному, так и по максимальному значению в трёх местах превышает
установленный нормативами допустимый уровень(Рогачевский перекресток, у Вечного огня, на Ковригинском шоссе), в остальных районах не превышает норму.
1448435136525
Измерение шума с помощью прибора шумомера (Рис. 2)
Вывод
На основании данной работы можно сделать вывод о том, что большая часть городской территории относится к зоне постоянного акустического дискомфорта, что неблагоприятно влияет на здоровье людей.
В целях уменьшения шумового загрязнения можно предложить следующие мероприятия:
удаление жилых зданий от магистралей;
применение зеленых насаждений;
рациональное расположение домов, рациональное расположение спальных комнат в квартирах;
применение перекрытий, стен и окон с хорошей звукоизоляцией;
оптимизация работы двигателей и модернизация двигателей автомобилей ;применение вибропоглощающих слоистых материалов типа «металл — пластик — металл»;
Приложение
Интенсивность шума от транспортных средств (Приложение 1)
Вид транспортного средства Интенсивность шума (дБ)
Легковой автомобиль 70-80
Автобус 80-85
Грузовой автомобиль 80-90
Мотоцикл 90-95
Моторная лодка 90-95
Поезд метро 90-95
Поезд 95-100
Самолет на взлете 110-130
Уровень шума в г. Дмитрове (Приложение 2)
Наименование улицы Уровень шума (дБ)
Рогачевский перекресток 75,0
Дорога около Вечного Огня 73,8
Дорога около СОШ №4 60,5
Ковригинское шоссе 80,1
Двор дома, не выходящий на дорогу 63,9
Березовая роща 60,1
Список литературы:
1. Аксенов И.Я., Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. 176 с.
2. Борьба с шумом в городах / В.Н. Белоусов, Б.Г. Прутков, А.П. Шицкова и др. М.: Стройиздат, 1987. 248 с.
3. СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/ntd/551515 от 27.10.2010.
4. Стурман В.И. Экологическое картографирование. М.: Аспект Пресс, 2003.
251 с.
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» (ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ). – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95673 от 23.11.2011.
6. Экология города: учебное пособие / Денисов В.В., Курбатова А.С.,
Денисова И.А. и др. М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. 832 с.