«Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка»
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка.
Культура здорового образа жизни личности.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3–4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации. Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1–2 физкультминутки по 2 минуты продолжительностью через 15–20 минут после начала урока. При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока. Широко используются физкультминутки в работе с детьми всех возрастных групп на протяжении всего года, начиная с первых уроков. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевок, рифмовок, песен, которые произносятся детьми, или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов. Хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Тексты следует произносить четко, но не громко.
Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять.
В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:
Eins, zwei, drei, vierAlle, alle turnen wir.
Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen ит.д.
Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.
Ich bin groß, Du bist klein, .Er ist lustig, Wir sind fein!Ihr seid sportlich,Sie sind fleißig.Alle kommenAus Leipzig!
Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.Mit dem Finger tick, tick, tick. Mit den Händen klapp, klapp, klapp.Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.Mit dem Kopfe nick, nick, nick.Mit dem Finger tick, tick, tick.Einmal hin, einmal herRundherum ist nicht so schwer.
Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:
Die Arme, die Hände, die Füße und BeinWir müssen sie üben, um kräftig zu sein.Punkt, Рunkt, Komma, Strich – Fertig ist nun das Gesicht.Körper, Arme, Beine dran – Fertig ist der Hampelmann.Hände, Füße und ein Hut. Ist der Hampelmann nicht gut?
Для отработки правильной осанки можно использовать рифмовку:
In der Schule und zu HausSitzt gerade, Brust heraus.
При работе над темой „Der Winter“ необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:
Schön ist der Winter für Große und Kinder. Eins, zwei, drei, vier, Schlittschuh laufen alle wir. Fünf, sechs, sieben, acht, wir machen eine Schneeballschlacht. Hurra, es ist so weit!Heute Nacht hat es geschneit!Schnell einen Ball gemacht,und auf, zur Schneeballschlacht.He – juchhe – Im ersten, weichen Schnee!
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
Для 5-го класса:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3–5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30–60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-немецки).
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Выводы.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: Норма – 4–7 видов за урок.
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора), активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15–20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках иностранного языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки). Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса. Формируется здоровый образ жизни.