Конспект к уроку Оружающего мира Откуда в снежках грязь
Муниципальное образовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2
г.о. Тейково Ивановской области
155048
Ивановская область, г.Тейково,
ул. Шестагинская, д.78
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе на тему: «Откуда в снежках грязь?»
Педагог: Расщупкина Марина Владимировна
Автор учебника: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 часть 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 5- издание, Москва «Просвещение» 2016
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Организация деятельности учащихся для знакомства с источниками и путями распространения загрязняющих веществ, со способами защиты окружающей среды от загрязнений.
Задачи:
- обучающие (формирование познавательных УУД):
учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать познавательную активность, наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора;
- воспитывающие (формирование коммуникативных и личностных УУД):
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе; формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителя и товарищей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы
Коммуникативные:
предлагать помощь и сотрудничество,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста)
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», электронное приложение к учебнику, презентация к уроку, снег в стаканах, фильтры, чистые стаканы, рисунок термометра для рефлексии, вырезанные снежинки.
Наглядные пособия: рисунок снеговика, рисунок Злючки-Грязючки, термометр
№
п/п
Этапы урока
Содержание этапа, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Экологический компонент
1
Организационный момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Хотите узнать, о чём мы сегодня поведём речь на нашем уроке?
Отгадайте загадку:
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает
Отвечают на вопрос
Отгадывают загадку
- снежок
Регулятивные
Волевая саморегуляция
Коммуникативны, личностные
Умение следовать правилам поведения
2
Актуализация знаний
- Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке – румяный,
под луною – голубой,
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь!
- Молодцы! Правильно.
Мы с вами уже немного говорили о снеге.
- Скажите, а из чего состоит снег?
Да, действительно, снег состоит из снежинок.
- А что мы знаем о снежинках, какую они имеют форму?
- Сколько лучей имеет снежинка?
- Правильно.
А сейчас мы и проверим. Кто из вас умеет определять настоящие снежинки. Каждая пара получит по несколько половинок снежинок. Вам необходимо верно соединить половинки и найти правильную снежинку. Когда закончите – поднимите её.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете. Кто сегодня спешит к нам на урок.
Его дети из снега слепилиИз морковки приделали носДаже шарфик ему подарилиЧтобы в сильный мороз не замёрзКто же он знает каждый ребёнокВо дворе за окошком стоитДруг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг
- Ребята, отгадывая загадки вы назвали слова: снежок, снег, снежинка, снеговик.
- Как вы думаете, а что объединяет все эти слова?
-Какая общая часть в этих словах?
- Но наш веселый Снеговик пришёл к нам не с пустыми руками.
- Так что же принёс с собой Снеговик?
- Правильно, он принёс нам снег. Он и в ваших стаканах на столе.
- На прошлых уроках мы уже говорили о снеге. Давайте вспомним свойства снега.
- Выберите из данных свойств только те, которые относятся к снегу.
Снег
рыхлый белый
бесцветный хрупкий
непрозрачный прозрачный
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы
- Снег
Отвечают на вопросы
Предполагаемые ответы детей
из снежинок
форму звездочки
6 лучей
Работа в парах
Отгадывают загадку
- Снеговик
- Они однокоренные
- снег-, снеж-
Составляют кластер «Свойства снега»
Познавательные
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативны, личностные
Умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные
Анализ, умение структурировать знания.
В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране природы; знакомятся с причинами загрязнения окружающей среды и способами борьбы с ним.
3
Самоопределение к деятельности
- В нашей загадке говорилось, что снег летает белой стаей.
Вы сейчас сказали, что одним из свойств снега является цвет.
Он белый.
- А бывает ли снег чёрный?
- А кто из вас пробовал на вкус снег?
- Как вы думаете, можно ли есть снег или нельзя?
Обоснуйте своё мнение.
- Одни из вас говорят, что можно, а другие нельзя. У нас возникли разногласия, но большинство предполагают, что снег есть нельзя.
- Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения?
- Правильно, нужно провести исследование.
- Так что нам предстоит сделать сегодня на уроке?
Ответы на вопросы
- Бывает
Определяют проблему
- Можно, нельзя
Провести исследование
- Выяснить можно есть снег или нельзя
Познавательные:
Умение структурировать знания.
Регулятивные:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Коммуникативны, личностные
Умение аргументировать свою точку зрения
В ходе урока ученики решают экологические задачи по охране природы; знакомятся с причинами загрязнения окружающей среды и способами борьбы с ним.
4
Открытие нового знания.
- Давайте побудем сегодня исследователями, а наш класс будет научно-исследовательской лабораторией. Ведь, чтобы доказать, что снег опасен, нам надо его исследовать. Мы – начинающие учёные.
Но сначала Снеговичок напомнит вам правила работы
в группе:
Работать вместе, (руки на груди)
Обсуждать дружно, (руки в замок)
Думать быстро, (круговые движения головой)
Спорить тихо
Сейчас мы с вами будем исследовать снег. У вас на партах стоят стаканы со снегом. Что вы можете о нём сказать?
- Что с ним происходит?
-Так, что такое снег
- Если это замёрзшая вода, то снег какой?
Если снег холодный, то чем он опасен, когда мы его будем есть?
- А почему ещё нельзя есть снег?
Все ли считают, что в нём есть грязь?
Мы уже так много с вами поработали, что Снеговичок приглашает нас отдохнуть
Повторяют правила работы в группе
Ответы на вопросы
- Он белый, чистый
- Он тает
- Снег – замёрзшая вода
- Он холодный
- Можно заболеть простудными заболеваниями.
- Он грязный
ответы детей
5
Физкультминутка
Выпал беленький снежок,
Ох, и беленький снежок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать, будем ручки согревать
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей
Выполняют упражнения:
Топают ногами
Хлопают в ладоши
Прыгают на месте
Регулятивные:
Управление своими эмоциями
Практическая работа (продолжение)
- Ребята, почему в стакане не снег, а вода? Объясните, что случилось?
- Какой был снег?
- А действительно ли он чистый? Как вы думаете?
- Давайте проверим это при помощи лупы
- Какой можно сделать вывод?
- А теперь посмотрите на воду в ваших стаканах.
Сравните, каким был снег, и какая стала вода.
- Иногда зрение подводит человека. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы. Выясним, какой эксперимент надо провести. Снеговичок вам поможет. Вам необходимо выбрать одно слово (просушить, профильтровать, промыть) – написаны на доске
- Давайте выберем предметы необходимые для изготовления фильтра
- Пропустим воду из стакана через фильтр. Каким стал фильтр?
- Так можно ли есть снег?
- Откуда в нём взялась грязь? Ваши предположения
В классе тепло и снег растаял
Белый, чистый. Пушистый
Исследование снега при помощи лупы
- На дне осадок, вода мутная
Воду нужно пропустить через фильтр.
- Подбирают материал для фильтра (работа в парах)
Фильтр стал грязным
Ответы детей
6
Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний
-Ой, ребята, кто это? (звучит страшная музыка)
- Послушаем, что она хочет нам сказать (включаю аудиозапись запись слов Злючки)
- А откуда ещё появляется Злючка – Грязючка в наших снежках?
- Зимой в снежках можно обнаружить и другую грязь. Какую?
- Чтобы полнее ответить на вопрос поработаем с презентацией.
-Так какая ещё грязь может быть в снеге?
- Что произойдёт со снегом весной?
- Куда может попасть Злючка – Грязючка?
-Что происходит с водоёмом после того, как туда сбрасывают промышленные отходы?
- Как с этим борются?
- Это Злючка-Грязючка
-Она в дыме от заводов и фабрик, в выхлопных газах автомобилей, в сточных водах фабрик. И всё это загрязняет нашу Землю.
- Мусор.
- Он начнёт таять
- Она отправится в путешествие и попадёт в реки и моря
- Гибнет рыба, птицы, деревья у водоёмов.
- Ставят очистительные сооружения; ловушки для дыма, а мы сами должны тоже не сорить
Познавательные:
Понимание текстов, извлечение
необходимой информации.
Установление причинно-
следственных связей.
Построение логической цепи
рассуждений, выведение следствий.
Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
Регулятивные:
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативны:
Взаимодействие с учителем осуществляемого во фронтальном режиме
Очистные сооружения необходимы для того, чтобы поддерживать и сохранять здоровье людей и всех остальных живых существ.
Мы свою природу – матьДолжны любить и охранять
7
Творческая работа
- Мы выяснили, что снег есть нельзя. Снеговичок предлагает вам составить памятку о том, что снег вреден для здоровья. У каждой группы на парте лежит снежинка. Напротив каждого лучика запишите свои советы. А мы потом это объединим и составим общую памятку и выступим с этим перед дошкольниками. Какие советы вы поместите в эту памятку?
Работа в группах
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, а в тепле быстро тает.
Снег - накопитель загрязняющих веществ, поэтому нельзя есть снег и пить талую воду.
Результаты нашего исследования показали, что совершенно чистого снега нет. Лишь внешне снег кажется белым и чистым. На самом же деле он содержит грязные примеси. Поэтому можно заболеть инфекционными заболеваниями. Снег очень холодный можно заболеть ангиной. Не ешьте снег, а пейте только очищенную воду!!!
8
Подведение итогов урока
Вернёмся к учебной задаче урока.
-Как мы узнали, что в снежках есть грязь?
- Откуда в снежках грязь?
- Как сделать планету чище?
Ответы детей
-Провели опыты
-Если 1 раз в неделю (например, в субботу) школьники хотя бы 1 час убирали свой район, то вокруг стало бы намного чище. Да и сами школьники будут меньше мусорить, потому что будут знать, что придётся убирать. Местным органам власти мы предлагаем ужесточить контроль над применение на производствах устаревших природоразрушающих технологий и отдавать приоритеты разработке и применению новых.
Познавательные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой
Регулятивные:
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Умение выражать свои мысли
Коммуникативные
Самооценка на основе критерия
успешности
Адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной
деятельности.
9
Рефлексия
-На столе у вас лежат снежинки. Прикрепите их на градусник (изображение градусника на доске), который принёс Снеговичок
Тепло, - если вы всё поняли на уроке
0 – если у вас были затруднения
Холодно – на уроке мне было скучно, я ничего не понял
Оценивают свою работу на уроке
Коммуникативные, личностные
Самооценка на основе критерия
успешности
Адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной
деятельности.
10
Домашнее задание
Расскажите родителям, друзьям, о чём вы сегодня узнали на уроке.
Сочините сказку о том, как можно победить Злючку-Грязючку.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15