Использование активных форм для развития мотивации на уроках информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа средняя обшеобразовательная школа №4
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ
Автор : учитель информатики и ИКТ
Грудинина Юлия Сергеевна
МБОУ БГО СОШ №4
Борисоглебский городской округ 2015 г.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ
Грудинина Ю.С.
МБОУ БГО СОШ №4
Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
В настоящее время образование использует различные формы, средства и методы, получившие название интерактивных. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на бoльшую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет гораздо более пассивную роль. Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, когда в учебный процесс вовлечены все обучающиеся. Место учителя на таких уроках резко меняется, перестаёт быть центральным, сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. В преподавании информатики накоплен уже достаточно большой опыт использования конкретных активных методов обучения.
В своей практике при проведении уроков, для реализации мотивации учебной деятельности, я использую следующие активные методы обучения:
Активный метод Пример применения на практике
Апелляция к жизненному опыту детей При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»).
Создание проблемной ситуации Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?
Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д.
Ролевые и деловые игры В качестве повторения и обобщения в старших классах по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма»
Решение нестандартных задач на смекалку и логику Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография)
Элементы занимательности При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:
«Этот процесс орнитологи называют миграцией»
«Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»
«Он всегда имел запас калькуляторов»
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.
В заключение хотелось бы сказать о том, что применение активных форм в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, повышает эффективность образовательного процесса, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Используемая литература:
1. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.