Использование активных методов и форм обучения на уроках литературы в рамках ФГОС



Использование
активных методов и форм обучения
на уроках литературы
Для активизации познавательной деятельности студентов, формирования их профессиональных умений и навыков в процессе обучения на уроках литературы наряду с традиционными методами, используются активные методы обучения. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно и, самое главное, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на то, чтобы привлечь студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач и дать возможность применить полученные знания. [1 С.173-178]
К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. [2 С.18-21]
В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках применяю как собственные, так и адаптированные активные методы обучения.
Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяет:
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности студентов за результаты обучения;  - обеспечивать приобретение жизненно важных навыков и качеств;  - воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Всем известно, что существует определённая схема, в соответствии с которой строится работа на уроках литературы: сначала читаем и анализируем текст произведения, затем изучаем учебник, критические статьи, дополнительный материал, готовясь к обобщающим занятиям. При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» студентам было предложено изменить этот привычный порядок: им необходимо было подготовиться к суду присяжных над главным героем - Родионом Раскольниковым и провести его после чтения произведения.
Для меня подобная форма проведения уроков используется не первый год. Основная цель - добиться, чтобы студенты не просто перелистали роман в кратком изложении, усваивая лишь сюжет, а прочитали его вдумчиво, тщательно отбирая нужные эпизоды, обращали внимание на детали вроде бы незначительные, но столь необходимые для доказательства своей точки зрения, достигли глубокого понимания особенностей характера каждого персонажа.
Подготовка к «суду» потребовала от студентов более серьезного и осмысленного отношения к каждому уроку, особого внимания к проблемам, обсуждаемым на практических и лекционных занятиях. Каждый урок строился с ориентацией на текст художественного произведения и на выстроенную систему самостоятельных и внеаудиторных работ. Опыт подобной работы открыла для себя в книге Е. Ильина «Урок продолжается...», в которой автор рассматривает домашнее задание как своеобразную литературную задачу, довольно трудную для обучающихся, но тем и интересную. Автор предлагает с помощью ряда методических приемов максимально активизировать умственную деятельность, советует уделять внимание острой, интересной формулировке тем для домашних заданий, органической связи их с уроками, активному обсуждению результатов самостоятельной работы студентов [3 С.45-49].
Нельзя не отметить, что занятость студентов была максимальная: более половины группы были привлечены к подготовке «суда». Каждый получил определенное задание. Например, судьи должны были продумать весь ход заседания, вопросы к свидетелям и обвиняемому; адвокату предстояло построить защиту на фактах, изложенных в романе; прокурору - написать обвинительную речь. Свидетелям предлагалось особенно внимательно перечитать те эпизоды, где действовали изображаемые ими герои, представить, как вел бы себя их персонаж на суде, суметь ответить на любой вопрос о «себе» или о «своих» взаимоотношениях с Раскольниковым, подготовить презентацию. В целом, студентам пришлось воспроизвести картину суда над главным героем, которая занимает в романе всего несколько страниц эпилога.
Интересно было наблюдать, как происходило перевоплощение студентов. Суров был суд первокурсников, но не согласиться с ними нельзя. Читая роман, понимаешь, что ложные теории – сознание своей исключительности, презрение к человеческому «муравейнику» - рушатся, лишаются какой-либо основы перед лицом истинной любви. Так на этом уроке решалась важная проблема современного прочтения классического произведения.
Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения на каждом занятии.
Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования эффективно сказывается на подготовке будущих специалистов.
Используемые источники:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991
2. Ильин Е.П. Урок продолжается М., 1973
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991

Открытый урок в рамках конкурса
профессионального мастерства
среди преподавателей и мастеров производственного обучения «Советского профессионального колледжа», март 2014 г.


Суд присяжных над героем романа
Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым