Презентация по химии физико-химический состав почвы


Тема: Физико - Химический состав почвы на пришкольномучастке Лестранхозовской СОШ села БирикчульРаботу выполнила: Суровцева Анастасия Владимировна ученица 11класа Руководитель: Сигова Наталья Алексеевна учитель биологии и химии с.Биричуль, 2016г Цель: собрать материал с разных территорий пришкольного участка, провести физический и химический анализ почвы. Задачи: 1.Провести анализ литературы для определения основных понятий. 2.Выявить и опробировать методы для определения физико- химических особенностей почвы. 3.Исследовать состав, структуру, типы почв. 4.Установить связь между химическим составом почвы и растениями, которые способны компенсировать проблемы пришкольного участка. Объект: почва на разных пришкольных участках.Предмет: физико-химические особенности почвы. Новизна: заключается в том, что на территории нашего пришкольного участка никто не исследовал физико-химический состав почвы, с целью улучшения плодородия и повышения урожая. Практическая значимость: Химический анализ почвы позволяет своевременно выявлять специфические проблемы, связанные с почвой. выявляет обеспеченность почвы питательными веществами. Результаты исследований :Исследование проводилось в октябре 2016 года на пришкольном участке Лестранхозовской СОШ, который расположен в окрестностях села Бирикчуль. почва – это самостоятельное природное тело и ее образование есть сложный процесс взаимодействия пяти природных факторов: климата, рельефа, растительного и животного мира, почвообразующих пород, времени. Методы исследования:1.Физический анализ почвы Определение гранулометрического состава почвы2. Химический анализ почвы Методика исследования №1: гранулометрический состав почвы. 1. Выбрали место для исследования : участок №1- цветочная клумба в первом цветнике; участок №2 - цветочная клумба во втором цветнике; участок № 3 – грядки овощей; участок № 4 – грядки капусты; участок № 5 – площадка картофельная.2. Для проведения физико-химического анализа вначале провели пробоотбор, используя метод конверта. Почва изымалась с глубины 10 - 20 см, по 800-900 мг каждого образца. Пробы были взяты на разных территориях. Почва высушивалась. 3. Определение гранулометрического состава почвы проводили, используя метод распознавания гранулометрического состава. Определение гранулометрического состава почвы Подготовка почвы к высушиванию Определение гранулометрического составаСухим методом «Влажный метод» Основные виды почв {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Гранулометрический составУч 1Уч 2Уч 3Уч 4Уч 5среднесуглинистыйлегкосуглинистыйтяжелосуглинистыйлегкосуглинистыйтяжелосуглинистый категории почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию. На участке №1 – почва серая малогумусная, среденеплодородная; на участке №2- почва темно-серая среднегумусная, среднеплодородная; на участке №3- почва черная, гумусная, плодородная. На участках №4, 5 почва очень черная, высокогумусная, очень плодородная. Приготовление водной вытяжки.Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5-10 минут, а затем фильтровали. Приготовление водной вытяжки Актуальная кислотностьАктуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в химические стаканы 2 мл водной вытяжки , добавили 10 мл. дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнули и дали отстоять осадку; в надосадочную жидкость внесли полоску индикаторной бумаги и, сравнили её цвет с цветной таблицей, сделали вывод о величине pH почвы. Определение актуальной кислотности почвы.Уч.1 pH 3 – 4 СИЛЬНОКИСЛАЯ Уч.2 pH 6 БЛИЗКАЯ К НЕЙТРАЛЬНЫМУч.3 pH 5-5,5 СЛАБОКИСЛАЯ Уч.4 pH 6-7 НЕЙТРАЛЬНЫЕУч.5 pH 6-7 НЕЙТРАЛЬНЫЕ Качественное определение химических элементов в почве.Карбонат-ионы. Небольшое количество почвы поместили в фарфоровую чашку и приливали пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода (IV) CO2 выделялся в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судили о более или менее значительном содержании карбонатов. Результат: На первом, третьем и пятом участках вскипание бурное, но не продолжительное, процентное содержание карбонат - ионов около 3-4. На втором практически не вскипает, процентное содержание 1-2.Чевертый участок дает кратковременное и не бурное вскипание .Таким образом, содержание карбонат - ионов на каждом участке незначительное. Определение наличия Железо (II и III). В две пробирки внесли по 3мл вытяжки. В первую пробирку прилили несколько капель раствора красной кровяной соли K3[Fe(CN)6)], во вторую – несколько капель 10%-го раствора роданида калия KSCN. Результат опыта: ни в одной пробирке не были обнаружены соединения железа. Сульфат-ионы. К 5 мл фильтрата добавили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария. Результат: В первой пробирке наблюдается сильное помутнение раствора, что указывает на наличие сотых долей процентов сульфатов. В остальных пробирках было заметно слабое помутнение т.е небольшое содержание сульфатов. АлюминийК 5 мл почвенной вытяжки прибавили по каплям 3%-ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве.Результат опыта: самое большое содержание алюминия обнаружено в третьей пробирке, в остальных пробах алюминия содержится мало.Алюминий. Определение содержание перегноя методом прокаливания содержание перегноя на исследуемых участках определяли по формуле((А-Б)*100)/В = х, где А – потеря в весе после прокаливания; Б – вес гигроскопической воды; В – вес абсолютно сухой навески;Х – содержание перегноя в процентах. На участках под номерами 2,4,5 содержание перегноя составляет 75 %, что говорит о достаточно высоком содержании гумуса. На участках 1,3 - 67% перегноя, содержание гумуса по -прежнему высокое. Заключение: Почвы, взятые для анализа на пришкольном участке, нуждаются в улучшении. В результате проведения анализа почв с различных участков пришкольного двора выяснили, что на участке № 1сильнокислая среда, незначительное содержание карбонатов, содержание сульфат ионов среднее, ионов железа (III), ( II) не содержат, алюминия мало; содержание гумуса 67%, почва зернистая, среднесуглинистая. Эта почва требует минерализации.На участке № 2 близкая к нейтральному, практически отсутствуют карбонат ионы, сульфат ионов мало, ионы железа(III) (II) отсутствуют, алюминия недостаточно, содержание гумуса 75%, легкосуглинистая почва. Она недостаточно зерниста и имеет определенный запас питательных веществ, который, однако, нужно постоянно восполнять. На участке № 3 слабокислая почва, незначительное содержание карбонатов, содержит значительное содержание алюминия, небольшое содержание сульфат ионов, ионы железа(III) (II) отсутствуют, содержание гумуса 67%, почва тяжелосуглинистая. Требует минерализации, внесения песка.На участке № 4 близкая к нейтральному, практически отсутствуют карбонат ионы, сульфат ионов мало, ионы железа(III) (II) отсутствуют, алюминия недостаточно, содержание гумуса 75%, легкосуглинистая почва. Она недостаточна зерниста и имеет определенный запас питательных веществ, который, однако, нужно постоянно восполнять. На участке № 5 близкая к нейтральному, практически отсутствуют карбонат ионы, сульфат ионов немного, ионы железа(III) (II) отсутствуют, алюминиямало, содержание гумуса 75%, тяжелосуглинистая почва. Требует минерализации, внесения песка.  Выводы:1.Провели анализ литературы для определения основных понятий.2.Выявили и опробировали основные методы для определения физико- химических особенностей почвы. 3.Исследовали состав, структуру, типы почв. 4.Установили связь между химическим составом почвы и растениями, которые способны компенсировать проблемы пришкольного участка. Спасибо за внимание!