Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС для неделимых классов сельской школы.


МАОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
методическом совете Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 от _________Рябикова Т.Ш. _________ Кряжева Л.Н
. «__»_____201 г приказ от «__»_______№

Рабочая программа
по технологии для учащихся 5 класса
МАОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»
на 2015-16 учебный год
2 часа в неделю
68 часов в год
Автор программы: В.Д.Симоненко
Учебник: В.Н. Правдюк и др.
Технология 5 класс учебник
для общеобразовательной школы.
Под редакцией В.Д.Симоненко
ВЕНТАНА – ГРАФ 2012 – 224С.
Составитель: учитель технологии Емельянова Г.А.
1) Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, Примерных программ по учебным предметам «Технология 5-9 классы»,
Цели
Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности
Задачи:
Изучение технологии в основной школе направлено на· освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений всамостоятельной практической деятельности.
2) общая характеристика учебного предмета.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ по ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕНИЕ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
В сельской школе сложилась практика комбинированного изучения технологий как промышленного, сервисного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комплексные программы, включающие разделы по агротехнологиям и технологиям животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по индустриальным технологиям и технологиям ведения дома. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.
В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения технологии.
При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программах отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют расширить учебно-материальную базу обучения сельскохозяйственным технологиям и одновременно решить задачи социального воспитания школьников.
.
3) описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Хмелевская СОШ» в 2015-2016 учебном году на изучение технологии в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности,
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей,
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда,
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации,
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры,
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации,
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам,
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства,
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности,
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты:
алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности,
ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни,
определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов,
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса,
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства,
виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов ,аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую или социальную значимость,
выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных,
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость,
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками,
объективная оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива,
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам,
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах,
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства,
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" отражают:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
5) содержание учебного предмета.
Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:
Индустриальные технологии
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
Древесина свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов: свойства и области применения. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов
Понятие «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условны обозначения. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.
Столярный верстак, его устройство Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения. Разметка Пиление Сверление Сборка деталей изделия, контроль качества Столярная и декоративная отделка деталей и изделия
Правила безопасной работы при работе ручными столярными инструментами..Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов
Виды и свойства и способы получения искусственных материалов
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом
Технология домашнего хозяйства.
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт.
Средства ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Технология исследовательской и опытнической деятельности
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения ( выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации
Способы проведения презентации проектов
Технологии ведения дома
Кулинария Санитария и гигиена.
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качеств и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.
Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов.
Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.
Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.
Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технологии их приготовления.
Создание изделий из текстильных материалов
Свойства текстильных материалов.
Классификация текстильных волокон. Способы их получения и свойства натуральных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного производства и в домашних условиях.
Сравнительные характеристики тканей из натуральных волокон Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.
Элементы машиноведения.
Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации
Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине
Конструирование швейных изделий.
Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.
Моделирование швейных изделий.
Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий. Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия.
Технология изготовления швейных изделий.
Ручные стежки и строчки. технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначение. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.
Правила выполнения следующих операций:
- обработка деталей кроя,
- обработка бретелей,
- обметывание швов ручным и машинным способом.
Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных волокон
Сельскохозяйственные технологии
Технологии растениеводства.
Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур.
Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт Размножение семенами, подготовка семян к посеву
Почва – основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных типов почв, понятие «плодородия почвы».
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями. Проведение фенологических наблюдений. Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды Технологии и средства защиты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.
Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы. Подготовка к зиме теплолюбивых растений.
Исследовательская и опытническая деятельность в растениеводстве. Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выявление и формулирование проблем в технологиях производства сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование темы опыта.
6) тематическое планирование.
№ название раздела Тема урока Содержание Основной вид учебной деятельности дата
1-2 Технологии растениеводства.
Основы аграрной технологии (осенние работы) Многообразие сельскохозяйственных растений Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Основные приемы ухода за растениями.
. Планировать осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве.
Выполнять практическую работу по инструкции.
Анализировать допущенные ошибки 3-4 Лук репчатый, морковь и свекла столовая Проведение фенологических наблюдений.
Подготовка к зиме теплолюбивых растений.
Формирование представлений о различных способах выращивания цветочно-декоративных культур. Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. 5-6 Состав и свойства почвы. Типы почв Почва – основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных типов почв, понятие «плодородия почвы». Ознакомление с составом почвы, ее плодородием.
Расширение представлений об охране и экологии почвы. Рассказывать о плодородии почвы.
Выполнять практическую работу по инструкции. 7-8 Обработка почвы под овощные культуры Осенняя обработка почвы. Ручные орудия для обработки почвы.
Совершенствование приёмов правильной работы инструментами.
Осваивать общие приемы выращивания травянистых растений, оценки их состояния, выбраковки, подготовки к зиме.
Выбирать экземпляры и заготавливать материал для размножения.
Подготавливать участок для посадки. 9 Создание изделий из текстильных материалов.
Моделирование швейных изделий Проектирование швейных изделий Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.
Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Понятие о контрасте и форме одежды
Выбор модели и моделирование. Разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды.
Выбирать вид художественной отделки швейного изделия в зависимости от его назначения, модели и свойств ткани.
Моделировать выбранный фасон швейного изделия по чертежу его основы.
10 Свойства текстильных материалов Технология изготовления ткани Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях Определять виды переплетения нитей в ткани.
Исследовать свойства долевой и уточной нитей в ткани.Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Определять направление долевой нити в ткани.
Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей.
Оформлять результаты исследований. 11 Текстильные волокна. Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна (хлопок, лен). Способы их получения и свойства натуральных волокон. Сравнительные характеристики тканей из натуральных волокон. Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям.
Исследовать свойства тканей из натуральных волокон.
Распознавать виды тканей.
12 Конструирование швейных изделий Изготовление выкроек Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде.
Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования.
Основные точки и линии измерения фигуры человека. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий. Анализировать особенности фигуры человека различных типов.
Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.
Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам и по заданным размерам.
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
Копировать выкройку из журнала мод. 13 Технология изготовления швейных изделий Раскрой швейного изделия Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Особенности раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Рассчитывать количество ткани на изделие.
Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.
Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.
Выполнять раскладку выкроек на различных тканях.
Выполнятьраскрой изделия.
Овладевать безопасными приемами труда. 14 Ручные работы Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Организация рабочего места для ручных работ. Ручные стежки и строчки. Техника выполнения швов.
Понятия: шов, строчка, стежок, длина стежка «вперед иголку», «назад иголку». Выполнять образцы ручных стежков, строчек и швов.
Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении ручных швов.
15 Швейная машина Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации.
Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней.
Изучать устройство современной бытовой швейной машины.
Включать и выключать маховое колесо.
Наматывать нить на шпульку.
Заправлять верхнюю и нижнюю нити 16 Основные операции при машинной обработке изделия Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки). Регулировка длины стежка. Приемы закрепления строчки обратным ходом Овладевать безопасными приемами труда.
Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям.
Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.
Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей.
Заменять иглу в швейной машине. 17 Влажно-тепловая обработка изделия Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных волокон. Выполнение безопасных приемов труда. Овладевать безопасными приемами труда.
Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия. 18 Машинные швы Конструкция и технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначение.
Длина стежка, ширина шва.
Назначение и технология выполнения соединительных, краевых и отделочных швов. Зависимость ширины шва от свойств материалов, от модели изделия. Способы распускания швов. Правила безопасной работы с колющим инструментом. Выполнять образцы машинных стежков, строчек и швов.
Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении машинных швов. 19 Последовательность и технология изготовления швейных изделий Способы подготовки деталей кроя к обработке. Правила выполнения следующих операций: обработка деталей кроя, обработка бретелей, пояса обметывание швов ручным и машинным способом. Последовательность и технологии обработки деталей кроя фартука.
Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя.
Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойства ткани и наличия необходимого оборудования.
Овладевать безопасными приемами труда. 20 Художественные ремесла. Декоративно-прикладное искусство Основные приемы ручной вышивки Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства на базе этнографических и школьных музеев.
Анализировать особенности декоративного искусства народов России.
Находить информацию для изучения видов народных промыслов данного региона.
Овладевать безопасными приемами труда 21 Технология ведения дома. Кулинария. Санитария и гигиена кухни Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качеств и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи.Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета.
Лабораторно-практическая работа
№ 20. «Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии».
22 Приготовление бутербродов и горячих напитков Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов.
Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройство для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков. Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов.
Приготавливать и оформлять бутерброды.
Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.
Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. 23 Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки Блюда из яиц Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд. Изучать способы определения свежести яиц.
Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам 24 Блюда из молока и кисломолочных продуктов Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.
Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.
Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технологии их приготовления. Приготавливать и оформлять блюда из молока.
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств Органолептически оценивать готовое блюдо. 25 Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. Древесина как природный конструкционный материал Древесина свойства и области применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. свойства и области применения. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов Усвоение основных определений и понятий по теме. Сообщение с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Поиск информации в Интернете о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах
Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных материалов» 26 Оборудование рабочего места Столярный верстак, его устройство. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Профессии современного столярного производства. Правила безопасной работы при работе ручными столярными инструментами. Участие в беседе по теме. Усвоение основных определений и понятий по теме. Фронтальная работа с классом. Практическая работа №3 «Организация рабочего места для столярных работ»
27 Этапы создания изделий Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения. Профессии, связанные с разработкой технологических процессов Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа.
Практическая работа №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» 28 Графическое изображение изделий Понятие «изделие» и «деталь». Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии и условные обозначения. Виды проекции детали. Профессии, связанные с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа. Зарисовка эскиза детали.
Практическая работа №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины» 29 Разметка заготовки Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона Разметка заготовки при помощи рейсмуса. Соблюдение правил безопасного труда.
Практическая работа №5 «Разметка заготовок из древесины» 30 Пиление древесины Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового 31 Строгание древесины Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы при строгании Сборка, разборка и регулировка рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Соблюдение правил безопасного труда.
Практическая работа №7 «Строгание заготовок из древесины» 32 Сверление древесины Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления, их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила безопасной работы при сверлении. Профессии, связанные с работой на сверлильных станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве Усвоение основных определений и понятий по теме. Закрепление сверл в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра. Соблюдение правил безопасной работы при сверлении.
Практическая работа №8 «Сверление заготовок из древесины» 33 Соединение деталей из древесины Сборка деталей изделия, контроль качества. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях
Умение выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами. Соблюдение правил безопасного труда.
Практическая работа №9 «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)» 34 Отделка изделий из древесины Столярная и декоративная отделка деталей и изделия. Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Отделка изделий из древесины тонированием и лакированием. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, 35 Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов. Тонкие металлические листы и проволока Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы.
Виды и свойства и способы получения искусственных материалов. Виды пластмасс. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов и производством искусственных материалов Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов
36 Оборудование рабочего места и планирование слесарных работ Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков 37 Правка металлического листа и проволоки Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ. Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Выполнять правку заготовок и разметку на заготовке. Осознавать учащимся уровень и качество выполнения операции 38 Разметка деталей из металлического листа и проволоки Правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Работа в группах, фронтальная работа с классом. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда.
Практическая работа №19 «Правка и разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов» 39 Основные приемы резания тонкого металлического листа и проволоки Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Технологии резания и зачистки заготовок из металла, проволоки и пластмассы. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с резанием и шлифованием заготовок Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управление своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
40 Сгибание металлического листа и проволоки Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с изготовлением заготовок из металла Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Осознавать уровень и качество усвоения результата. Уметь гнуть заготовку из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки 41 Соединение тонких металлических листов фальцевым швом Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий 42 Соединение тонких металлических листов заклепками Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла Участие в беседе по теме, усвоение основных операций и понятий по теме. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда.
Практическая работа №24 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» 43 Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 44 Технология домашнего хозяйства. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними. Интерьер жилого помещения Кухня Формирование представлений о современных стилях в интерьере. Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира.
Знакомиться с функциональными , эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру.
Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.
Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
45 Уход за кухней Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебелью, их мелкий ремонт.
. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Технология ухода за кухней. Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей.
46 Уход за одеждой Чистка и стирка одежды. Хранение одежды и обуви. Средства ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Практическая работа №27 «Изготовление полезных для дома вещей» 47 Технология исследовательской и опытнической деятельности Что такое творческий проект Исследовательская и созидательная деятельность. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Выбор изделия для самостоятельной творческой деятельности. Поиск информации о швейном изделии. Оформление проекта. Определять и формулировать проблему.
Выдвигать различные варианты решения проблемы.
Находить информацию, составлять план работы.
Оформлять проектную работу. 48 Этапы выполнения проекта Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения( выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Эскиз будущего изделия. Поиск идей для решения поставленной задачи. Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Подбор ткани и материалов для отделки салфетки. Выбор способов обработки швейного изделия. Определение назначения изделия. Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Обосновывать свой выбор решения проблемы.
Выполнять эскизы салфеток в различной технике исполнения.
Распределять свое рабочее время.
Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве. 49
50
51 Выполнение творческого проекта Организация рабочего места, культура труда. Материалы и инструменты, используемые для выполнения салфетки. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Организовывать рабочее место. Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом.
Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении ручных швов.
Овладевать навыками деловых, культурных отношений со всеми членами группы. Овладевать безопасными приемами труда. 52
53
54 Работа над проектом Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Методы определения себестоимости изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Основные виды проектной документации. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ Обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения55 Анализ проектной работы Способы проведения презентации проектов. Роль рекламы в реализации изделий декоративно-прикладного искусства.
Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. 56 Защита проекта Презентация творческой работы перед коллективом. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ.
Демонстрировать свою работу другим. 57 Аграрные технологии (Весенние работы) Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Подготовка семян к посеву Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке.
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Размножение семенами, подготовка семян к посеву.
Формирование представлений об отличительных особенностях выращивания цветов через рассаду.
Овладение приемами безопасного труда при работе на участке. Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве.
Выбирать культуры.
Овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного труда для обработки почвы и ухода за растениями.
Осваивать общие приемы выращивания растений.
Выбирать культуры для выращивания рассадным способом и в защищенном грунте.
Знакомиться с последовательностью и
правилами выполнения основныхтехнологических приемов выращивания
растений рассадным способом. Подготавливать участок и посадки.
Выполнять практическую работу по инструкции. 58
59
60 Выращивание овощных культур Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт.
Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве.
Выбирать культуры.
Выбирать культуры для выращивания рассадным способом и в защищенном грунте.
61-62 Внесение удобрений под овощные культуры Использование органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды Знакомиться с последовательностью и
правилами выполнения основныхтехнологических приемов выращивания
растений рассадным способом. Подготавливать участок и посадки.
Выполнять практическую работу по инструкции. 63-64 Защита сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней Технологии и средства защиты растений от болезней и вредителей. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства.
Формирование представлений о вредителях и болезнях сельскохозяйственных растений и способах защиты от них. Овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного труда для обработки почвы и ухода за растениями.
Осваивать общие приемы выращивания растений.
65
66
67 Исследовательская и опытническая деятельность в растениеводстве. Основы цветоводства Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выявление и формулирование проблем в технологиях производства сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование темы опыта Различные способы оформления цветочных клумб.
Подбор цветочных культур для создания эффекта непрерывного цветения.
Развитие художественного вкуса Планировать их размещение на участке с учетом севооборотов.
Выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения.
Выполнять практическую работу по инструкции. 68 Промежуточная аттестация 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ Наименования учебного оборудования
1. Книгопечатная продукция
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО. Издательство Москва« Просвещение», 2011 год.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Издательство Москва « Просвещение», 2012 год.
СимоненкоВ.Д.. Технология. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Издательство Москва «Дрофа», 2013 год.
Комплект учебников для обучающихся:
В.Н. Правдюк и др. Технология 5 класс учебник для общеобразовательной школы.
Под редакцией В.Д.Симоненко ВЕНТАНА – ГРАФ 2012 – 224С.
Методические пособия для учителя:
В.Н.Правдюк. «Технология. 5 класс. Методическое пособие (ФГОС)». Издательство Москва « Дрофа», 2013 год.
Электронное приложение к учебнику «Технология. 5 класс». Издательство «Дрофа», 2013 Электронная почта: e-book@drofa.ru
2. Технические средства обучения (ТСО)
Интерактивная доска Персональный компьютер Мультимедийный проектор Телевизор
Цифровая фотокамера
Принтер
3. Натуральные объекты
Продукты питания. Текстильные материалы. Нитки. Ткань. Бумага. Клей.
4. Учебно-практическое оборудование
Набор инструментов и приспособлений для работы с различными продуктами и материалами.
Коллекции: хлопок и продукты его переработки, лён и продукты его переработки, шерсть и продукты её переработки, нитки, получение тканей из химических волокон.
Аптечка.
8) планируемые результаты изучения учебного предмета
Индустриальные технологии. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Технологии ведения дома
Кулинария
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда, молока и молочных продуктов, яиц, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных материаловВыпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Сельскохозяйственные технологииТехнологии растениеводстваВыпускник научится:
• самостоятельно выращивать наиболее распространённые в регионе виды сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка с использованием ручных инструментов и малогабаритной техники, соблюдая правила безопасного труда и охраны окружающей среды;
• планировать размещение культур на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве с учётом севооборотов.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно составлять простейшую технологическую карту выращивания новых видов сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка на основе справочной литературы и других источников информации, в том числе Интернета;
• планировать объём продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве или на учебно-опытном участке на основе потребностей семьи или школы, рассчитывать основные экономические показатели (себестоимость, доход, прибыль), оценивать возможности предпринимательской деятельности на этой основе;
• находить и анализировать информацию о проблемах сельскохозяйственного производства в своём селе, формулировать на её основе темы исследовательских работ и проектов социальной направленности.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.