Конспект урока математики Сложение двузначных чисел в столбик


Урок математики во 2 классе.
Составила учитель начальных классов Гумерова Клара АфтаховнаТема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
Цели:
познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания; сформировать способность к сложению и вычитанию чисел в столбик
исследовать особенности сложения и вычитания двузначных чисел в столбик
развивать умения решать текстовые задачи
воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к природе
Задачи:
Предметные : формировать умения решать выражения в столбик
Личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач ;
формировать умения принимать другую точку зрения и отстаивать свою;
не бояться собственных ошибок и понимать , что ошибки- обязательная часть решения любой задачи
Метапредметные:
регулятивные: -формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания ; - выполнять работу в соответствии с заданным планом; - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата
коммуникативные: -формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - работать в команде разного наполнения ; -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; -активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога
познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ; - формулировать проблему; - самостоятельно формулировать познавательную цель; - составлять , понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием; - анализировать тексты задач
Тип урока: введение нового материала
Образовательная программа: «Школа 2100»
Время проведения : 19 ноября 2014 года
Ход урока:
Актуализация знаний.
Организационный момент .
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
! У нас необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Сели, открыли тетради, запишите дату. 19 ноября.
Классная работа. СЛАЙД 1.
! Дайте характеристику числа 19.
( оно двузначное, для записи используем 2 цифры 1 и 9, соседи 18 и 20, нечётное)
! Используя цифры в записи числа 19 запишите всевозможные двузначные числа. ( 19 , 91, 11, 99) М.ч.
! Назовите самое большое число, самое маленькое число. Подчеркните.
Беседа учителя ( воспитательный момент; ЭКОР)
Какой сейчас месяц? (Ноябрь) Расскажите об этом месяце. ( Последний месяц осени, скоро наступит зима) Да , природа готовится к встрече с зимой. Расскажите, как деревья готовятся к встрече с холодами? ( Деревья сбрасывают листья , чтобы зимой на них не скапливался снег, и от тяжести не поломались ветки) Почти все деревья готовы к зиме, но на некоторых из них ещё остались листья. Вот , н-р, липа. Видите листочки? ( На фланелеграфе – липа, на ней листья) Выполнив различные задания на уроке, мы поможем ей полностью сбросить листья. Тем более, эту красавицу весной ждут в Крыму. На классном часе мы с вами говорили об акции «Аллея России» , которая проходила по всей стране СЛАЙД 2. Каждая республика выбирала свой зелёный символ, чтобы потом это растение высадить в Крыму в парке Победы города – героя Севастополя. В интернет голосовании за звание зелёного символа Башкирии первое место завоевала липа. Мы поможем ей пережить зиму? ( Да!) Тогда вы должны постараться работать активно.
! Над какой темой работали на прошлых уроках? ( Числа от 20 до 100, их сложение и вычитание) Да, вы знаете разные способы вычислений . Проверим ваши умения.
Индивидуальная работа. ( На доске задание , 2 ученика вызываются к доске)
57 – 34 43 + 7 52 +17 29 – 21
26 + 12 50 + 22 48 – 14 30 + 14
( Ещё 1 ученик получает карточку, работает на месте )Фронтальная работа.
! Остальные дети работают с учителем. Приготовились к М.Д.
Сумма чисел 4 и 40
Разность чисел 16 и 8
1 слаг – 1 дес., 2 слаг. такое же, найти сумму
В классе 8 девочек, мальчиков на 4 больше. Сколько мальчиков ?Число 92 уменьш. на 5 дес.
Число 33 увелич. на 3 ед.
Если к неизв. числу прибавим 1 ед., то получится 2 дес. Запишите это неизв. Число
( На СЛАЙДе 3 ответы : 44, 8 , 20 ,12 , 42 , 36 , 19 )
! Обменялись тетрадями, проверили, оценили ,критерии оценок вы знаете. Поменялись обратно. Встали дети, у кого - 5. Вы умницы! У кого - 4? Встали. Вы молодцы!
! По различным критериям найдите лишнее число. (Ответы детей)
! А сейчас внимание на доску. Приготовили светофорчики, проверяем работу с доски.
( После проверки диалог: Ученик – Ученику вопрос.) Оценки.
Переходим к следующему заданию. На партах лежат индивидуальные листочки с заданиями. Прочитайте первое задание (Приложение ) Вычислите, используя любой из приёмов, который вам удобен, но как можно быстрее.
55 +23= 29 – 18 =
68 – 34= 41+ 27=
Стоп! Проверяем. Светофорчики! (СЛАЙД 4– эти примеры с ответами)
Какие трудности вы испытали? Получилось ли решить примеры так быстро, как нам хотелось? ( Ответы детей)
Открытие нового знания (учимся складывать и вычитать …)
Как можно записать такие примеры по - другому, чтобы считать было удобно и быстро? Знаете ли вы такой способ? Сформулируйте цель нашего урока.
( Цель: Найти самый удобный способ записи примеров на сложение и вычитание двузначных чисел) Сначала – дети устно, потом читаем со СЛАЙДА 5 .
! Кто сможет записать выражение 36 увеличить на 22 удобным способом? ( Если никто не сможет выполнить задание , то обращаемся к учебнику, стр. 76 , № 1)
На доске: 36+ 22 ( в столбик) Что мы сделали? ( Примеры записали в столбик. Единицы записали под единицами., десятки записали под десятками.)
! Обращаем внимание : где стоит знак + , знак = , где – ответ. Читаем алгоритм действий со слайда. Прочитаем правило в учебнике, стр. 76 Зелёный кружочек – работа в парах, можно обсуждать.
! А вычитать в столбик можно? Как вы считаете? Кто хочет поработать у доски? Число 49 уменьшить на 26 Записываем в тетрадь. Проговариваем алгоритм действий. ( Читаем со слайда)
! Почему записали в столбик?
Делаем вывод: Когда запись сделана в столбик, удобно вычислять по разрядам. Только нужно запись выполнять внимательно, не сдвигая разряды.
Первичное закрепление.
Используя алгоритм сложения и вычитания, решим ещё 2 примера, проговаривая действия ( 2 ученика. у доски, а остальные – в тетрадях)
35 + 42; 66 – 34 УЧИТЕЛЬ диктует
Тему поняли? Какие затруднения испытываете? Что не очень ясно?
ФИЗМИНУТКА.
На листах задание № 2. ПРИЛОЖЕНИЕ
Прочитайте задание. ( Вычислите, записывая примеры в столбик.)
37 – 13 24 + 53 17 +31 49 - 27
! Кто уверен, что он сам справится с заданием? Пожалуйста, приступайте. А вот кто не совсем уверенно себя чувствует, ничего страшного, мы будем работать вместе.
Проверяем светофорчиками. Я надеюсь , вы тему поняли. В дальнейшем на уроках будете работать быстрее. А сейчас поработаем по интерактивной доске.
Повторение изученного.
Сложение и вычитание чисел .
Сочетательное и переместительное свойство.
Ребята, у нас осталось последнее задание.
Фронтальная работа . ПРИЛОЖЕНИЕ. Задание № 3.
Читаем: Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 1 действие.
В парке высадили 22 берёзы, а сосен на 15 штук больше.
! Найдите главные слова. ( Берёзы и сосны) Что сказано о них ? ( Ответы детей)
Вопрос: Сколько сосен высадили? Что значит на 15 больше? ( столько же , и ещё 15)
В тетради записываем условие, решение, ответ.
( Время останется – второй вопрос поставим – устно)
Рефлексия.
Что нового узнали? Что показалось интересным? Что оказалось трудным? Можете ли сказать, что пополнили свой багаж знаний? Оцените свою работу. Берите смайлики, укройте нашу липу. Пусть зимой её греет наше тепло.
(СЛАЙД - смайлики)