Урок по математике на тему: «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик».
Математика во 2 классе.
Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел
в столбик».
Основные цели:
1. Познакомить с письменными приемами сложения и вычитания в столбик.
2. Развивать умения выделять существенные признаки; умение выделять главное; работать по алгоритму; умение записывать примеры в столбик; развивать навыки самоконтроля.
3. Воспитывать добросовестное отношение к труду; дисциплинированность на уроке.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
А) Организационный момент.
-- К нам на урок пришла ученица ( показываю рисунок Кати). Вы ее узнали? Она к нам пришла не с пустыми рукам, а принесла задания. Некоторые задания она приготовила сама, для вас. И еще задания, которые она не может решить и просит вас, что бы вы ей объяснили. Поможем Кате?
Б) Фронтальная работа.
« Разминка»
Цель: Закрепить навыки устных вычислений
- Выполните вычисления и найдите результат.
( работа в парах )
1ряд 15 – 7 + 2 + 10 + 5 = 25 (раз. виды провер.)
2 ряд 16 – 7 + 3 – 2 + 10 = 20- У кого другой
результат? Если согласны,
хлопнем в ладоши.
3 ряд 13 – 7 + 8 – 9 + 10 = 15
- Решите задачи устно.
( работа с сигнальными карточками).
-- Антону 7 лет, Анне на 4 года старше. Сколько лет Анне?( 11лет )
-- У Саши восемь грибов, а у Веры на 4 больше. Сколько грибов у Веры? ( 12 )
-- Настя читает за минуту семь десятков слов, Никита на один десяток меньше.
Сколько слов за минуту читает Никита?(60)
-- Артем вылепил девять объемных фигур. Семен вырезал десять плоских фигур. Сколько ребятам надо еще добавить фигур, что бы их стало 20. (1)
-- Катя, Вова и Петя решили 3 трудные задачи, 13 легких и 4 уравнения. Сколько всего заданий выполнили дети? (20)
Дан ряд чисел:
22, 44, 33, 55, 11, 88, 5, 49, 4, 99, 7, 9.
--- Найди самое большое число (99 )
--- Самое маленькое (4 )
--- Можно ли разделить на группы? ( Да, однозначные и двузначные числа.)
--- У какого числа число десятков меньше, чем число единиц (49)
--- Прибавьте к десяткам каждого двузначного числа по одному десятку.
--- Из каждого двузначного числа вычти число единиц этого числа.
Молодцы!!! Катя Вами довольна!
2. « Открытие» нового знания.
--- Приступаем ко второму заданию.
Цель работы: дать детям возможность с высокой степенью самостоятельности увидеть, проанализировать и понять целесообразность новой формы записи ( когда запись сделана в столбик) удобно вычислять по разрядам, тогда вычисления сводятся к табличным случаям.
--- Какой из примеров вы можете мне сейчас сразу решить?( первый, решают)
Прочитаем его.( читаем разными способам
-- А как записаны эти два равенства? (они записаны по-другому, в столбик)
--- Эта новая для нас запись? (Да)Сегодня на уроке каждый из вас научиться складывать и вычитать в столбик.
Как вы думаете, какая тема урока?( открываю тему)
«Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»
--- Давайте посмотрим, как записаны эти два равенства, вы согласны с этими записями? (нет)
--- В каком примере нашли ошибку? Объясните. ( Неверно подписаны разряды).
( Должно быть: единицы под единицами, десятки под десятками).
--- Постарайтесь найти сумму.
31 + 45 =
31 31 76
+ 45 +45 - 45
--- А кто догадался, почему Кате захотелось записать пример в столбик?
(так удобнее, в некоторых случаях)
--- Так скажите, удобнее решать в столбик? Кому понравилось?
--- Тогда еще раз объясним Кате, о чем нужно помнить, при записи в столбик? (единицы под единицами, десятки под десятками).
Работа по учебнику.
--- с.76, урок № 38.
--- А теперь давайте еще раз прочитаем объяснение в учебнике.
( Читаем текст под значком !)
--- Что вы можете сказать? ( Мы были правы) Молодцы!
-- Так о чем мы должны помнить, при записи в столбик?
(Составляем алгоритм)
МОЛОДЦЫ!!!
Задание №2 с.76
Цель работы: Вывести алгоритм вычитания в столбик, дать детям возможность еще раз понять и рассказать, что действия сложения и вычитания -- это взаимообратные действия; сделать вывод о необходимости и способах осуществления проверки.
-- А вот еще один пример, который написала нам Катя.
-- Посмотрите на него. Он как-то связано с предыдущим равенством? ( да)
-- Как найти разность?( Из суммы вычли второе слагаемое и получили первое)
-- А если б не было первого примера, что делать? РЕШАТЬ
-- Давайте проверим? Решаем с комментированием.
( Знакомимся с текстом под знаком !)
-- Давайте наш алгоритм дополним.
-- Какого не хватает слова в нашем алгоритме? (ВЫЧИТАЮ)
-- С чего начинаем решение? (с записи, единицы под единицами, ответ подписываю под единицами, десятки под десятками, ответ под десятками.)
Последовательно выставляю алгоритма.
Складываю
(вычитаю)
единицы
Подписываю
под
единицами
Складываю
(вычитаю)
десятки
Подписываю
под
десятками
4. Физическая минутка. А теперь самое время отдохнуть. Катя принесла для вас очень интересную физ мин.Я называю двузначное число, вы приседаете и делаете два хлопка, называю однозначное число, вы стоите и хлопаете один раз.
32, 45, 6, 8, 55, 7, 77, 90, 100,31, 66.
3. Первичное закрепление.
--- Мы продолжаем тренироваться в сложении и вычитании двузначных чисел в столбик.
Задание № 3 решают каждый самостоятельно в тетрадях.
На что я хочу обратить ваше внимание, о чем мы должны помнить при записи примеров в столбик? ( правильно подписать разряды). И соблюдать правильный интервал между равенствами.
Цель работы: обсудить, что вычисления производятся по разрядам, поэтому запись делается по разрядам, выявить возможные ошибки в записи, способы и необходимость проверки.( образец записи на доске).
43 + 5 = 48 48 – 5 =43
43 + 50 = 93 93 – 50 = 43
43 + 55 = 98 98 – 55 = 43
При решении выражений найти примеру пару и соедините их стрелкой.
--- Сверяем с обратной стороной доски ответы примеров.
--- Расскажите, как сделана проверка вычислений? Находим пару, соединяем стрелкой.
-- Что интересного заметили в этих примерах? ( первое слагаемое не меняется, а второе увеличивается) 5, 50, 55.
--- Дайте себе самооценку по алгоритму.
4. Итог урока. Рефлексия деятельности
--- Что нового узнали?
--- Какие вычисления научилась делать Катя?
--- Что нам удалось на уроке? Над чем еще надо потрудиться?
5. Домашняя работа. С.77 № 4, №7 Примеры для соседа в столбик, можно допустить ошибку, а сосед должен будет ее найти.