Урок математики во 2 классе «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик»


Батракова Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Кунгур, Пермский край
План-конспект урока по учебнику «Математика. 2 класс» Автор: Л.Г. Петерсон
Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик» (Технологическая карта изучения темы)
Тема
«Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик»

Цель

Знакомство с записью сложения и вычитания двузначных чисел в столбик для случаев вида 36+12; 36-12
Совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемый результат
Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, используя запись в столбик; проговаривание последовательности действий (алгоритм).

Основные понятия
Десятки, единицы, запись «в столбик»

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

Учебник – тетрадь Л.Г. Петерсон « Математика 2 класс» 1 часть
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, учебник – тетрадь « Математика 2 класс» 1 часть

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.





Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Предметные результаты
Метапредметные результаты

1. Мотивация
к учебной деятельности.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Вспомним правила поведения на уроке.
- формулирование правил поведения на уроке и аргументация их
Личностные
- самоопределение
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2.Актуализация знаний.

Математическая разминка. Фронтальная работа
1.Внимательно посмотрите на  числа.
 - Что между ними общего?
- Какое число лишнее? (Эти числа двузначные, за исключением числа 8, оно однозначное)

45, 40, 35, 30, 25

28, 23, 18, 13, 8

36, 32, 28, 24, 20

92, 87, 82, 77, 72
- В чем сходство между рядами? (во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число)
- Какой из рядов лишний? ( в 3 – м ряду числа уменьшаются на 4, а в остальных на 5; во 2-м ряду есть однозначное число, а в остальных – нет; в 4 – м ряду есть число, записанное одинаковыми цифрами, а в остальных – нет).
Назовите в 3 – м ряду самое большое число, самое маленькое число? (36; 20).
- На сколько 36 меньше20? (на 16). На сколько 36 больше 20? (на 16).
- Расскажите, что вы знаете о числе 36. (двузначное, содержит 3 десятка и 6 единиц, предыдущее 35, последующее 37, сумма цифр 9).
- Увеличьте 36 на 20 (56). Уменьшите 36 на 4 (32).
2. - Я задумала число, которое больше 36 на 12. Какое число я задумала? (48).
- Какими способами можно было увеличить число 36 на 12?( Учащиеся предлагают свои варианты решения, записывая на доску). Почему ты использовал в данном случае такой способ? (Учащиеся объясняют свой выбор).
- Найдите недостающие способы по подсказке в учебнике – тетради (с.8 №1), затем обсуждают непрозвучавшие способы вычисления.
- Допишите пример любым способом по собственному выбору. Через 1 минуту мы проверим ваши способы решения. (Фронтальная проверка и самооценка).
Аналогично разбирается пример:
36 – 12
- Какой способ сложения и вычитания вы считаете более удобным? Почему?
3. Игра «Кто быстрее?» ».  Работа в парах.  
На индивидуальных листках у детей записаны примеры:
32 + 7 = 52 + 17 = 48 – 14 =
96 – 20 = 29 – 21 = 73 + 25 =
- Решите эти примеры, используя любой из изученных приемов, но как можно быстрее.
Далее проводится взаимопроверка в парах.
- Какой способ был наиболее удобен и быстр?
- Какие способы занимают больше всего времени?  (Наибольшее количество времени требуют: рисование графической модели чисел, работа с числовым отрезком)


- совершенствование навыков устного счета в  пределах 100;
- умение работать с наглядной информацией, представленной в форме таблицы;
- знание математических терминов « увеличить на», « уменьшить на»:
- знание разрядов чисел;
- применение свойств сложения и вычитания;
- решение учебной задачи разными способами;
- умение распознавать однозначные и двузначные числа













Познавательные
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, не существенных)
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- моделирование
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция;
- оценка;
- знаково-символические;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- учёт разных мнений ;
- использование критериев для обоснования своего суждения

3.Выявление места и причины затруднения.

- Можно ли было упростить запись? (Здесь возможны варианты ответов детей)
- Как можно было упростить запись? (Записать так, чтобы десятки были ближе к десяткам, а единицы к единицам, так как это связано с общим правилом вычитания и сложения двузначных чисел)
- Сформулируйте  тему нашего урока? (Сложение и вычитание двузначных чисел)
- В чём цель  нашего урока? (Найти такую запись, чтобы десятки располагались ближе к десяткам, а единицы ближе к единицам)


формулировка шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели



Познавательные
- постановка и формулирование проблемы ;
- структурирование знаний;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные
- целеполагание;

Коммуникативные
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;
- учёт разных мнений, координирование разных позиций



4.Открытие нового знания.

Фронтальная работа
В процессе обсуждения различных вариантов записи появляется запись «в столбик».
Если дети испытывают затруднение, то учитель предлагает обратиться за помощью к учебнику ( с.8 №2).
- Что новое вы увидели на данной странице? (Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик)
- Молодцы! Мы с вами нашли наиболее удобную запись, запись « в столбик»: единицы и десятки теперь стоят рядом.
- Готовясь к уроку математики, я находила значение числовых выражений:
36 36 и 67 67
+ + - -
13 13 5 5
___ ____ ___ __
166 49 17 62
и у меня возникла проблема: числовые выражения одинаковые, а значение – разное. Почему? (Неверная запись первого числового выражения и третьего)
- Можно ли записать пример в столбик, сдвинув один из разрядов? (Нет, так как теряется смысл вычисления и будут допущены ошибки)
- Какое правило, мы можем сформулировать о вычислениях  в столбик? (Единицы пишу под единицами, десятки под десятками)
Под руководством учителя формулируется алгоритм  письменных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел:
пишу: единицы под единицами, десятки под десятками;
складываю (вычитаю) единицы: .
складываю (вычитаю) десятки: .
ответ:




- умение распознавать однозначные и двузначные числа;

- умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, используя запись в столбик;
- проговаривание последовательности действий (алгоритм);
- определение разрядов чисел
Познавательные
- самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания
- моделирование;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- разрешение конфликтов


ФИЗМИНУТКА



5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Далее учащиеся с комментированием выполняют задание в тетради с. 9 № 3

- Что интересное заметили? (37-5; 32-30)
- умение распознавать однозначные и двузначные числа;

- умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, используя запись в столбик;
- проговаривание последовательности действий (алгоритм);
- определение разрядов чисел
Познавательные
- использование знаково – символических средств;
- выполнение действий по алгоритму;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные
- использование критериев для обоснование своего суждения;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Личностные
- осознание ответственности за общее дело


6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Дети выполняют работу в тетради (с. 9 №5)
Критерии выставления оценок обсуждаются заранее.
54+2 63-21 26+13
54+2 63+21 26-13 и т.д.

Правильные ответы записаны учителем на доске, учитель откроет верные ответы тогда, когда дети выполнят работу.

- умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел, используя запись в столбик;
- проговаривание последовательности действий (алгоритм);
- определение разрядов чисел
Познавательные
- анализ, синтез, сравнение;
- выполнение действий по алгоритму;
- использование знаково – символических средств;
- доказательство
Регулятивные
- контроль;
- оценка;
- коррекция;
- саморегуляция Коммуникативные
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью;
- использование критериев для обоснования своего суждения



7.Включение в систему знаний.
1.Дети выполняют работу в тетради (с. 9 № 6)
Решение уравнений.
Взаимопроверка.


2.Дети выполняют работу в тетради (с. 9 № 7)
- Задайте вопрос к задаче, чтобы можно было записать ее решение. (На сколько см Буратино выше гнома?)
-Что поможет в записи решения? (запись столбиком)
Проверка
- знание компонентов при сложении и вычитании;
- взаимосвязь между компонентами;
- умение решать уравнение;
- верно оформить запись при решении уравнений;
- осуществить проверку уравнения;
- умение выполнять математические операции с именованными числами;
- перевод одних единиц длины в другие;
- умение решать задачи на разностное сравнение;
-знание и применение математических правил на практике (чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого.)

Личностные
- нравственно – этическое оценивание усваиваемого
Познавательные
- анализ, синтез, сравнение;
- выполнение действий по алгоритму;
- структурирование знания
Регулятивные
- контроль;
- оценка;
- коррекция;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- использование критериев для обоснования своего суждения;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


8.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили на урок?
- Можете ли вы сказать, что пополнили свой багаж знаний?
Расскажите по схеме:
Я запомнил
смог
знаю



Домашняя работа
С 9 № 4, 9 (а)

-оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
-умение самостоятельно применять новые знания
Личностные
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности
Познавательные
- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью















 
·