Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. Урок математики(2 класс)
Тема: Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20
Цель: познакомить с вычислительными приемами для случаев вида 36— 2, 36 — 20;развивать вычислительные навыки, память;воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. У учителя: предметные картинки с изображением медвежонка, осенних листьев, счетные палочки, абак, карточки с числами.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Разрядный состав двузначных чисел.
— Сегодня к нам на урок пришел гость. Для того чтобы узнать, кто пришел к нам на урок, надо подумать, сколько десятков и единиц в каждом из записанных на доске чисел, найти соответствующую букву на пересечении строки и столбца в таблице, а затем прочитать слово.
Учитель заранее записывает на доске числа 75, 67, 71, 63, 77, 79, 73, 61, 65,
69 и чертит таблицу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
60 Н К В А О Б Е В К
70 Д Г О З М И Е Л Ж
Учитель вывешивает предметную картинку с изображением медвежонка.
— Перепишите в тетрадь числа с доски в порядке их возрастания. Как составлен записанный ряд? Допишите еще 2 числа.
2. Вычитание однозначных чисел и двузначных чисел, оканчивающихся нулём.
— Медвежонок решил примеры, но подул сильный ветер, листочки закрыли некоторые числа. Помогите медвежонку восстановить «спрятавшиеся» числа.
Учитель заранее записывает на доске равенства.
-10 = 20
40 - =30
50 - 10=
60 - 10=
70 - =60
9- =3
9 - 5 =
-4 =5
9 - =6
9 - 2=
— Чем похожи равенства каждого столбика? Дополните каждый столбик еще двумя равенствами. Как изменяется разность, если вычитаемое остается без изменения, а уменьшаемое увеличивается? Как изменяется разность, если уменьшаемое остается неизменным, а вычитаемое уменьшается?
3. Воспроизведение изученного на предыдущем уроке правила сложения (единицы складываются с единицами, а десятки с десятками).
Игра Лабиринт
Учитель рисует на доске лабиринт.17252953238500273113565151000027311356515100002731135651510000
— Помогите медвежонку добраться до бочонка с медом. Ему надо пройти через двое ворот, одни из которых расположены в большом круге, другие в маленьком, получив в сумме число 58.
II. Изучение нового материала.
Учитель записывает на доске пример 45 — 3 и предлагает вызванному к доске ученику выставить 45 палочек на абак. Дети могут сами догадаться, как выполняются вычисления: из 5 единиц вычитаем 3 единицы (убираем 3 палочки), остается 4 десятка и 2 единицы, это число 42. Учитель сопровождает объяснение записями.
45—3=42 40+(5-3)=42
40 5
Аналогично рассматривается случай 56 — 40.
III. ФизминуткаХодил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал.
IV. Усвоение нового материала. Работа с учебником.
Дети рассматривают иллюстрации и записи на с. 49, объясняют их. Упражнение № 1 выполняется в соответствии с инструкцией учебника
устно. Дети подробно комментируют ход вычислений: «86 — 5. 86 — это 80 и 6. Вычитаем единицы из единиц. 6 — 5 = 1. 80 да еще 1, получится 81»
V. Повторение пройденного материала.
1. Формирование умения выполнять сложение и вычитание в пределах изученных видов.
Задание № (1, 2 и 3 столбики) выполняется самостоятельно с обязательной дальнейшей проверкой на уроке. Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить выполнить вычисления в цепочке, расположенной на полях учебника.
Проверка задания № 4.
• Прочитайте выражение, значение которого равно сумме чисел 50 и 6.
• Значение, какого выражения больше числа 44 на 1?
• Ответ какого примера меньше числа 97 на 1?
• Значение какого выражения равно 2 десяткам и 7 единицам?
• Прочитайте остальные равенства разными способами.
С целью предупреждения типичных ошибок детей (из числа десятков вычитают число единиц, например 69 — 5 = 19; из числа единиц вычитают число десятков, например 47 — 20 = 45; смешивают действия сложение и вычитание, например 76 — 20 = 96) полезно обратить внимание на примеры каждого столбика, сравнив компоненты действий.
Последний столбик в задании № 4 выполняется устно с опорой на сочетательное свойство сложения.
2. Формирование умения решать текстовые задачи.
После составления задачи № 3(1) по краткой записи полезно провести прикидку ответа: известно, что осталось 20 рублей, значит, в ответе должно получиться число, которое больше 20.
В ходе составления и поиска путей решения задачи № 3 (2) следует обратить внимание на то, что задача может быть решена двумя способами:
(5 + 10) —8, (10—8) + 5.
VI. Рефлексия .- Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое у нас сегодня «Дерево успеха». На столе у каждого из вас лежат листья зеленого, жёлтого и красного цвета.
Если вы довольны собой, то покажите зелёный листок, если вы допускали неточности, то жёлтый листок, если для достижения хорошего результата вам надо ещё постараться, то красный листок.
VII. Домашнее задание: № 2, 6 с. 49
Тема урока: Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18
Педагогические задачи: рассмотреть случаи сложения вида: 36 + 2, 36 + 20, 60+18; развивать навыки счета; продолжать работу над задачами, работать над развитием внимания, аккуратности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к предмету; стремятся развивать внимание, память, мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как сложить двузначное, число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как сложить два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; умеют: складывать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20; решать задачи и выражения изученных видов; чертить отрезки заданной длины.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу; контролируют собственную деятельность и деятельность партнера; осуществляют взаимопроверку и самопроверку; корректируют свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; оценивают себя, выделяя и осознавая то, что уже усвоено, и что нужно усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, опираясь на различные источники; анализируют объекты, сравнивают их; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; коммуникативные: слушают и понимают партнера, взаимно контролируют деятельность друг друга, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знанийМатематический диктант
Сумма чисел 40 и 50
Из 37 вычесть 7
Разность чисел 46 и 40
К 30 прибавить столько же
Уменьшаемое 17, вычитаемое 9, найдите разность.
1 слагаемое 40, второе слагаемое 7, вычислите сумму.
Запишите самое маленькое двузначное число
Запишите самое большое однозначное число
Проверка: Сверка с образцом на экране:
90, 30, 6, 60, 8, 47, 10, 9
-Запишите эти числа в порядке убывания.
Проверка: сверка с образцом:
90, 60, 47, 30, 10, 9, 8, 6
Геометрический материал /работа по карточкам/
35433026543000 6см
3см
Измерить длины сторон и найти периметр фигуры.
III. Самоопределение к деятельности
(На экране примеры)
20+4+30+6=
2+40+10+10+8=
60+20+6+3=
-Вычислите удобным способом.
-Как способ применили? /Удобно складывать десятки с десятками, а единицы с единицами/
--Какой вычислительный способ мы будем сегодня использовать?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с вычислительным приемом /практическая работа в парах/
13+4=
-Решим этот пример при помощи абака.
Покажите на абаке число 13: 1 десяток и 3 единицы. Куда положим 4 единицы? /в единицы/
-Сколько получилось единиц?/7/
-Сколько десятков?
-Сколько всего получилось? /17/
-Как получили 17? /Разложили число 13 на десятки и единицы. К единицам прибавили 4. /На доске запись/
205740175260001295401752600013+4= 10+3+4=10+7=17
10 3
-А теперь решим такой пример: 13+40=
-Куда надо положить 40 палочек? /это 4 десятка, к десяткам/
-Сколько получилось десятков? /5/
-Сколько единиц? /3/
-Сколько всего получилось? /53/
-Как получили 53? /13 разложили на десятки и единицы. К десяткам прибавили 40.//На доске запись/
12954016383000628651638300013+40=10+40+3= 50+3=53
10 3
-Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений? /Десятки складывают с десятками, единицы с единицами/
V. Работа по учебнику.
№ 1 (с.58)
2 выражения комментируются хором;
2 выражения – у доски.
№ 2 (с.58)
2 столбика выполняются с комментированием и подробной записью на доске, 2 столбика – самостоятельно
VI. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два –согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
Закрепление изученного материала
VII. Работа по учебнику
№ 3 (с.58)
-О чем говорится в задаче?
-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
-Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно. (Коллективная проверка.)
№ 4 (с.58)
-Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? /О дедушке и бабушке/
-Что узнали о них из условия задачи? /Дедушке 54 года, бабушке 50 лет/
-Запишите задачу кратко.
/Один ученик работает у доски./Б.-50 л.
Д.-54 г.
-На какой вопрос нужно ответить? /На сколько лет дедушка старше бабушки./-Что значит старше? /Больше лет./-Дополните краткую запись.
Б.-50 л.
Д. -54 г. На ? >
-Как узнать, на сколько одно число больше другого? /Надо из большего вычесть меньшее./-Запишите решение задачи самостоятельно.
-На сколько лет дедушка старше бабушки? /На 4 года./№ 5 (с.58)
Работа в паре.
-Вычислить удобным способом. А что значит вычислить удобным способом.
№ 6 (с.58)
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка: сверка с образцом на карточках.
VIII. Рефлексия
Самостоятельное решение примеров
-Оцените свою работу на уроке.
IX. Итог урока
-Чему научились на уроке?
-Как нужно складывать числа?
X. Домашнее задание.
Тетрадь с печатной основой № 48, 49 (с.44)