Образование чисел второго десятка
Учитель начальных классов : Гудыменко С.В.
Открытый урок по математике в 1 классе
Тема: «Образование чисел второго десятка» ( Проводится в преддверии дня 8 Марта с приглашением мам)
тип урока: комбинированный
Цели урока:
-формирование понятий о десятке;
-введение терминов «однозначные числа», «двузначные числа»;
- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Задачи урока:
1.Образовательные:
познакомить детей с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;
повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2.Развивающие:
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные:
воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения. Бережное и уважительное отношение к маме.
УУД:
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование: материал для устного счета, буквы, шары, цифра восемь, геометрически материал.
Учебные пособия:
Математика, учебник для 1 класса начальной школы, М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Просвещение, Москва, 2013.Рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня отправимся в Математическую страну. Там мы узнаем, как образуются числа второго десятка, познакомимся с их названиями и порядком следования при счёте. Житель этой страны приготовил для вас разные задания. Ребята, но сегодня очень важный ответственный для вас день. В преддверии прекрасного праздника 8 Марта мы хотим показать нашим мамам, бабушкам и присутствующим гостям, чему мы научились на уроках математики.
Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова (МАМА). Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.
1 ученик: Какой подарок маме нам бы подарить?Чем бы нашу мамочку в праздник удивить?Без сомненья скажем:Это наши знания!
2. АОЗ
1.Работа в тетрадях.
А) Запись даты. Рассказ о числе 7 (однозначное, соседи 6 и 8, состав 4 и 3, 6 и 1, 5 и 2).
Мы отправляемся в путешествие. А на чём мы будем путешествовать, вы догадаетесь, если правильно выполните графический диктант.
Б) Графический диктант: от начальной точки одна клетка вправо одна вниз одна вправо одна вниз она вправо две вниз две влево одна вниз четыре вправо одна вниз одна влево одна вниз семь влево одна вверх одна влево одна вверх четыре вправо пять вверх.
Догадались, что это? Конечно, кораблик.
Мама! Так тебя люблю, что не знаю прямо!
Я большому кораблю дам названье «Мама».
Подпишите название своего кораблика.
В)Устные упражнения.
Учитель: Первая остановка называется «Десяток». Посмотрите, кто нас встречает? Наш друг Незнайка. Он приготовил для вас задания.
1. Игра «Набери число».
Учитель: В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8, 9, 10. Лишнее число зачеркните.
6
3
2
5
7
1
3
5
4
4
3
4
Задание выполнили. Нам Незнайка отдает первую букву (М)
2. Математический диктант. Запишем результаты задач в стихах.
Два щенка-баловникаБегают, резвятся,К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся.Вместе будет веселей.Сколько же всего друзей? (5)
Три гуся летят над нами, Три других за облаками.Два спустились на ручей.Сколько было всех гусей? (8)
Пошла курица г
·улять, Собрала своих цыплят.Семь бежали впереди, Три остались позади.Беспокоится их мать И не может сосчитать.Сколько было цыплят? (10)
Я нашёл в дупле у белкиПять лесных орешков мелких.Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт.Ну и белка! Вот хозяйка!Все орешки посчитай-ка. (6)
(на доске поочерёдно появляются числа 5 8 10 6). Красным цветом обведите число, которое стоит между 7 и 9. Как вы думаете, почему вы выделили именно это число?
Поздравление для мам. Чтение стихотворений.
1. Запахла мартом и весною,Но крепко держится зима.Число восьмое не простое –Приходит праздник к нам в дома.
2. В марте есть такой денёк,С цифрой, словно, кренделёк.
Кто из вас, ребята, знает,Цифра что обозначает?
Все мы хором скажем Вам:Это праздник наших мам!
3.День весенний и морозный,День весёлый и мимозный!
День безоблачный, не снежный,День взволнованный и нежный!
День просторный, не капризный,День подарочный сюрпризный.
4. В таком красивом классеМы с вами собрались затем,Чтоб наших женщин всех поздравитьВ международный женский день!
Молодцы и ворую букву можно открыть (А)
3. Работа над новым материалом.
Учитель: Посмотрите на эти числа.
Какое из них отличается от остальных?
Дети: 10. Его можно назвать лишним.
Учитель: Почему вы назвали число 10?
Дети: Оно двузначное, а остальные однозначные.
Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?
Дети: Десять единиц составляют десяток.
Учитель: Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».
Помните стишок про 0?
«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки»
А попробуйте слева от него поставить 1. Что получится? (10)
Раньше на Руси 10 называли ДЦАТЬ
А теперь посмотрите, что получится, если в числе 10 заменить цифру 0 любой другой цифрой.
Образование двузначных чисел: один на дцать=одиннадцать, две на дцать=двенадцать и т.д
4. Первичное закрепление нового материала.
А)Работа в тетрадях: ( Прием: «Пиши под диктовку!»)
Запишите под диктовку числа: 12, 15, 18, 11, 19, 13, 17, 14, 16, 20.
(проверка у доски) И третью букву нам можно взять(М)
Б)А теперь выполним эту работу: «Украшаем цифру 8»
проговорите эти числа в порядке убывания;(цветочки вешаем на восьмерку, если правильно говорят)
Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка (повторяют хором).
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. И четвертая буква наша (Ы)
5. Физкультминутка .
-Выполнение зарядки с учителем
-А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
В)Решение задачи:
К празднику для мам мальчики приготовили 6 подарков, а девочки 4. На сколько подарков больше приготовили мальчики, чем девочки? Сколько всего подарков приготовили мальчики и девочки? Еще оду букву откроем (С)
Г) Рисуем портрет мамы. (На доске чистый лист. У детей геометрические фигуры, дети составляют портрет мамы и проговаривают название фигуры.)
Овал-светло желтый;
овалы голубые;
точки черные;
прямоугольник - оранжевый;
отрезок красный;
замкнутая ломанная - красная;
лучи жёлтые;
6. Закрепление нового материала.
Работа с рядом чисел.
Воздушные шары с цифрами на одной стороне, с буквами на другой. Дети становятся в правильном порядке. Доказывая своё место. Затем поворачивают шары и читают предложение "С праздником!”
7. Итог урока.
Учитель:
- Вот мы и закончили путешествие по математической стране.
-Что нового вы узнали из него?
-Что вам понравилось?
-Что вызвало трудности?
На этом урок закончен. Спасибо всем за внимание.
Дополнительный материал - игра «Собери цветок»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
8
7
6+1
2+4
10-3
5+4
3+4
6+3
8+2
9-2
8-1
5+2