Интегрированный урок (русский язык и литература) Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»


Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Вид урока: интегрированный урок (русский язык и литература).
Тип урока: изучение нового материала.
Пути изучения: «по образам», языковой анализ эпизодов.
Методические приемы: слово учителя, индивидуальное сообщение учащегося, беседа, элементы сопоставительного анализа, языковой анализ эпизодов, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: тетрадь, ручка, дидактические материалы «Практические работы по русскому языку и литературе», обучающая таблица « Русский литературный язык и его стили», иллюстрации к киноленте «Тихий Дон» (Приложение 2).
Цель урока: проанализировать язык произведения М. Шолохова «Тихий Дон», через своеобразие языка показать простоту, ясность, открытость чувств и мыслей героев романа.
Ход урока:
1.Организационный этап: проверка наличия тетрадей, ручек,
раздаточных материалов у учащихся; объявление темы, записи в тетрадях.
2. Слово учителя:
- «Тихий Дон» - книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (т. е. своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка…- Изобразительные возможности языка в «Тихом Доне» очень велики. Стиль
М. Шолохова оригинален, в нем синтезированы устно-поэтические просторечия и разговорные формы языка, тонко обработанная книжная речь. Это отличает Шолохова от тех писателей, которые опираются только на сказовые формы, или, наоборот, только на книжную речь.
- Шолохов привел с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах центральное место.
- Наша задача: через своеобразие языка показать простоту, ясность мысли и открытость чувств героев.
3. Индивидуальное сообщение «Художественный стиль».
Вопросы для обсуждения:
? В чем отличие художественного стиля от других стилей
? Что сближает художественный стиль с разговорным стилем
? Какова цель художественного стиля
4. Работа с таблицей «Русский литературный язык и его стили»:
- работа с примерами из текста (примеры зафиксированы на доске):
«Жил он в своем курене, на отшибе у Дона».
«Григорий пришел с игрищ после первых кочетов».
« Хмарь висела над хутором».
- обращение к таблице с целью закрепления знаний о художественном стиле:
Русский литературный язык и его стили
Стиль Сфера употребления
Разговорный Непосредственное повседневное общение
Научный Сообщение научных сведений,научное объяснение фактов
Официально-деловой Взаимоотношение между властью, государствами, населением
Публицистический Средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение
Стиль художественной литературы Художественные произведения
5. Языковой анализ эпизодов. Работа с дидактическими материалами «Практические работы по русскому языку и литературе» ( Приложение 1).
Работа с эпизодами из романа «Тихий Дон» предполагает однотипное задание: «Прочитайте. Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной (общеупотребляемой) лексикой.
Языковой анализ первых двух эпизодов – совместная работа учителя с учащимися. Третий эпизод – для самостоятельного разбора.
Оформление тетрадей:
возможные, допустимые записи учащихся в тетрадях:
«Ночью за восемь километров до хутора, в степи, кутаясь в колючее теплое пальто, Григорий тоскливо говорил Наталье:
- Чужая ты какая-то… Ты как этот месяц: не холодно от тебя, не жарко. Не люблю я тебя, Наташка, ты не сердись. Не хотел говорить про это, да нет, видно, так не прожить… И жалко тебя – вроде как за эти деньки сроднились, а нет на сердце ничего… Пусто. Вот как сейчас в степи…»
Комментарии учителя:
- В дом Мелеховых Наталья вошла сразу, покорив Ильиничну своим трудолюбием. Русская стеснительность и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться с любимым до свадьбы. Ее отношения с мужем писатель сравнивает со звездным займищем, со снегом – так холодна и медлительна их любовь.
«Плетни. Огороды. Подсолнухи. Аксинья не переводя духа, дошла до мелеховского огорода. Пригибаясь, забралась в саму гущу, измазала лицо золотистой цветочной пылью…
- Аксютка!
- Сюда иди!
- Ага, пришла.
Подошел Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.
- Пропала я, Гриша, Сил нет… Бьет меня Степан каждый день! Кровь выпивает!.. И ты тоже хорош…Наигрался, и в сторону… Все вы…
- Виноватого ищешь?
- Или ты не виноват?
- Не захотела бы этих отношений, и я бы отошел в сторону».
Комментарии учителя:
- Если Наталья – это подчинение Домострою, то Аксинья – порыв, протест. В романе не раз подчеркивается, что любовь Аксиньи не разврат (тайные измены и даже разврат в хуторе резкого осуждения не вызывали как дело житейское) – это больше, чем «позорная связь», это глубокое чувство, а по родовым понятиям это уже покушение на личную свободу.
6. Самостоятельная работа учащихся. Языковой анализ эпизода №3
7. Итоги урока. Выводы. Выставление оценок.
Итоги урока:
- Уже в « Донских рассказах» определился шолоховский слог, которому присуща земная, предметная основа, индивидуальное видение, символическая и лирическая окрашенность, живая разговорная речь.
- Тончайших оттенков цветопись. Шолохов одухотворяет природу…
- Шолохов сжимает фразу, делает ее энергичной и компактной.
- В выборе слова Шолохов опирается на исключительное знание народного языка, не нарушает нормы правильности речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого.
- В народной, разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности словесные средства: точные названия вещей и действий, признаков и незаметных оттенков, яркие глаголы, наречия, служебные слова, фразеологизмы.
- Меткий и образный язык романа особенно богат пословицами.
Приложение 1
Самостоятельная работа №13
Тема: Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
1. «Ночью за восемь вёрст до хутора, в степи, кутаясь в колючий плотный зипун, Григорий тоскливо говорил Наталье:
- Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся. Не хотел гутарить про это, да нет, видно, так не прожить… И жалко тебя – кубыть за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто. Вот как зараз в степе…»
2. «Плетни. Огороды. Подсолнухи. Аксинья, не переводя духа, дошла до мелеховского огорода. Пригибаясь, забралась в самую гущину, измазала лицо золотистой цветочной пылью…
- Аксютка!
- Сюда иди!
- Ага, пришла.
Подошёл Григорий. Сел рядом. Встретились глазами. Аксинья заплакала.
- Пропала я, Гриша. Мочи нету…Бьёт меня Степан каждый день! Кровь высасывает!.. И ты тоже хорош… Напаскудил, как кобель, и в сторону… Все вы…
- Виноватого ищешь?
- Аль ты не виноват?
- Сучка не захочет – кобель не вскочит…»
3. Задание: Перепишите текст в тетрадь, заменяя просторечные конструкции, диалектные слова нейтральной лексикой. Слова, словосочетания, требующие замены, выделены черным шрифтом.
«Гутарили про него по хутору чудное».
«Улыбка жиганула Митьку комариным укусом».
«Волк шибко пошел к лесу».
«Дарья в исподнице пробежала доить коров».
«Редкие в пепельном небе зыбились звёзды».
«Старший сын Петро напоминал мать: небольшой, курносый; а младший, Григорий, в отца попёр: такой же, как у бати, вислый коршунячий нос».
«Ты гляди, парень, - уже жестко продолжал старик. Степан нам сосед, и с его бабой не позволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, примечу – запорю!»
\s Самоанализ урока по теме:
Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
1. Интегрированный урок (русский язык и литература) «Языковая стихия в романе М. Шолохова «Тихий Дон» был проведен 15 декабря на втором курсе в группе ПК-21 (повар, кондитер). Возраст учащихся: 17-20 лет, уровень подготовки – средний. Учащиеся контактны, коммуникабельны, доброжелательны.
2. Поставленная цель урока - проанализировать язык произведения М. Шолохова «Тихий Дон», через своеобразие языка показать простоту, ясность, открытость чувств и мыслей героев – достигнута. Материал, представленный на уроке, был логичен, последователен, научен и доступен.

3. Тип урока: изучение нового материала, соответственно, реализация поставленных задач урока направлена на приобретение новых знаний, развитие интеллекта учащихся, умение анализировать явления действительности и, в итоге, получение эстетического удовольствия от прочитанного.
4. При подготовке к уроку материал отбирался таким образом, чтобы он соответствовал теме, цели и задачам урока, темпераменту, настрою самого педагога, возрастным особенностям учащихся.
5. Темп урока – быстрый. Виды деятельности учащихся на уроке достаточно разнообразны:
*индивидуальное сообщение;
*беседа;
*ответы на вопросы;
*прослушивание;
*просмотр;
*работа с дидактическими материалами, письменная работа;
*составление конспекта урока.
6. На уроке, помимо наблюдений над стилем писателя, велась сопоставительная работа: Григорий – Наталья, Григорий – Аксинья, выявлялись характерные особенности поведения данных героев, мотивацию действий, другими словами, изучался определенный психотип.
Тема не представляла сложности, анализ языковых единиц не был перегружен самим анализом, терминами, допускались варианты трактовок и подходов к литературному произведению.
7. Результаты урока:
устная работа: оценка «5» - 1человек; оценка «4» - 4 человека;
индивидуальное сообщение: оценка «4» -1 человек;письменная работа: оценка «5» - 2 человека; оценка «4» - 10 человек; оценка «3» - 5 человек.
8. Вопрос о том, «понравился – не понравился» урок, не стоит.
Цели, задачи – намечены, достигнуты, предполагаемый объем материала выдан, деятельность учащихся, заявленная в плане урока, нашла отражение в тетрадях учащихся. Итоги подведены. Временные рамки урока выдержаны и сохранены. Считаю проведенный урок удачным.