Презентация по литературе Евгений Онегин. История создания. Замысел и композиция романа. (9 класс)


«Евгений Онегин»История создания. Замысел и композиция романа. Литературная полемика. Роман в стихахРабота велась с весны 1823 г. по очень 1830 г. Жанр. В романе отражается историческая эпоха (московское и петербургское общество). На её фоне развивается вымышленный сюжет. Пушкин отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистическое произведение, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма.Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Особенности поэтического языкаСпециально для романа Пушкин придумывает «Онегинскую строфу» -14 стихов четырехстопным ямбом.I (абаб) – перекрёстная рифмаII (ввгг) – парная рифмаIII (деед) – кольцевая рифмаIV (жж) – заключительное двустишие Каждая строфа и замкнута (законченная тема), и разомкнута (дает возможность для развития сюжета)Есть пропущенные строфы (Пушкин добивался эффекта недосказанности)Так как произведение лиро-эпическое, автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям Сюжетные линии романаОнегин – ТатьянаЗнакомство с ТатьянойРазговор с нянейПисьмо Татьяны к ОнегинуОбъяснение в садуСон Татьяны. ИмениныПосещение дома ОнегинаОтъезд в МосквуВстреча на балу в Петербурге через 2 годаПисьмо к Татьяне (объяснение)Вечер у Татьяны Сюжетные линии романаОнегин – ЛенскийЗнакомство в деревнеРазговор после вечера у ЛариныхВизит Ленского к ОнегинуИменины ТатьяныДуэль (Смерть Ленского) Композиция Глава 1 – развёрнутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)Глава 6 – кульминация и развязка II сюжетной линии (дуэль)Глава 8 – развязка I сюжетной линии Композиционная роль лирических отступлении Обычно связаны с сюжетом романа (противопоставление Татьяны петербургским красавицам)Разный размер (от одной строки до нескольких строф)Используются для перехода от одного повествовательного плана к другомуПоявляются перед кульминационными моментами (перед сном Татьяны, пере дуэлью) Композиционная роль пейзажаПоказывает ход времени в романеХарактеризует духовный мир героевЧасто сопутствует образу Татьяны Роль вставных элементовПисьма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельность в романе и соотносит друг с другомСон Татьяны – ось симметрии романа. Предвещает будущие события и в каком-то смысле выражают авторскую позицию Роль вставных элементовФольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в её судьбе- песня девушек – перед объяснение с Онегиным - сон – перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским Основные поэтические принципы Симметрия (зеркальность) и параллелизм.Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение Основные поэтические принципыАнтитеза частей романа. Глава 1 – Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2 – Деревня – жизнь ТатьяныАнтитеза в изображении героевОнегин и Татьяна ≠ Ленский и Ольга Онегин и Ленский ≠ Татьяна и Ольга Авторское отношение к композицииНесмотря на четкость композиции, создаётся впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события из жизни героев , строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Литературная полемикаБелинский: не смог простить Татьяне брак без любви, а Онегина назвал «эгоистом поневоле, лишним человеком»Писарев: тип Онегина мелок, совершенно бесполезен в русской жизни, потому не нуженДостоевский: Онегин чужд национальному самосознанию, а Татьяна - «воплощение духовного идеала русского народа» В. Белинский«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»