Сравнительный метод при изучении литературы в трудах А. Н. Веселовского.


Сравнительный метод при изучении литературы в трудах
А.Н. Веселовского.
В начале своего выступления перед аудиторией А.Н. Веселовский предлагает начать разговор о методах и задачах истории литературы с нескольких общих тезисов, выработанных наукою; нескольких своих личных убеждений и нескольких гипотетических истин на генезис науки и поэзии которым, на его взгляд, может быть, предстоит еще достигнуть научной ценности.
Программа изучения истории литературы, предлагаемая учёным, построена на сравнительном методе, который сменил, по его мнению, на сегодняшний день метод эстетический, философский и исторический. Под историей литературы, в широком смысле этого слова, А.Н. Веселовский понимает историю общественной мысли, и то насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом. При этом сравнительному методу, в отличие от других методов в истории литературы, отводится особая роль. Обратив внимание на поэзию, по мнению выступающего, этот метод поможет открыть новую идеальную задачу – проследить, как новое содержание жизни проникает в старые образы.
Тем не менее, сопоставлять произведения, выяснив родственные сюжеты, по мнению учёного некорректно. В самых похожих сюжетах есть свои ходы, обусловленные национальной и исторической спецификой произведения. Так рождается мысль найти мотив как «неделимую единицу сюжета», ибо «сходство объясняется не генезисом одного мотива из другого, а предположением общих мотивов, столь же обязательных для человеческого творчества, как схемы языка для выражения мысли; творчество ограничивается сочетанием данных схем.
По мысли Веселовского, главным звеном системы «литература» являются «формулы, образы, сюжеты», самозарождающиеся или мигрирующие. Система «литература» принимает следующий вид:
коллективный автор —► традиция —► коллективный читатель.
Традиция и есть здесь главное произведение, плод развития литературы и культуры. Автор и читатель заняты по преимуществу общением с «преданием», которое ставит пределы их романтизму и импрессионизму.
О МЕТОДЕ И ЗАДАЧАХ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКИ
(Вступительная лекция в курс истории всеобщей литературы, читанная в С.- Петербургском университете 5-го октября 1870 года).
ИЗ ВВЕДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКУЮ ПОЭТИКУ
(Вопросы и ответы)
Что такое история литературы? Приблизительное определение: история общественной мысли в образно-поэтическом переживании и выражающих его формах. История мысли более широкое понятие, литература ее частичное проявление; ее обособление предполагает ясное понимание того, что такое поэзия, что такое эволюция поэтического сознания и его форм, иначе мы не стали бы говорить об истории.
Сто такое поэзия? Поэзия — это метафизика, проявляемая в образах и таким путем внятная сердцу <...> Брюнетьер (Веселовский считает это определение туманным, никого не устраивающее)
Les Pourquoi? Почему? В истории литературы есть целый ряд таких Les Pourquoi, которые когда-то ставили, на которые отвечали, и ответы еще существуют в переживании как основа некоторых историко-литературных взглядов. Было бы полезно их пересмотреть. Полезно выставить и новые “les pourquoi” , потому что неизведанного много, и оно часто идет за решенное, понятное само собою, как будто все мы условились хотя бы относительно, например, того, что такое романтизм и классицизм, натурализм и реализм, что такое Возрождение и т. п.
Веселовский акцентирует внимание на том, что он хотел бы заняться этими вопросами, взяв примеры из старины, так как наши взгляды на эволюцию истории литературы, создавались на исторической перспективе.
Источники:
http://reftrend.ru/827341.htmlА.Н. Веселовский. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА. Москва, Высшая школа, 1989