Статья формы организации связи лицея с жизнью, посредствомшкольных компаний и общественных организаций.
Г.А. Сафронова, Волгоград, МОУ Лицей №7 Дзержинского района.
Формы организации связи лицея с жизнью, посредством школьных компаний и общественных организаций.В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; образовательная программа должна обеспечить социализацию обучающихся средствами трудовой деятельности: целенаправленное участие в профессиональной и инновационной деятельности, добровольное участие в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; деятельность обучающихся в благоустройстве окружающей среды, лицея, города.Каким же образом реализовать этот подход? Начиная с начальных классов, в нашем лицее учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, в ходе которой учащиеся посещают предприятия города, в музеях которых узнают историю их создания, видят продукцию, узнают о вкладе предприятия в развитие региона.
Огромный вклад в связь лицея с жизнью вносит сотрудничество с общественными организациями. Общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей. Общественные организации можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. С первого класса ребята сотрудничают с общественной организацией ВРМОО «Достижение Молодых», которая организует в лицее областной конкурс «Экономическая игротека». В процессе которого, учащиеся должны рассказать о промышленных предприятиях города, о том, производят эти предприятия, куда идёт их продукция. Учащиеся в игровой форме рассказывают о профессиях, востребованных в нашем регионе.
Общественная организация ВРМОО «Достижение Молодых» организует образовательные семинары, деловые игры, конкурсы предпринимательства. Каждые каникулы учащиеся имеют возможность целыми классами участвовать в экономических сменах на базе лагеря под руководством ВРМОО «Достижения Молодых». Всю смену учащиеся получают экономическое образование, организуют свои фирмы по оказанию услуг, устраивают ярмарки, на которых продают за специальные купоны изделия, произведённые собственными руками, а затем на аукционе имеют возможность купить необходимые им товары. Сотрудничество с общественной организацией раскрывает творческие способности ребят, т. к. ежедневно они могут проявлять себя в различных мероприятиях: концерты, спектакли, конкурсы. За время смены, учащиеся становятся самостоятельными, проявляют свои организаторские способности и получают опыт сотрудничества в малых и больших группах.
Экономическое образование, опыт общения помогают уже в среднем звене организовать в лицее «Школьную компанию» социальной направленности. «Школьные компании» – одна из наиболее активных образовательных программ, помогающая учащимся создать реальную компанию и получить опыт в области предпринимательства, в умении работать с людьми, правильно распределять обязанности между собой, чувствовать ответственность, а также генерировать идеи. Основным преимуществом программы является её прикладной характер, поскольку она позволяет проверить на практике действие законов экономической теории.
Первоначально «Школьная компания» не ставила своей целью заработать денежные средства, задача ребят организовать деятельность по экономическому просвещению, участники выступили в роли консультантов и организаторов деловых игр. Вся работа в школьной компании была построена как организационно-деятельностная игра. И как любая игра, она увлекла ребят, помогла им в доступной форме получить те знания и умения, которые потребуются им при организации настоящего бизнеса.
В старшем звене «Школьная компания» организует изготовление сувенирной продукции в технике народных промыслов, апробированных в авторском стиле. Реализовывать сувенирную продукцию планируется через родителей продавцов в магазинах, предварительно заключив договора с владельцами этих точек. Руководящий состав компании и рабочий персонал состоит из квалифицированных специалистов, которые прошли обучение на семинарах ВРМОО «Достижения Молодых» и были приняты на работу на конкурсной основе. Президент и вице-президенты имеют общую цель: совершенствовать свои знания и умения в области экономики.
В целях продвижения деятельности учащиеся организовали акционерное собрание, где рассказали о деятельности школьной компании и перспективах её развития и продемонстрировали видеоотчёт о работе компании за прошедший год.
Раз в две недели проводились заседания управления ШК. На них обсуждались вопросы, связанные с её текущей деятельностью. Рассматривались отчёты вице-президентов о деятельности своих отделов, шла разработка путей достижения поставленных целей. Анализировались допущенные в ходе деятельности ошибки, определялись пути их ликвидации. Проводился контроль за ведением отчётной документации всех отделов. Кроме заседаний управления, служащие компании общались между собой в процессе выполнения работ, находили интересные пути решения проблем, что позволяло оперативно внедрять их в деятельность.
Итогом экономической деятельности стало участие в работе Тульской международной ярмарки, где «Школьная компания» представила как продукцию народных промыслов, так обучающие программы по экономике, которые ребята создали вместе со своими руководителями.
В практической деятельности и педагогических трудах А. С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого «воспитанники должны знать экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет – замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело». В современной школе именно школьные компании помогают организовать ответственные отношения, сформировать экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры, а тем самым, создаются предпосылки для социализации выпускника.
Девизом нашей деятельности является древнекитайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму». Именно школьные компании и сотрудничество с общественными организациями способствуют этому пониманию.