ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОСА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Гимназия №22»
РефератНоминации «Иностранные языки»
на тему:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОСА РОССИЙСКИХНЕМЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ)
Ученицы 10 «А» класса Трепет Алисы Сергеевны
Научный руководитель:
преподаватель немецкого языка МБОУ «Гимназия №22»
Полуэктова Людмила Иннокентиевна
Майкоп 2016
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТНОСА НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В ПОВОЛЖЬЕ .41.1 Роль репрессивной политики в жизни поволжской диаспоры.............4
1.2 Социокультурные характеристики немецкого этноса и проблемы сохранения культуры немцев Поволжья.....................................................6
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОСА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ ...7
Заключение .9
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ..................................10
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Россия многонациональная страна. Вопросы культурного взаимодействия и развития народов являются важным направлением в деятельности государственной власти современной России, которая выстраивает свою внутреннюю политику с учетом общечеловеческих ценностей, Особенности советской национальной политики в отношении российских немцев во многом определили как историческую судьбу этого народа, так и его современное положение. Очевидно, корни сложнейших современных этнических проблем российских немцев следует искать в зачастую непоследовательном, произвольном политическом курсе советского руководства, в его репрессивной политике.
Для исследования поставленных проблем нами избрана немецкая диаспора Поволжья, относящаяся к числу наиболее ранних по времени формирования групп российских немцев во внутренних регионах страны. Местная диаспора сложилась после издания в 1762-1763гг. императрицей Екатериной П так называемых колонизационных манифестов, приглашавших иностранцев селиться и России. Иностранным поселенцам был предоставлен ряд привилегий и льгот при обустройстве в империи. В результате такой политики в 60-хгг. ХЧ1П в. на Нижней Волге было образовано более ста немецких колоний. Немецкая диаспора составила одну из наиболее крупных этнических общностей Нижнего Поволжья и вместе с тем одну из самых многочисленных региональных групп российских немцев.
В результате репрессивной политики в отношении советских немцев, этнос во многом утратил свои национальные традиции, обычаи, родной язык. Проблема сохранения специфичной культуры российских немцев не утратила она актуальности и до сих пор, В данной работе будет сделана попытка проанализировать основные проблемы сложного, но важного процесса сохранения культуры российского немецкого этноса. Таким образом, мы видим, что исследуемая проблема имеет не только научную значимость, но и является одной из актуальных задач внутренней политики российского государства.
Цель работы: определить возможности сохранения культуры российских немцев Поволжья.
Поставленная цель определила следующие задачи: 1. Выявить проблемы сохранения культуры немецкого этноса Поволжья.
2. Проанализировать современное состояние этнических процессов в языке и культуре у немцев Поволжья.
3. Предложить авторский подход к сохранению этноса немцев Поволжья,
Объектом исследования является тенденции сохранения культуры и самобытности немцев Поволжья.
4
Предметом исследования является возможности сохранения этноса немцев Поволжья.
Методологической основой исследования стали совокупность приемов и методов научного познания: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; прямое и косвенное наблюдение; описание и сравнение.
Теоретическая база исследования. Для формирования теоретических основ настоящего исследования проведен анализ научной литературы по вопросу истории немцев в России (Н.Э, Вашкау, А.А. Герман. А. Дитц и др).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при разработке программ, направленных на сохранение этноса немцев Поволжья.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТНОСА НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В ПОВОЛЖЬЕ
Роль репрессивной политики в жизни поволжской диаспоры
История исследуемой поволжской диаспоры складывалась в советский период весьма драматично. Декретом СНК РСФСР от 19 октября 1918 г. была образована Автономная область (Трудовая коммуна) немцев Поволжья, в состав которой вошло четыре уезда Самарской и Саратовской губерний. В 1922 г. территория немецкой автономии была "округлена" путем включения прилегающих к ней районов. В 1924г. статус немецкой автономии существенно вырос: область была преобразована в АССР немцев Поволжья.
Вплоть до начала 1940-х гг. местная немецкая диаспора оставалась одной из крупнейших в СССР. По данным переписи 1939 г., в АССР немцев Поволжья проживало 366685 немцев, составлявших 60,4',4 населения республики. В Саратовской области насчитывалось 42 970 немцев (2,4% жителей), в Сталинградской 23 751 (1% жителей).
В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, судьба поволжской диаспоры кардинально изменилась. Лояльность немцев к советской власти была поставлена под сомнение. 26 августа СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление, предусматривавшее переселение всех немцев из поволжской автономии, Саратовской и Сталинградской областей в восточные регионы РСФСР и Казахскую ССР. Постановление содержало перечень краев и областей расселения, а также квоты размещения депортированных немцев. Всего предполагалось переселить 433 тыс. человек. В постановлении указывались меры по проведению этой операции, которую следовало завершить 20 сентября 1941 г.5
Официально объявил о предстоящей депортации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". Немцы были обвинены в сокрытии в своих рядах шпионов и диверсантов. Правительство решило переселить всех немцев из Поволжья в Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край, Казахстан и соседние местности и наделить переселенцев землей и угодьями в новых районах.
Очевидно, что обвинения немцев в сотрудничестве с фашистской Германией были лишены всякого смысла. Такое сотрудничество было невозможно по идеологическим причинам. Выселение немцев носило превентивный характер, и было, по выражению исследователя Р. Конквеста, "более предостережением, чем наказанием". Операция по выселению немцев из Поволжья началась 30 августа. Как показали проведенные автором опросы, трагические события, связанные с депортацией, прочно сохранились в памяти людей. воспоминаниям респондентов, выселение проводилось в спешке, часто не хватало транспорта, немецким семьям позволяли брать с собой минимум вещей.
Согласно данным НКВ, операция по выселению немцев из поволжской автономии была завершена 20 сентября 1941г., из Сталинградской и Саратовской областей 12 и 18 сентября. АССР немцев Поволжья была ликвидирована, семь ее кантонов вошли в состав Сталинградской (современной Волгоградской) области, остальные 15 в состав Саратовской.
Репрессивная политика в отношении немцев, начавшаяся с депортации, нашла свое продолжение в последующих мерах. Не претендуя на детальный и исчерпывающий анализ причин сложного и многообразного феномена репрессий против российских немцев, хотелось бы вместе с тем выделить наиболее важные, на наш взгляд, моменты. С одной стороны, направленность репрессивных мер против данного народа, безусловно, дает возможность говорить об этнических (национальных) мотивах подобной политики. С другой стороны, действовали, очевидно, и определенные внутриполитические и идеологические факторы, на которые уже указывали многие историки.
Сложившаяся в период первой мировой войны практика репрессий против немецкого национального меньшинства была продолжена во время Великой Отечественной войны. Проведенные тогда депортация немцев из Поволжья и ликвидация их автономии нарушили естественный ход этнических процессов. Одним из последствий репрессивной политики стало существенное изменение содержания и характера этнодемографических процессов в среде исследуемой диаспоры. В результате депортации немецкое население было перемешено в восточные регионы СССР. Процесс возвращения на Волгу затронул лишь часть представителей .прежней местной диаспоры, и значительная доля немецких семей осталась в местах бывшего спецпоселения. По этой причине в послевоенный период численность немцев Нижнего Поволжья оказалась значительно ниже, чем до депортации. В 1970г., по данным переписи
6
населения, в Волгоградской и Саратовской областях проживало в общей сложности около 25 тыс. немцев. К 1979г. немецкое население двух областей увеличилось, составив около 38 тыс. человек. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989г., в рассматриваемых областях проживало немногим более 45 тыс. немцев: 28 008 в Волгоградской и 17 Об8 в Саратовской.
1.2. Социокультурные характеристики немецкого этноса и проблемы сохранения культуры немцев Поволжья
Несмотря на суровые условия депортации, немцы, начиная с 1950-х, стали активно возрождать национальную культуру. В 1950-е гг. немцы создавали свои хоры и инструментальные коллективы. Не были преданы забвению национальные традиции российских немцев. В узком семейном кругу соблюдали немецкие праздники, в основном рождество (Weinahten), пасха (Ostern). По воспоминаниям Бенгард Эммы Александровны, их семья отмечала пасху: «Мы ждали этого праздника, готовились к нему. Проращивали овес, клали туда яйца и обязательно зайца. Так как сладостей не было, мама празднично украшала хлеб». В некоторых деревнях сохранился свадебный обряд, но только в тех, где проживало большое количество немцев.
Так, уже, начиная с 1950-х гг., можно было играть немецкую свадьбу по традиционному немецкому обряду. Сватали две недели, обязательное участие в свадьбе принимает дружка, который является помощником жениха, важным свадебным атрибутом была гармошка, кто был побогаче откупал оркестр». Ни один праздник не обходился без немецких блюд. Самыми распространенными были: пирог с посыпкой из масла и сахара, обязательно на столе присутствовало блюдо из свинины и капусты. Инонациональная среда оказала влияние и на национальную кухню немцев. В их рационе появились славянские блюда: щи, пельмени, борщи и др.
Репрессивные меры военного периода и сохранявшиеся долгое время ограничения в национально-культурной жизни способствовали расширению межэтнических контактов и развитию процесса ассимиляции в немецкой среде.
В военный период условия сохранения этнической самобытности поволжской диаспоры были разрушены, и произошло резкое ускорение темпов ассимиляции. В то же время ассимиляции способствовали и общие для большинства советских народов факторы этнонационального развития послевоенного периода: увеличение доли смешанных браков, перемещение из сел в города, усиление миграционной подвижности, быстрое распространение стандартных форм культуры.
7
Несмотря на то, что в послевоенный период были восстановлены пресса на немецкомязыке и элементы национальной школы, появились немецкие католические и протестантские общины, все эти меры носили ограниченный характер и не могли существенно повлиять на ситуацию в национально-культурной сфере. Кроме того, созданные культурные объединения в своей деятельности нередко сталкивались с негативным отношением местных властей, Как показали проведенные автором опросы, это особенно ощущали на себе члены религиозных общин.
Наблюдающаяся в последнее десятилетие активная эмиграция немецких семей в Германию способствует изменению этнического состава региона. Это выражается в тенденции к сокращению численности и удельного веса немецкой диаспоры среди местных жителей. Именно ассимиляция стала доминирующей в этнических процессах, протекающих в поволжской диаспоре. Это выражается в утрате элементов традиционной культуры и языка немцев и восприятии культурно-языкового комплекса иноэтнического окружения, главным образом русских.
К настоящему времени этноязыковая ситуация кардинально изменилась. Сегодня для этнических немцев характерен переход с двуязычия на один язык русский, особенно для молодежи. Все реже встречаются немецкие жители, для которых бы немецкий был бы в полном смысле слова Muttersprache языком, впитанным с молоком матери. Не последнюю роль в данном вопросе играет тот факт. что долгое время немцев, проживающих на территории России, рассматривали как внутренних врагов, немецкий язык ассоциировался с языком захватчиков, что впоследствии привело к тому, что они стали стесняться своего языка. Высокий престиж русского языка, знание которого позволяет успешнее устроиться в будущем.Увеличение числа смешанных браков. Произошла утрата немецким этносом части своей национальной культуры, в результате возникла угроза существования самого этноса.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОСА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ
С нашей точки зрения. сохранению этноса немцев Поволжья может способствовать развитие этнического туризма. С этой целью необходима разработка новых туристских маршрутов, а так же определение основного направления в развитии такого вида туризма на Волге.
Только на территории Саратовской области более 200 населенных пунктов, имеющих немецкие корни. В части из них сохранились дома старой постройки, разрушающиеся церкви, мельницы, частично сохранились кладбища. Все это может быть использовано в туристских целях, Среди таких населенных пунктов выделяется г, Маркс, расположенный на Волге. В городе прекрасно сохранилась немецкая архитектура, старый лютеранский собор, построенный8
в начале ХХ в., который сейчас работает, новый католический собор. Центральные улицы -Маркса это старые немецкие дома, которые помнят величие города как центра автономной области немцев Поволжья. В рамках туристского обзора может быть предложена экскурсия по старому городу, с посещением экспозиции местного краеведческого музея.
Другим городом, связанным с немецкой культурой является город Энгельс, бывшая столица республики немцев Поволжья с 1922 по 1941 гг. В городе наиболее интересными туристскими объектами, является архитектура старого центра, выставки Энгельсского краеведческого музея по истории и культуре немцев Поволжья. С 1925 по 1941 краеведческий музей был Центральным музеем республики. Фонды музея закладывались в это время. Коллекция бытовых и этнографических вещей поволжских немцев стала комплектоваться в 1920-х гг., она была значительно пополнена в экспедициях 1990-х гг.
Наиболее богатым историко-культурным наследием обладает Саратов архитектура города, памятные места, исторический центр города, экспозиции музеев. По Саратову может быть разработано несколько туристских маршрутов, Например, «Прогулка по немецкой улице», «Поволжские немцы и Саратов» пешеходная экскурсия по городу, экспозиции по истории и культуре поволжских немцев в Саратовском областном и этнографическом музее и т. д, Для туристских маршрутов в городе возможно сочетание познавательных экскурсий с рекреационным отдыхом в лесах на Кумысной поляне в Октябрьском и Смирновском ущельях, а так же с осмотром Саратова с борта яхты или парохода, с отдыхом у воды на одном из волжских островов.
Если отправиться вниз по Волге на водном транспорте, то по левому берегу будет располагаться целый ряд немецких сел: Березовка, Красноармейское Энгельсского и Ровненского района Саратовской области. Эти села интересны с точки зрения осмотра старых немецких домов, построенных в начале ХХ века. Все села при строительстве гидроэлектростанции были перенесены на новые места, на расстояние 2 3 км от прежнего берега, утратив самобытность. Эта же участь постигла многие левобережные немецкие колонии, ряд из которых были затоплены Волгой.
Наиболее интересные поселения немцев расположены вниз по Волге, находятся на территории Саратовской и Волгоградской областей: с. Зауморье, Сосновка, Галка, Нижняя Добринка и т. д. В с. Нижняя Добринка Жирновского района Волгоградской области проживает несколько немецких семей. В селе есть небольшой школьный музей, экспонаты которого рассказывают об истории и культуре немецкого народа. В рамках знакомства с краем возможно посещение старожилов, старого немецкого дома, обед из блюд традиционной немецкой кухни,
Настоящий маршрут рассчитан на 5-7 дней, в зависимости от количества и длительности экскурсий. Он позволяет не только познакомиться с историей и культурой народа, но и отдохнуть на берегах Волги, таким образом, удачно сочетая в себе этнографический и рекреационный туризм.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Репрессивная политика советского государства в отношении российских немцев привела к утрате этносом своей национальной культуры. Правомерно выделить два этапа в сохранении культуры российских немцев Поволжья. Первый этап. начинается с осени 1941г,, сразу же после насильственного переселения из АССР НП перед немецким народом возникла проблема, сохранения своей национальной культуры. Под влиянием ряда причин немецкий этнос стал постепенно утрачивать свой родной немецкий язык, национальные традиции, самобытность,
Дисперсное расселение по всей территории 11оволжья способствовало распространению ассимиляционных процессов среди этнических немцев. У немцев не было возможности консолидироваться, чтобы противостоять влиянию со стороны инонационального окружения, Одной из причин утраты немцами своего родного немецкого языка стала недостаток национальных школ, которые так же способствовали передачи национальных традиций из поколения в поколение, Еще одной проблемой немцев стала репрессивная политика советского в отношении церкви. Религия играла важную роль в жизни немецкого этноса. Наряду со школой церковь так же была связующим звеном между поколениями. Способствовала передачи национальных культурных ценностей, немецких традиций и обычаев.
В такой ситуации немцы видели необходимость восстановления автономии на Волге, Именно с созданием своей государственности они связывали возможность сохранения своей немецкой культуры, самобытности. С середины 1960-хгг. возникает движение российских немцев за восстановление республики в Поволжье. Но так эта проблема и, не была решена ни советскими, ни российскими властями.
К концу 1980-х проблема сохранения себя как этноса вновь стала актуальной, Можно говорить о новом этапе борьбы немцев за возрождение культурных традиций, восстановление самобытности. Стремительно развиваются ассимиляционные процессы. Немцы все чаще называют родным языком русский. Увеличивается число смешанных браков, что отрицательно сказывается на сохранении немецкого языка и национальных традиций. В конце 1980-1990-х гг. возникает новая проблема массовый отток этнических немцев на свою историческую Родину. Свое национальное возрождение немцы связывали с Германией. Все эти проблемы способствовали утрате важной составляющей любого народа национальной культуры.
10
Исследование показало, что фактически молодое поколение немцев не знает национальных традиций и обычаев, не владеет немецким языком. Утрачена религиозность этноса. В большинстве Семей национальные традиции, обычай не передаются. Ассимиляционные процессы приняли необратимый характер, была утрачена преемственность в поколениях, бабушки и дедушки не могли передать свой национальный язык, культуру детям и внукам. В современный период, когда многие традиции не сохранились, необходима консолидация вокруг немецких культурных обществ, деятельность которого, прежде всего, должна быть направлена на молодежь. Молодежь должна стать впоследствии распространителем немецкой культуры. Иначе произойдет утрата богатой немецкой культуры с многовековой историей.
С нашей точки зрения. сохранению этноса немцев Поволжья может способствовать развитие этнического туризма. С этой целью необходима разработка новых туристских маршрутов, а так же определение основного направления в развитии такого вида туризма на Волге. Нами предлагается туристский маршрут, который начинается в городе Маркс и идет через город Энгельс к городу Саратову. Настоящий маршрут рассчитан на 5-7 дней, в зависимости от количества и длительности экскурсий. 0н позволяет не Только познакомиться с историей и культурой немецкого народа, но и отдохнуть на берегах Волг и, таким образом, удачно сочетая в себе этнографический и рекреационный туризм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вашкау Н.Э, Немцы в России: история и судьба: Учеб. пособие по спецкурсу. Волгоград, 1994, С.49.
2. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге, 1918 1941. Ч.2. Автономная республика 1924 -1941. Саратов, 1994. С.294 -291
3. Дитц А. Живая боль. Очерк-воспоминание // Так это было: Национальные репрессии в СССР, 1913-1952 гг.: Документы, воспоминания, фольклор, публицистика, проза, поэзия, драматургия / Сост. С.У. Алиева. Т.1. Корейцы, курды, немцы, карачаевцы и прочие советские народы. М„1993. - С. 146.
4. Смольникова Н. Национальные репрессии и их влияние на современные этнополитические проблемы немцев Поволжья. - М.. 2009.