«Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 (обобщение) Путешествие по зимнему лесу».
Тема : «Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе
Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 (обобщение) Путешествие по зимнему лесу».
Цели :
1)обучающие:
закрепление знаний приёмов сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел, умения проверять правильность вычислений;
закрепление навыка решения уравнений;
закрепление умения решать задачи в два действия на увеличение (уменьшение) на несколько единиц, на нахождение суммы, умения составлять обратные задачи;
повторение геометрического материала;
2)развивающие:
развитие творческих способностей, умения мыслить логически грамотно;
развитие грамотной математической речи;
3)воспитательные:
воспитание интереса к математике, любви к природе, бережного отношения к ней.Оборудование:медиапроектор, компьютер, экран, презентация, разноуровневые карточки для учащихся
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация учащихся.
Прозвенел заливистый
Школьный звонок.
Начинается новый урок.
Мы готовы считать
И задачки решать.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, какое сейчас время года?
Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу. Нас ждёт очень много интересного.
Сегодня мы с вами будет совершенствовать свои вычислительные навыки. Будем решать задачи. Повторим, что такое периметр. И узнаем о жизни обитателей зимнего леса.
3. Устный счет.
а) Посмотрите, какой необычный красивый зимний лес.
Установите закономерность и продолжите ряд чисел:
2, 4, 6,...,...,...
5, 10,15, 20,...,...,... .
Б) Из каких геометрических фигур составлена ель? (Слайд 4)
Сколько треугольников?
Четырёхугольников?
Прямоугольников?
Какая фигура называется прямоугольником?
Каким общим словом можно назвать все фигуры?
В) А сейчас мы отправляемся в математический лес. (Слайд 5) Сумма чисел на веточках дерева должна составить число, которое находится на макушке ёлочки. (Два «дерева» заполняются во время совместной работы».
Как найти неизвестное слагаемое?
Г) Другие интересные сведения вы узнаете, если выполните следующее задание: «Меткие стрелки»: (Слайд 6)
70 – 60 45
40 + 10 10
91 – 90 50
18 – 9 1
15 + 30 9
Д)Какие ещё хвойные деревья вам известны? (Сосна, кедр, пихта).
Решите задачу. (Слайд 7)
« Ученые определили максимальную высоту ели, кедра и пихты. Оказалось, что ель не самая низкая, кедр не самый высокий и не самый низкий. Определите высоту каждого дерева».
Низкое Среднее Высокое
Ель - - +
Кедр - + -
Пихта + - -
е). Познавательная математическая цепочка. «Почему животные впадают в спячку?»
Тихо в зимнем лесу. Деревья в снежном уборе. Некоторые животные впали в спячку. Почему животные впадают в спячку? Решите цепочку примеров и узнаете правильный ответ. (Слайды 9-10)
4. Закрепление пройденного материала.
а)Математический диктант
Уменьшаемое 48, вычитаемое 40. Разность? (8).
Первое слагаемое 30, второе 5. Сумма? (35).
Увеличить 20 на 50. (70).
На сколько 62 больше 60? (2).
Найдите сумму чисел 39 и1. (40).
Уменьшить 19 на 10. (9).
Найдите сумму чисел 93 и 6. (99).
Прочитайте полученные ответы. (Слайд )
На какие две группы можно разделить данные числа? (Однозначные и двузначные).
Назовите однозначные числа. Почему их так называют?
Назовите двузначные числа. Почему их так называют?
Запишите все числа в порядке возрастания. (2, 8, 9, 35, 40, 70, 99).
(взаимопроверка)
Зрительная гимнастика
Молодцы! Все справились с заданием, пришло время отдохнуть вашим глазкам. (Выполняют действия глазами по тексту)
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
б) Решение задачи ( в парах ).
- А все ли животные впадают в спячку?
-Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом
-Кто это? (Белка)
Составьте задачу по краткой записи.
Орехи - 16 шт.
Грибы - ?, на 6 меньше, чем ?
- Что известно? Какой вопрос в задаче?
- Можем ли ответить на вопрос сразу? Почему?
- Что значит на 6 больше?
- Составьте план решения задачи.
Решение задачи самостоятельно ( в парах ).
Проверка. (Слайды 11)
в)Геометрический материал.
Белка осенью запасает корм на зиму. Прячет грибы и орехи в кладовке, которые она устаивает на различных деревьях. Как то утром белочка решила позавтракать. На берёзе грибочки взяла, на сосне в кладовке шишки. Какой путь проделала белочка?
- Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 12 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 18 м.
- Как называется фигура, которая у меня получилась?
- Докажите, что это треугольник.
- Что нужно найти? (весь путь белочки). Скажите, что нужно найти, на языке математики.
- Что такое периметр?
- Какой буквой обозначается периметр? (Р)
Выберите формулу периметра треугольника.
P = a + b + c
P = a + b + a + b
(Запись решения учеником у доски)
Р=12 + 4 +18 =34 (м)
Ответ: Р = 34 м.
(Слайды 12)
5. Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Дружно хлопнули,
Ногой топнули.
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
6. Решение уравнений
-Клёст, дятел, белка и мышь являются основными любителями семян ели. Но каждый из них обрабатывает шишку по – своему. Определите, кому принадлежит шишка, решив уравнения. (Слайд 18-19)
Х + 40 = 41 20 + Х = 22 73 – Х = 70 Х – 3 = 1
( Полученный корень уравнения соответствует картинке с изображением животного).
Дятел.
Большой пёстрый дятел зимой переходит на питание семенами хвойных деревьев. Предварительно он готовит «станок»: щель в стволе дерева или в пеньке. Только после этого он отправляется на поиски шишки. Выбрав подходящую шишку, дятел несколько раз ударяет клювом по черенку и, повиснув на шишке, отрывает её тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте прикрепления, а потому не несёт на себе веточки. Подлетев к «станку», он вставляет в него шишку, ударами клюва разбивает чешуйки и извлекает семена. Дятел использует шишку почти полностью.
Клёст.
Клесты перекусывают веточку клювом, поэтому использованные ими шишки всегда имеют короткий кусочек ветки. Шишка, обработанная клестом, очень незначительно растрёпана: клёст выбирает совсем немного семян. Чем больше урожай, тем менее используется шишка – сбрасывается в снег. Шишки, упавшие в снег, не раскрываются и остаются лежать на земле 2-3 года. Они могут затем использоваться дятлами, белками, мышами и самими клестами в годы с меньшим урожаем шишек.
Белка.
Обычно белка прячется в густой кроне, срывает шишки с веток и поедает семена. Белки, держа шишки в лапках, отрывают почти все чешуйки (остаются всего несколько на самой верхушке) и разгрызают каждое семечко. От самой шишки остаётся голый стерженёк, который белка роняет вниз.
Мышь ( полёвка).
Мыши используют шишки ели, оказавшиеся на земле. Чтобы добраться до семени, им приходится отгрызать чешуи мелкими кусочками, но никогда мыши не отгрызают их до основания. Эти шишки имеют такой вид, будто кто-то обрезал чешуйки ножницами.
7. Дифференцированная самостоятельная работа по карточкам.
Вариант 1. Синяя
37 + 3
43 + 20
43 + 47
48 – 32
73 – 4
Вариант 2. Зелёная
30 увеличить на 10
65 уменьшить на 2
Сумма чисел 30 и 60
Уменьшаемое 48, вычитаемое - 32. Найти разность
Разность чисел 73 и 4
Вариант 3. Красный
37 * = 40
43 + . = 63
..3 + 4... = 90
48 * = 16
- 4 = 69
(Слайд13-14 )
Проверка. (Веера. На слайде числа.)
Если вы выполнили задание верно, то мы сможем прочитать слово. (один ученик у интерактивной доски).
Покажите ответ в первом, втором – пятом выражениях.
Какое слово получилось?
40
63
60
77
90
16
80
23
69
к
л
п
о
ё
с
и
р
т
8. Клёст.
Живет в хвойных лесах.
Питается семенами и почками ели и сосны. Клесты умеют ловко подвешиваться к шишкам вниз головой.
В таком положении птица за считанные секунды извлекает из шишки семена, но только те, которые легко достать.
Сброшенные клестами шишки долго сохраняются под снегом, и оставшиеся в них семена служат подкормкой белкам и другим животным.
Выводить птенцов клесты могут только тогда, когда шишек много, семена в них созрели, но еще не высыпались. Вот и получается, что самое подходящее время для этого - зима.
9. Но другим птицам приходится зимой очень тяжело. Как мы можем помочь им? (Сделать кормушки). (Слайд 17 )
Решите задачу:
« Ученики 2 класса сделали 8 кормушек, а ученики 3 класса на 4 кормушки больше. Сколько кормушек сделали ученики 3 класса?»
Итог урока.
Какое значение имеет ель для зверей и птиц?
Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Приближаются новогодние праздники. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? (Слайды 20)
Хорошими ответами на уроке мы внесли свою частичку в дело по охране и спасению природы
Домашняя работа. (Слайд 21) стр.76 ,№8
. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
доволен своей работой.
кто работал хорошо, но мог бы лучше.
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали объяснения своих одноклассников. - Думаю, что утренний поход в гости, доставил вам удовольствие, вы отлично справились с заданиями.
- Урок окончен.
А закончить сегодняшнее занятие хочется стихотворением:
(Читают дети)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
« Я сберегу вас, сберегу!» Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы!
Математический лесЗаголовок 215