Статья «Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям»

Сангалиева Г.К.
Государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-лицей №7»,
г.Семей, ВКО, Казахстан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО
МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ

Метод проектов активно вводится в школьный курс Информатика и информационно-коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации и повышению успеваемости учащихся.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, применять наиболее актуальные информационные технологии т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. [1]
Рассмотрим метод проектов. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Почему именно проектный метод?
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. [2] Не зря в этом учебном году почти по всем классам по информатике в конце учебного года внесено в календарное планирование защита проектов. В конечном итоге полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:
выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
определение целей и задач проекта;
работа над проектом и написание отчета;
защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
обучение школьников рефлексии;
обучение учащихся умению публично выступать;
развитие у школьников критического мышления.
Первые итоги:
Использование проектного метода позволяет развить у учащихся:
познавательные навыки и способность к самообразованию;
способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
целеустремленность и настойчивость;
способность взять на себя инициативу и ответственность;
критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
коммуникабельность.
Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника. [3] Учитель, как опытный исследователь в этом деле, проводит индивидуально консультирование по проекту, указывая все необходимые возможности для достижения поставленной цели.
Общая идея организации проектной деятельности следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Учащиеся выполняют проекты в зависимости от изучения программного материала, например, 5-8 классы в офисных приложениях, 9-е классы – используя язык программирования Pascal, 10-11 классы – Web-страницы. Темы проектов выбирают в основном сами учащиеся, только направление подсказываю, в зависимости от планов учащихся после окончания школы, т.к. исходя из опыта работы знаю, что многие учащиеся продолжают работать над выбранной темой и в колледжах, и университетах. Считаю, что такой метод работы провоцирует учащихся на правильное использование и претворение своих идей, знаний в жизнь. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, с одной стороны, за счет использования разнообразных методов и средств обучения, а с другой путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, искусства.
Применение метода проектов даст результаты на всех этапах обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе, т.к. сущность его отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе ее развития.
Собственные наблюдения показали, что в целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Таким образом, проектирование – это метод познавательной деятельности учащихся, это способ и инструмент познания, совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Причем выстраиваясь в определенной последовательности эти методы создают эффективную технологию в инновационном образовании.

Литература:
Вартиайнен А.С., Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики, http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-metoda-proektov-v-prep
Сивакова Н.С., Использование проектного метода в образовательном процессе, http://myworkmanship.ru/proekty/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-obrazovatelnom-protcesse
Руднева С.В, Из опыта работы, Использование информационных технологий и проектной деятельности в целях формирования ключевых компетенций младших школьников и повышения их познавательной активности, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-informacionnyh-tehnologiy-i
15