Урок «Почувствуйте вкус слова «Доброта»!
Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»
МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей»
188480 Ленинградская область
г. Кингисепп
Крикковское шоссе, дом 14а
Т/факс 3-34-93
Конспект открытого занятия по теме:
«Почувствуйте вкус слова «Доброта»!
(в рамках дополнительной образовательной программы «Мастерская речевого творчества»)
Материалы подготовила: Вера Юрьевна Федотова,
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД
«Центр эстетического воспитания
и образования детей»
Кингисеппского района
г. Кингисепп
2013 год
Конспект учебного занятия
I. Общие сведения:
наименование объединения: студия детского телевидения «Яркая молодёжь»
краткая характеристика учебной группы: 15 воспитанников 9-10 лет, первый год обучения 3 группа, 7 мальчиков и 8 девочек
время и место проведения занятия: 21 ноября 2013 года, каб.№8 КСОШ №6
II. Тема занятия: «Почувствуйте вкус слова «Доброта»!
степень сложности: средняя степень сложности для данной группы
III. Место в учебном курсе.
Раздел «Культура общения».
Блок 3.5 «Уроки нравственности и доброты».
Данное занятие является продолжением разговора о доброте.
Разговор с детьми строится на знаниях, полученных на предыдущих занятиях. Приобретённые знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как разговору о нравственности, вежливости и доброте отводится по программе 6 часов.
IV. Тип занятия: занятие комбинированное.
V. Цель: растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор о доброте.
Задачи:
Обучающие:
расширить представление детей о слове «Доброта» с позиций грамматики и с точки зрения нравственного смысла; закрепить практические умения и навыки работы с учебной таблицей «Путь
к слову»;
продолжить работу по формированию навыков в управлении своим
голосом, своими чувствами; обогатить лексикон учащихся новыми словами.
Развивающие:
продолжить работу по развитию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильного дыхания;
поддержать интерес к детскому речевому творчеству, к формированию
коммуникативной компетентности; продолжить работу по развитию дивергентного мышления, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.
Воспитывающие:
поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
продолжить работу по формированию у воспитанников гражданской
позиции, социальной активности, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни.
VI. Методы обучения: репродуктивный, словесные, наглядные (презентация, иллюстрации, таблицы), практические, творческая лаборатория, метод исследования, создание проблемных ситуаций, слово-магнит, тренинг, психологический этюд.
VII. Форма организации работы: чередование фронтальной и индивидуальной работы.
VIII. Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).
№
Этап занятия.
Время
1.
Вводная часть.
6 минут.
2.
Основная часть.
28 минут.
3.
Подведение итогов.
6 минут.
IX. Содержательные блоки учебного занятия.
№ Этап занятия. Содержание
этапа занятия. Действия
воспитанников Особые
отметки Время
I Водная часть. 6 мин.
1.
2. Организация начала
занятия. Приветствие.
Постановка дидактических задач, настрой учащихся на учебную деятельность Создание комфортных условий, атмосферы радости.
Подготовка
рабочего места.
Воспитанники садятся в круг на стулья в игровой зоне.
Разложить материалы
в соответствии с техникой безопасности 1 мин.
Традиционный блок занятия Артикуляционная гимнастика.
Речевая разминка.
Голосовая гимнастика.
Игровой момент «Импульс». Игра на внимание «Счёт-скок».
Упражнения «Лошадки», «Улыбка-грусть», «Работа язычка».
Упражнения на дикцию,
скороговорки. Традиционный блок упражнений включает работу над дыханием, дикцией, интонацией, способствует снятию психологичес -
кого и эмоционального напряжения 5 мин.
II Основная часть. 28мин.
3.
Подготовка к восприятию нового материала Вводная беседа (настроение-чувство-речь)
Форма диалога с позиции:
«говорящий-слушающий»
«слушающий-говорящий»
Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу.
Использование инновационного приёма – Тренинг «Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу». Оценивание своего психологического и эмоционального состояния с помощью «Словарика настроений»
Тренинг Стимулирование интереса воспитанников.
Ценность этого момента состоит в том, что он способствует хорошему психологическому настрою, в какой-то мере дисциплинирует воспитанников, укрепляет в их сознании основы правильного речевого поведения. 2 мин.
Коррекция результатов проверки знаний и умений.
Упражнения на коррекцию
результатов проверки.
Беседа о слове и его основных характеристиках, опираясь на полученные знания.
Используется метод проблемных ситуаций: постановка проблемных вопросов; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств. Смысл и характер слова «чувство». Воспитанники используют приём сравнение, подбирают ассоциативный ряд к слову «слово».
Запись удивительных мыслей, цитат по-настоящему добрых, человечных, гуманных людей. 3 мин.
4. Знакомство с новым
материалом
Исследовательс
кая работа Применение активных методов обучения.
Лексико-орфографическая работа:
произношение (орфоэпия), правописание(орфография), лексическое значение(лексикология), происхождение(этимология), строение(морфемика), способ образования(словообразование).
Сочинительство по опорному слову.
Ребята вспоминают весь необычный лингвистический маршрут путешествия в слово, опираясь на основные пункты-положения учебно-занимательной таблицы-плаката «Путь к слову».
Компьютер-
ная презентация «Душа слова». Выведение темы самими учащимися.
Работа детей с раздаточным материалом.
Лексико-орфографическая работа способствует обогащению словаря детей, так как характеризует слово с разных сторон. 10 мин
Творческая лаборатория. 1)Рисуем портрет слова, по определённым научным и нравственным законам;
2)Показываем, как живёт, действует, работает слово в разделах языкознания, какими конкретными смыслами наполняется в составе словосочетаний, предложений, текста. Дети используют инновационный методический приём «Слово-магнит» - эффективный способ «копания» в своей собственной внутренней речи, происходит естественный процесс её развития, процесс деятельного речевого созидания. Эта информация позволяет представить психологию речи конкретного ребёнка. 8 мин.
5. Проверка понимания материала, знаний и умений
Обобщение, систематизация и закрепление материала. Защита мини-текстов и их анализ.
Проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий, умения детьми устанавливать связи, воспроизводить новые понятия, выделять признаки. Юный сочинитель сообщает тему, самостоятельно формулирует идею, указывает в тексте место, где она выражается; определяет тип текста и стиль речи. Дифференциа -
ция вопросов для воспитанников разного уровня познавательной активности. 5 мин.
III Подведение итогов. 6 мин.
6. Заключительный фрагмент занятия. Выполнение психологического этюда «Размышление о слове «ДОБРОТА». Задание-экспромт выполняется на раздаточном материале. Даются рекомендации по выполнению, с учётом познавательной активности 4 мин.
7. Оценка действий всех
участников занятия. Формулирова-
ние выводов. Рефлексия. Благодарность за творческую, плодотворную работу.
-Что сделано?
-что тебя сегодня удивило?
Сегодня я почувствовал что….
У меня получилось……
Я смог……
Я научился……
Я попробую дальше…..
Что мне может пригодиться в жизни? Нарисуйте в словаре-справочнике свою эмоцию. Обратная связь через символы, рисунки-эмоции. 2мин.
Подробный конспект содержательных блоков
I Водная часть. 6 мин.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
1. Организация начала занятия (1 минута)
Постановка дидактических задач, настрой воспитанников на учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами находимся в необычной ситуации, вы волнуетесь, я волнуюсь, у нас много гостей, поэтому нам надо успокоиться и снять напряжение. Повернитесь, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, и тут же про них забудьте! Теперь посмотрите друг на друга и … снова улыбнитесь! А сейчас улыбнитесь мне, а я – вам и настройтесь на работу друг с другом и со мной, и у нас всё получится!
2.Традиционный блок занятия (5 минут)
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Лошадки», «Улыбка-грусть», «Работа язычка».
Упражнения на дикцию, скороговорки.
Речевая разминка.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, Тру-тру-тру, тру-тру-тру -
Я искать иду уже. Трубят трубы на ветру.
З, И, К, Л, М, Н, О, Тры-тры-тры, тры-тры-тры -
Отыщу вас всё равно. В сказках гномики хитры.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х, На дворе трава, на траве дрова.
Лучше прячьтесь вы пока. Не руби дрова на траве двора.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Два дровосека, два дроворуба
Оборачиваюсь я. На дворе дрова топорами рубят.
Голосовая разминка. «Мишень»: и,у,а,о,ю,я,э,ы.
Дыхательная гимнастика.
«Как на горке на пригорке сидели 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка………..» считать без дополнительного набора воздуха как можно дольше.
«Гудение проводов»
Нунноннанненнинныннун
муммоммаммеммиммыммум
Игра на внимание «Счёт-скок».
II Основная часть. 28мин.
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 минуты)
Вводная беседа (настроение-чувство-речь)
С первых минут мы вступаем в диалог с ребятами (позиции: «говорящий – слушающий», «слушающий – говорящий»).
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
- Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)
- Как вы считаете, почему так важно, необходимо учитывать настроение своего собеседника? (Важно, чтобы не обидеть его в тот момент, когда он не расположен, психологически не готов к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе…)
- А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Оцените своё состояние с помощью «Словарика настроений». (Оно может быть приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, светлое, уютное, непонятное и др..)
-Как вы считаете, ребята, какая форма речи возникла раньше других? (Раньше других возникла внутренняя речь, когда человек что-то чувствовал, ощущал, переживал и думал об этом вслух, а не про себя).
- Внутренняя речь человека – это его внутренний голос, голос его души, сердца, чувства и ощущений. Этот голос надо будить, к нему надо прислушиваться. Попытаемся прислушаться к своему внутреннему голосу, о чём он должен напомнить?
Тренинг «Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу».
Ребята встают и не очень громко, почти шёпотом, хором произносят следующие слова:
Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу.
Мой язык – моё лицо.
Знаю, мне необходимо развивать,
Совершенствовать свою речь.
Я должен знать: что, где, кому и как сказать.
Буду говорить с чувством, с толком, с расстановкой.
Учусь чувствовать себя и другого.
Я спокоен и уверен в себе.
3.1.Коррекция результатов проверки умений и знаний (3 минуты)
-Ребята, благодаря чему становится возможным наше с вами общение? (Языку, речи.)
- Что, по-вашему, должен помнить каждый человек, вступая в общение? (Должен помнить определённые правила для Говорящего и для Слушающего, учитывать речевую ситуацию.)
Проверка усвоения и понимания детьми необычных понятий – «почувствовать вкус слова», «путь к Слову».
- С какими словами вступает в родственные отношения слово «Почувствовать»? (Чувство, чувствительный и т.д.).
Рассуждая о чувствах, о том, какими должны быть человеческие чувства, воспитанники приводят высказывания В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого и других знаменитых людей:
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
Л.Н. Толстой
-Для серьёзного, важного разговора умные собеседники всегда определяют и формулируют тему. Прочитайте тему нашего дальнейшего разговора: ПОЧУВСТВУЙТЕ ВКУС СЛОВА «ДОБРОТА»!
Дети хором произносят (с чувством, толком, расстановкой!) формулировку темы и усилением голоса выделяют слова в предложении – названии темы, которые им показались наиболее «ценными» по смыслу («Почувствуйте», «вкус», «доброта»).
Под звуки тихой мелодии воспитанники слушают отрывок из стихотворения Л. Николаенко «Доброта»:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты.
4. Знакомство с новым материалом
Ребятам предлагается проделать увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова.
Применение активных методов обучения: игра-путешествие.
Исследовательская работа (10 минут)
Ребята вспоминают весь необычный лингвистический маршрут путешествия в слово, опираясь на основные пункты-положения учебно-занимательной таблицы.
На большом экране монитора располагается красочный плакат-таблица «Путь к слову». Ребята смотрят компьютерную презентацию «Душа слова».
Каждому воспитаннику выдаётся отпечатанная таблица «Путь к слову» - «Душа слова».
Лексико-орфографическая работа (под руководством педагога):
произношение (орфоэпия)
правописание (орфография),
лексическое значение (лексикология),
происхождение (этимология),
строение (морфемика),
способ образования (словообразование).
Остальные пункты под звуки музыкального сопровождения заполняются самостоятельно с последующей проверкой.
Творческая лаборатория (8 минут)
1)Рисуем портрет слова, по определённым научным и нравственным законам;
2)Показываем, как живёт, действует, работает слово в разделах языкознания, какими конкретными смыслами наполняется в составе словосочетаний, предложений, текста.
Дети используют инновационный методический приём «Слово-магнит» - эффективный способ «копания» в своей собственной внутренней речи, происходит естественный процесс её развития, процесс деятельного речевого созидания. Сочинительство по опорному слову.
5.Проверка понимания материала, знаний и умений (5 минут)
Обобщение, систематизация и закрепление материала.
Защита мини-текстов и их анализ.
Проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий, умения детьми устанавливать связи, воспроизводить новые понятия, выделять признаки.
Юный сочинитель сообщает тему, самостоятельно формулирует идею, указывает в тексте место, где она выражается; определяет тип текста и стиль речи.
Отталкиваясь от идейной направленности детских ответов, педагог делает ОБЩИЙ ВЫВОД:
Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Научиться быть добрыми ко всему окружающему. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром.
III Подведение итогов. 6 мин.
6. Заключительный фрагмент занятия (4 минуты)
- Научиться по-настоящему быть добрым – трудно. Путь к Доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы (чередование зла и добра). Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
У каждого человека, большого и меленького, свой путь к Доброте.
Выполнение психологического этюда «Размышление о слове «Доброта»».
Задание-экспромт выполняется на раздаточном материале. Даются рекомендации по выполнению, с учётом познавательной активности.
На листочках с помощью цветных карандашей или фломастеров, попытайтесь в графической форме, используя различные рисованные знаки, символы, условные обозначения, показать, о чём вы думаете при слове «Доброта».
При слове «доброта» я думаю о…
Постарайтесь объяснить содержание своего рисунка-рассказа.
7.Рефлексия (2 минуты)
Вопросы воспитанникам:
-Что тебя сегодня удивило?
Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что…….
У меня получилось…………………
Я смог(ла)…………………………………
Я научился(лась)…………………………….
Я попробую дальше………………….
Нарисуйте в словаре-справочнике свою эмоцию.
_ Я благодарю вас за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Заключительные слова-пожелания подводят итог всего занятия, подчёркивают его высокий нравственный смысл:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
X. Оборудование, дидактический материал:
Компьютер, слайды по теме занятия;
Диски с подбором классических музыкальных произведений;
Плакат «Ярмарка настроений»;
Таблица «Речь правильная и речь хорошая»;
Тетрадь-справочник для теоретических сведений; раздел «Золотое слово» для записи мудрых высказываний великих людей; раздел-словарь «Слово и рифма», «Слово и образ»; раздел «Моё словотворчество».
Таблица «Путь к слову» - «Душа слова»;
Раздаточный материал к упражнению «Размышление о слове».
Мудрые мысли, цитаты классиков литературы и видных политических деятелей: В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого, Б. Франклина, А. Шопенгауэра; пословицы и поговорки;
Толковый словарь С.И. Ожегова.
XI. Ожидаемые результаты обучения:
Воспитанники расширят представление о слове «Доброта» с позиций грамматики и с точки зрения нравственного смысла; закрепят практические умения и навыки работы с учебной таблицей «Путь к слову»; обогатят лексикон новыми словами; продолжат работу по развитию чистоты и правильности произношения слов; получат представление о технике творческой работы со словом.
Приобретут навыки работы по написанию разных способов сочинения (на заданную и свободную темы, с опорными «ценными» словами и без них и др..)
Педагогические принципы, лежащие в основе работы на занятии:
-избежание запрета;
-свобода мнения;
-доброжелательная атмосфера, ситуация успеха;
-толерантность;
-учёт индивидуальных особенностей развития;
-опора на вдохновение.
Уровень психологической подготовки воспитанников высокий. К восприятию и аналитической работе группа готова.
На занятии создаются условия для интеллектуального, нравственно-эстетического развития воспитанников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, речевого творчества.
Информационные ресурсы:
Синицын В.А. Мастерская речевого творчества.//Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ. – М.: «Наша новая школа», 2010.
АраслановаЕ., Безденежных Л. Искусство переживать.// «Обруч, 2001.№5.
ДуброваВ.П. Креативные и психотехнические игры. – М., 1996.
ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000
Интернет-ресурсы:
«Делать хорошее людям – хорошеть самому»
Festival.1september.ru>articles/537571/
Стихи о доброте
Detskij-dvorik.ru>stihidglavnaya…195..0-dobrote.html
Доброта слов создаёт доверие. Доброта мыслей
создаёт глубину.
Newtomorrow.ru>citati_frazi/citati_dobrota.php
__________________/В.Ю.Федотова/