Обобщение опыта работы школы по патриотическому воспитанию с опорой на школьные традиции
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Изобильненского муниципального района
Ставропольского края
(МКОУ «СОШ № 12» ИМРСК)
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
с опорой на школьные традиции
26.10.2016
станица Баклановская
Слайд 1
Добрый день, Уважаемые коллеги, учащиеся!
О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство подвергается серьёзным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее, и пугает своей неопределенностью будущее. Но историю судить нельзя. Её надо изучать, чтоб на опыте предков обретать мудрость и не повторять грубых ошибок.
Гражданственность и патриотизм это, прежде всего, чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает не приходит совсем.
Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Слайд 2
Модель гражданско-патриотического воспитания детей МКОУ «СОШ № 12» ИМРСК представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, педагогов, учащихся и их родителей и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества.
Работа по патриотическому воспитанию охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности.
Активное желание детей принимать участие в том или ином деле – это главное доказательство правильно выбранных форм и методов работы. Поэтому традиции нашей школы мы бережём и передаём из поколения в поколение. И в этом на мой взгляд заключена суть патриотического воспитания.
Я думаю, что движение вперед и стремление к инновационной деятельности невозможно без признания тех традиций, которые складывались десятилетиями и составляют фундаментальную основу воспитательной работы школы.
Слайд 3
Такой подход в свое время высоко оценивал Макаренко А.С.: “Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, где нет традиций, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал – это школы, которые накопили традиции”.
Работая в школе с богатой 60 летней историей, я пришла к выводу, что именно добрые культурные традиции, помогают приобщать молодое поколение к культуре и историческому прошлому. Поэтому сегодня я хочу рассказать вам о наиболее ярких традиционных мероприятиях своей школы.
Выпускники
Слайд 4
Некоторые традиции родились в школе задолго до моего появления, которые я вместе с коллективом бережно поддерживаем – это ведение выпускных альбомов. Каждый выпуск уходя из школы оставляет фотоальбом. Вечер встречи выпускников всегда начинается с просмотра этих фотоальбомов, которые хранят память о школьных днях выпускников.
Следующая традиция – это книга Почёта. В неё заносятся имена лучших учеников, активистов. Книга почёта зачитывается на выпускном вечере. Попасть в неё – это ещё один стимул для учащихся.
Ещё одна традиция, связанная также с выпускниками – это «Письма в будущее». Каждый выпуск сам решает какая форма будет у этих писем и через сколько лет прочитать эти письма. Но прочтение этих писем всегда самый кульминационный момент на вечере встречи выпускников.
Доброе утро, учитель
Слайд 5
В каждой школе празднуется день Учителя, но в нашей школе существует традиция сделать необыкновенным утро учителя в этот день. Каждый год выпускной класс готовит сюрприз для учителей. Так утром 2012 года учителей встречали весёлые клоуны, утро 2013 перенесло учителей на тропический остров, в 2014 году работало такси для учителя. А во дворе нас встречали на красной дорожке, как голливудских звёзд. В 2015 году на школьном дворе развернулся цыганский табор. Учителей ждали гадания и предсказания, а в этом году нас ждало путешествие назад в СССР.
Эта традиционная акция не только красивый антураж – это показатель отношения к школе и учителям, повышающий престиж профессии «Учитель».
Ярмарка
Слайд 6
Мы живём в казачьей станице, которая славится своим гостеприимством и хлебосольностью. Поэтому в 2005 году у меня родилась идея в рамках осенних праздников провести русскую ярмарку. Патриотизм предусматривает также уважение ко всем народам и национальностям, населяющим нашу необъятную Родину. В нашей школе учатся дети разных национальностей, поэтому интернациональное воспитание является для нас составной частью патриотического. Поэтому на ярмарке дети и их родители исполняют национальные песни, танцы, а также знакомят с «фирменными» блюдами. На ярмарке можно услышать русскую, армянскую, грузинскую, украинскую музыку, увидеть быт и культуру разных народов. Это мероприятие так понравилось учащимся, родителям и педагогам, что стало визитной карточкой нашей школы. Каждый год представления классов отличаются оригинальностью и ни разу не повторились.
Школьная ярмарка – это мероприятие, которое объединяет семью и школу, сохраняет традиции и культуру.
Волонтёрство
Слайд 7
Традиционными стали волонтёрские акции «Обелиск», «Чистый двор», «Не забудь поздравить маму», «Доброе утро, ветеран», «Чтобы старость была в радость».
Слайд 8
Агитбригада волонтёров – это наша гордость. В течение 4-х лет мы являемся лидерами Изобильненского района в этом направлении и победителями краевого конкурса «Школа – территория здоровья»
Беслан
«И мы не забудем, и вы не забудьте,
Что горе – народно, здесь, в отчем краю»
Слайд 9
Такими словами 3 сентября 2016 года была начата линейка Памяти жертв Бесланской трагедии. В нашей школе уделяется особое внимание вопросам безопасности жизнедеятельности, повышению уровня толерантности к представителям разных национальностей, проводится много различных мероприятий, касающихся воспитания у учащихся чувства сопричастности к трагическим событиям, происходящим в стране и мире и чувства сострадания к жертвам терактов, желание противостоять несправедливости. Мы учим детей говорить друг другу: «Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя». Во время проведения линейки у многих ребят в глазах стояли слёзы. В память о погибших детях школьники и учителя запустили в небо белые шары.
Марш Победы
Слайд 10
С целью патриотического воспитания учащихся, а также воспитания здорового молодого поколения в период с ноября 2013 года до 08.05.2015 года мною был реализован уникальный проект Марш Победы. В течение двух лет дети с педагогами прошли по героическому пути советского солдата-освободителя. Форма реализации данного проекта лонг-моб, то есть считается расстояние, пройденное каждым участником и суммируется. На карте отмечается расстояние, пройденное школой за один забег. Таким образом, в течение двух лет мы суммировали расстояние кроссов, забегов, пешеходных акций и в результате мы дошли да Берлина.
Сколько гордости было на уставших, но счастливых лицах ребят в минуту, когда на карте отмечалась красным флажком очередная точка нашей победы!
Военизированная эстафета
Слайд 11
Учащимся важно быть также физически развитыми. Поэтому ежегодно в преддверии Дня Победы проводится военизированная эстафета, в которой принимают участие все школьники. Нормативы принимают атаман станицы, глава станицы и председатель Совета ветеранов.
«Полотно Победы»
Слайд 12
С целью развития у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей к 70-летию Победы был проведён изобразительный флешмоб «Полотно Победы», в ходе которого каждый учащийся школы на отрезке ткани отразил свое отношение к войне, окружающему миру с помощью красок, гуаши, фломастеров, аппликаций, вышивки. Все эти кусочки были сшиты вместе и получилось большое Полотно, которое торжественно было вынесено на митинге 9 мая и размещено в фойе Дома Культуры.
Героическая поверка
Слайд 13
В канун Дня Победы вечером ежегодно учителя, дети и родители собираются у памятника погибшим землякам в годы ВОВ. После панихиды, звучат имена погибших, а дети и все участники поверки ставят зажжённые свечи в память о каждом погибшем земляке. И даже плохие погодные условия не мешают проведению этого мероприятия. Это не просто мероприятие - это связь поколений.
Бессмертный полк
Слайд 14
Акция «Бессмертный полк» проводится в школе второй год. У нас она проводится накануне Дня Победы, 8 мая вечером. Может быть вначале шествия дети не совсем понимали значимость данного мероприятия, но, когда при виде шествия сидящие на лавочках жители станицы вставали, бабушки плакали и вручали детям цветы, ценность мероприятия поняли все: от первоклассника до старшеклассника.
Единственным минусом на мой взгляд, стало то, что в акции приняли участие только школа, администрация и ДК. Этот факт мы уже обсудили с главой станицы и, надеюсь, что в следующей акции примет участие вся станица.
Все проводимые мероприятия повысили интерес учащихся к истории Отечества, дали понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствовали воспитанию уважительного отношения к старшему поколению.
Задача педагогического коллектива – развивать это направление работы, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию чувства долга, нравственности и гражданственности учащихся школы.
Слайд 15
А чтобы за тобой пошли, нужно начинать с себя. Как часто я сейчас думаю «Почему я не узнала, почему я не спросила, просто не поговорила с дедом?» Но время идёт и его невозможно повернуть вспять. Поняли, но поздно – ни одного из моих дедушек уже нет в живых и уже не могут сами рассказать, как это смотреть смерти в лицо. Всегда казалось, что успеем, спросим, узнаем... И теперь я знаю о прадедах только то, что нашли на сайтах-поисковиках или по скудным воспоминаниям дальних родственников. Жаль Очень жаль и стыдно. Но я всё же знаю, а это главное!
Главное, что наши прадеды – герои, что наша жизнь – это их нам великий подарок. И прожить свою жизнь нам надо достойно, помня и чтя, быть верными Наказу Героев.
В ходе подготовки к акциям, мною были изучены архивы в поисках пропавших без вести родных. Мои поиски увенчались успехом. Жаль, что бабушка и дедушка не дожили до этого времени и не узнали о судьбе своих братьев.
Слайд 16
Уверена, тема Великой Отечественной войны в сердцах нашего народа самая значимая. А в последнее время столько возможностей узнать о ней больше, гораздо больше.
Слайд 17
Наказу героев верны
Читаю ветеранов я Наказ,
И сердце как-то сразу сжалось,
Спасённый ими мир чтоб не погас,
Беречь просили, ведь не зря сражались.
Чтоб память о бойцах хранили мы,
Останки найденных солдат похоронили.
Не допустили чтоб коричневой чумы.
Пред памятью колено преклонили.
Чтоб мы учились, крепли, развивались.
По совести, чтоб жили мы всегда.
Детей своих в любви чтоб воспитали,
И не забыли дней военных никогда.
Мы выполним, родные, Ваш Наказ!
И будем жить с достоинством и честью.
И примем всё, как воинский приказ,
И мира голубь взмоет к поднебесью.
Как жизнь прекрасна, если нет войны!
Берёзок шум и песни соловья.
Ведь мир сберечь лишь сможешь только ты
И я смогу, мы вместе – ты и я!
Слайд 18
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Рисунок 4Заголовок 2Заголовок 315