Обобщающий урок Формирование средневековых городов


Министерство образования и науки Российской Федерации
ОГКОУ школа-интернат I-II вида Костромской области
Разработка урока
обобщающего повторения по теме
«Формирование средневековых городов».
для 8 класса
по истории средних веков
РОЛЕВАЯ ИГРА КОНКУРСНОГО ТИПА
ГОРОД МАСТЕРОВ
Разработала: учитель истории Балдина Р.В.
Место проведения:
ОГКОУ школы-интернат I-II вида
Костромской области
Кабинет № 3.17.
Кострома 2015
Цель занятия: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации городов и различных слоях средневековых ремесленников, подвести их к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы XII–XIII вв.
Задачи:
1. Активизировать учебную деятельность, способствовать повышению интереса учащихся к изучению истории.
2. Путем исполнения ролей ремесленников того времени, продолжить развитие образных и логических умений - рассуждать, анализировать, объяснять понятия, аргументировать позицию от лица участников событий.
3. Формировать умение работать в группе.
Оборудование: Правильные варианты ответов разложены на столе жюри.
(при проведении игры необходимо организовать работу жюри. В жюри могут войти как педагоги, например, классные руководители, так и учащиеся, достигшие определенных успехов по данной теме). Для создания благоприятного психологического климата целесообразно использовать фрагменты спокойно инструментальной музыки. Задания группам заранее подготовлены по конвертам по конкурсам.
Правила проведения мероприятия.
1. В игре принимают участие 2 команды по 3 человека.
2. Игра состоит из двух конкурсов разной направленности: «Профессиональный экзамен» и «Творческое задание» которые позволят не только проверить эрудицию учащихся, но и развить такие качества, как мышление и логика.
3. В вводной части игры команды обмениваются приветствиями, озвучат девиз, представят эмблему цеха. Отводится 5 минут.
4. В конкурсе профессиональный экзамен задания: «Термин», «Крылатое выражение», «Цеха по богатству» вопросы задаются командам, и жюри оценивает итоги задания. Выигрывает та команда, у которой больше баллов. На каждое задание отводится 5 минут. На конкурс 15 минут.
5. В конкурсах, «Творческое задание» мастерам команды задаются вопросы, правильный ответ оценивается в баллах. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов в ходе игры. На конкурс отводится 15 минут.
6. Подведение итогов отводится 5 минут.
7. Опережающее задание: класс разбивается на 2  группы по специальностям городских ремесленников: золотых дел мастера, портные. Внутри группы выбирается мастер - руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску – эмблему  цеха, изучают дополнительный материал предоставленный учителем.

РОЛЕВАЯ ИГРА КОНКУРСНОГО ТИПА
ГОРОД МАСТЕРОВ
Вводная часть игры. Учитель отмечает, что сегодня в нашем городе собрались мастера со своими учениками, которые примут участие в необычном состязании между ремесленниками различных специальностей. Мы выясним, кто из них знает лучше средневековый город, цех и ремесло. Жюри из почетных членов городского патрициата и членов городского Совета будет судить выступления.
Командам представляют жюри из 3  человек из классного руководителя, учащегося старшеклассника, также учащиеся, достигшие определенных успехов по данной теме.
В начале игры ребята рассаживаются по своим «мастерским». Например, могут быть такие: пекарня, портные, золотых дел мастера, пивовары, оружейники, сапожники.Учителю следует обратить внимание учеников на то, что тогда многие люди не умели читать, поэтому вывески должны быть без подписей. Нужно изображать свое ремесло с помощью рисунков и знаков.
Каждая команда приветствует других, называет свой девиз, объясняет профиль мастерской. Например, девиз золотых дел мастеров: «Вечные ценности –вечные, как сама любовь»; строителей: «Все лучшее – из дерева». Портное мастерство – мастерство, наследуемое из поколения в поколение.
Учитель объявляет правила игры.
Основное содержание и ход игры.
Она начинается со сдачи всех присутствующими "профессионального экзамена", который должен подтвердить знание ими основ цехового ремесла и причастность к средневековому ремеслу, затем переходится к творческому заданию (знания устава)

 
Конкурс 1. Профессиональный экзамен.
Командам на карточках составленным заранее учителем необходимо дать объяснение терминам: мастер, устав, сырье, товар, братство.
Задание 1. «Термины».
Учитель просит командам на карточках дать объяснение терминам
1. Термины:
Главный  помощник мастера в средневековой мастерской. (мастер).
Правила,  обязательные для всех членов цеха. (устав).
Материал, основа для изготовления какого-либо изделия. (сырье).
Вещь, произведенная для обмена или продажи на рынке. (товар).
Объединение  подмастерьев. (братство).
За правильные ответы начисляются баллы.
1. Термины:
10 баллов – Главный  помощник мастера в средневековой мастерской. (мастер).
20 баллов – Правила,  обязательные для всех членов цеха. (устав).
30 баллов – Материал, основа для изготовления какого-либо изделия. (сырье).
40 баллов – Вещь, произведенная для обмена или продажи на рынке. (товар).
50 баллов – Объединение  подмастерьев. (братство).
Задание 2. Крылатые выражения
Командам необходимо объяснить крылатые выражения, высказывания и часто употребляемые в средневековом городе слова:
а) "вечные подмастерья" - невозможность пробиться в мастера;
б) "голубой понедельник" - дополнительный выходной день, за который боролись мастера;
в) цех – по-немецки пирушка;
г) "заповедная миля" - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю;
д) "аттестат о добром поведении" - требования к подмастерьям;
За правильные ответы начисляются баллы.
4. Крылатые выражения:
10 баллов – вечные подмастерья" - невозможность пробиться в мастера
20 баллов – голубой понедельник" - дополнительный выходной день, за который боролись мастера;
30 баллов - цех – по-немецки пирушка;
40 баллов - «заповедная миля» - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю;
50 баллов – «аттестат о добром поведении" - требования к подмастерьям;
Задание 3. Цеха по статусу.
Определить, какие из цехов (мастерских), в средневековья были самыми богатыми, какие менее. Вот перечень "старших" (т.е. богатых) и "младших" цехов по мере богатства: Капитаны команды на доске пишут перечень цехов по мере их богатства.
 золотых дел мастера
пекари
мясники
оружейники
портные и сапожники
строители и гончары
Перечень напечатано на листе и вывешивается на доску. 
За правильные на все ответы начисляется 50 баллов. За 1 ошибку – 40 баллов; за 2 ошибки 30 баллов, за 3 ошибки 20 баллов, за 4 ошибки 10 баллов, за 5 ошибок – о баллов.
 Дополнительное задание: Почему именно в понедельник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели наняться подороже и поменять себе хозяина). За ответ правильный 50 баллов, за частичный ответ 20 баллов
2 –ой конкурс. Творческие задания:
Задание 1. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой "мастерской".
 В рассказ должны войти следующие сведения:
Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.
 Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, давить на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается "вечного подмастерья". Чтобы ему стать мастером, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.
 Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.
 Жюри оценивает "лучшие" истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.
Задание 2.
Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. 30 баллов – за представление  устава своего цеха.
Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков;
защиту тайны своего ремесла;
определение четких условий покупки сырья;
установление условий производства и сбыта продукции;
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены;
установление количества работников;
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Подводятся итоги. Жюри объявляет победителя. Победители получают 5.
Список литературы:
Басовская Н.И. Средневековый город. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. Запорожец Н.И. М.,1986.
Брандт М.Ю. История средних веков. М., 2000.
Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Сост. Волобуев О.В., Секеринский С.А. М., 1965.
История средних веков. // Книга для чтения. / Под ред. Будановой В.П. М., 1999.
Миллард Э. История от средних веков до 1914 года. М., 1996.
Сванидзе А.А. Ученик ювелира. // Рассказы по истории средних веков. М., 1996.
Эпштейн А.Д. Средневековый город. Средневековые ремесленники. // Книга для чтения по истории средних веков. / Под ред. Сказкина С.Д. М., 1969.

На доске висит табло с названием рубрик и стоимостью вопросов.
Команды по очереди выбирают вопрос.
За установленное время команды письменно отвечают на вопрос.
Игра ограничена во времени.
Победившей считается команда, набравшая больше всех баллов.
Вопросы для игры.
1. Термины:
10 баллов – Главный  помощник мастера в средневековой мастерской. (мастер).
20 баллов – Правила,  обязательные для всех членов цеха. (устав).
30 баллов – Материал, основа для изготовления какого-либо изделия. (сырье).
40 баллов – Вещь, произведенная для обмена или продажи на рынке. (товар).
50 баллов – Объединение  подмастерьев. (братство).
2. Профессии:
10 балов – владелец банка (банкир).
20 баллов – дающий деньги в рост (ростовщик).
30 баллов – специалист по денежным вопросам (меняла).
40 баллов – в средние века было распространено мнение, что тому, кто подержится за пуговицу куртки представителя этой профессии, будет сопутствовать удача (трубочист).
50 баллов – в средние века их работы заключалась в разрушении домов. Этим они спасали город. (пожарники).
4. Крылатые выражения:
10 баллов - «улица одного человека»  - очень узкие улицы города (такая улица существовала и по сей день существует в Брюсселе);
20 баллов - «городской воздух делает свободным!» - человек, проживший в городе один день, получал свободу;
30 баллов - «вечные подмастерья» - невозможность пробиться в мастера;
40 баллов - «заповедная миля» - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю;
50 баллов - «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства!» - писал  хронист Ричард Девизский о городской коммуне.
5. Вопросы для конкурса мастеров
Вопросы для мастера 1 команды:
Главная церковь (храм) в городе или монастыре.
Специалист, в совершенстве овладевший определенной профессией.
Регулярно устраиваемый в определенное время года торг, на который съезжаются люди для продажи и закупки товаров.
Здание городского самоуправления в западноевропейских городах.
Подросток в  средневековой мастерской, изучавший ремесло и выполнявший подсобные работы.
Избираемый мастерами глава цеха
Ж Ю Р И
Почетный член городского патрициата
Ж Ю Р И
член городского Совета
Ж Ю Р И
Почетный член городского патрициата

Перечень цехов в средневековье
Пивовары
Оружейники
Сапожники
Золотых дел мастера
Портные
Пекарня
Конкурс 1
Задание 1. «Термины». Дайте объяснение терминам. Вставьте пропущенное слово:
Главный  помощник мастера в средневековой мастерской – это …
Правила,  обязательные для всех членов цеха – это …
Материал, основа для изготовления какого-либо изделия – это …
Вещь, произведенная для обмена или продажи на рынке – это …
Объединение  подмастерьев –это…
Задание 2. «Крылатые выражения»
Объяснить крылатые выражения, высказывания и часто употребляемые в средневековом городе слова:
а) "вечные подмастерья" - ________________________________________
б)"голубой понедельник" - _______________________________________
в) цех –____________________________________________________________
г) "заповедная миля" - _____________________________________________
д) "аттестат о добром поведении" - __________________________________
Задание 3. Цеха по статусу. Определить, какие из цехов (мастерских), в средневековья были самыми богатыми, какие менее. Вот перечень "старших" (т.е. богатых) и "младших" (не очень богатых) цехов по мере богатства: Капитаны команды на доске пишут перечень цехов по мере их богатства.
Для жюри
1-ый конкурс «Профессиональный экзамен» .Задание 1 «Термины»:
10 баллов – Главный  помощник мастера в средневековой мастерской. (мастер).
20 баллов – Правила,  обязательные для всех членов цеха. (устав).
30 баллов – Материал, основа для изготовления какого-либо изделия. (сырье).
40 баллов – Вещь, произведенная для обмена или продажи на рынке. (товар).
50 баллов – Объединение  подмастерьев. (братство).
Задание 2. Крылатые выражения
Командам необходимо объяснить крылатые выражения, высказывания и часто употребляемые в средневековом городе слова:
4. Крылатые выражения:
10 баллов – вечные подмастерья" - невозможность пробиться в мастера
20 баллов – голубой понедельник" - дополнительный выходной день, за который боролись мастера;
30 баллов - цех – по-немецки пирушка;
40 баллов - «заповедная миля» - запрет нанимать работников в ремесло в окрестностях города радиусом в одну милю;
50 баллов – «аттестат о добром поведении" - требования к подмастерьям;
Задание 3. Цеха по статусу. 
За правильное расположение начисляется 50 баллов. За 1 ошибку – 40 баллов; за 2 ошибки - 30 баллов, за 3 ошибки - 20 баллов, за 4 ошибки - 10 баллов, за 5 ошибок – 0 баллов.
 Дополнительное задание: Почему именно в понедельник подмастерья добивались выходного дня? (Многие из них жили в пригородах и возвращались после выходных в город. Жилье они арендовали только на одну неделю. В каждый новый понедельник подмастерья стремились на рынок, где хотели наняться подороже и поменять себе хозяина). За ответ правильный 50 баллов, за частичный ответ 20 баллов.
2 –ой конкурс. Творческие задания:
Задание 1. В рассказ должны войти следующие сведения:
Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.
 Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, давить на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается "вечного подмастерья". Чтобы ему стать мастером, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.
 Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.
 Жюри оценивает "лучшие" истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.
Задание 2.
Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. 30 баллов – за представление  устава своего цеха.
Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков;
защиту тайны своего ремесла;
определение четких условий покупки сырья;
установление условий производства и сбыта продукции;
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены;
установление количества работников;
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Подводятся итоги. Жюри объявляет победителя. Победители получают 5.
Конкурс 2
Задание 1 . Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой "мастерской".
Задание 2. Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. Мастер зачитывает свой устав.
Задание 2.
Каждая «мастерская» должна представить устав своего цеха. 30 баллов – за представление  устава своего цеха.
Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков;
защиту тайны своего ремесла;
определение четких условий покупки сырья;
установление условий производства и сбыта продукции;
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены;
установление количества работников;
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.
Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.
Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Подводятся итоги. Жюри объявляет победителя. Победители получают 5.