Тайны Средневековых городов Казахстана
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Мангистауской области
Средняя школа №5 города Актау
Автор работы: Еламанова Дастана ученика 8 класса
Тема научной
работы: Тайны средневековых городов Казахстана.
Направление : Исторические памятники казахстана и
перспективные туристические машруты
Секция: История
Научный
руководитель: учитель истории средней школы №5 города Актау
Ирсакова Салтанат Рахметовна
Актау – 2015
Казахстан был центром высокоразвитой городской культуры древности и средневековья. Города здесь появились еще в кангар-усуньское время и достигли расцвета в УІІ - ХШ вв.
Спокойная политическая обстановка в средние века на территории современного Казахстана способствовала развитию оседлого образа жизни, что привело к увеличению количества всякого рода поселений, в том числе и городов. Вместе с тем некоторые существенные стороны жизни городов этого периода еще не исследованы до конца. Между тем в последние десятилетия собраны важные археологические материалы, которые позволяют исследовать вопрос о благоустройстве средневекового города Средней Азии и Казахстана.
Появление и развитие городов было важнейшим фактором в социально-экономической жизни средневекового Казахстана, так как они являлись центрами товарного производства и торговли.
Цель данной работы: изучить особенности городов и городской культуры раннего средневековья на территории современного Казахстана. Вызвать интерес к истории и культуре средневековых городов Казахстана.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Каковы основные пути образования средневекового города?
Каков был внешний и внутренний облик города?
Какие группы населения проживали в средневековом городе?
Чем служили города на территории Казахстана?
Актуальность темы исследовательской работы: можно объяснить с точки зрения постоянно возрастающего интереса к отечественной истории и городской культуре современной молодёжи, чтобы воспитать в них
Общую картину развития городской жизни и специальное исследование благоустройства среднеазиатских стран в Средней Азии рассматриваемого периода можно познакомиться в работах Анарбаева А. Благоустройство средневекового города Средней Азии (V-XIII в.) и Байпакова К. М. , Ерзаковича Л. Б. Древние города Казахстана. В целом авторы работ ограничиваются общими описаниями или просто краткими изложениями, и лишь некоторые элементы городского благоустройства рассматриваются ими более подробно. Дополнительно были использованны труды выдающихся отечественных, современных историков: Абдакимов А., Козыбаев М.К., Козыбаев И.М., Кузембайулы А., Абиль Е.А.
Новизна данной работы: заключается в том, что данные сведения дают дополнительную информацию не только по истории Казахстана в средние века, но и по культуре народов Средней Азии. Дает представление о культуре, чистоте и
Исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: Рост средневековых городов Казахстана. Дают характеристику быстрому росту рост городов и городских поселении. Они возникали и развивались на базе земледельческих оазисов и в районах взаимодействия с кочевым и полукочевым скотоводческим хозяйством степи. При некоторых отличиях городских центров разных экономических и хозяйственных зон в главных своих чертах (социально-экономические отношения, топография, архитектура, материальная культура) они были все-таки близки. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, на Сырдарье. Одновременно расширялась территория «старых» городов за счет рабатов, торгово-ремес-ленных предместий, где обычно находились городские базары. Хозяйственный центр города из шахристана переносится в рабат. Крупнейший из казахстанских городов того времени Отрар занимал площадь в 200 га. Увеличение рабадов в восточном И северо-восточном направлениях вызвало необходимость возведения второго кольца стен. В X—XII вв. были периодом наибольшего территориального роста Отрара. Переживал подъем и Тараз. Росли города и селения в Таразком округе. В Таразе и вблизи него созданы замечательные архитектурные ансамбли и монументальные сооружения.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи, также жестоко пострадавшей в ходе нашествия.
Но постепенно на юге Казахстана последствия монгольского погрома изживаются.
В топографии позднесредневековых городов различаются «хисар» — центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы. Термин «хисар» понимается и как «город», «укрепление», и как «городская стена». Хисар—.«это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основных городских слоев».
В городах Средневековья устройство улиц являлось одной из важных проблем их жизни как единого организма. Уличная сеть и определяет общую топографию населенного пункта.
Вторая глава: Городское благоустройство. Рассказывает о строении и состоянии улиц, жилищ и торговых центов. В древности уделяли много внимания планировке улиц. Направление улиц обычно определялось по местоположению ворот. Улицы являлись главными линиями коммуникаций и служили местом сосредоточения хозяйственной жизни города т.е.вдоль них располагались производственные и торговые постройки. На некоторых улицах существовали водопроводные сооружения . Вдоль улиц располагались ремесленные мастерские и небольшие базары.
Членение городов на кварталы было закономерным для феодального общества. Оно обусловлено свойственным этому обществу замыканием людей, связанных родственными узами, общей профессией, религией, в группах.
Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару. Базары и улицы на которых располагались торговые ряды, обычно были самыми оживленными местами города.
Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». Ибн-Хаукаль сообщает: «Тараз – место торговли мусульман с тюрками» а Макдиси пишет так: « Тараз – большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него ров четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течёт большая река часть города находиться по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находиться среди базаров».
Арабское завоевание и дальнейшая мусульманизация почти не изменили специфику землевладения и частной собственности в городах средней Азии и Казахстана. Земельная собственность концентрируется в руках новой аристократии – военно-административной верхушки. Земля продавалась или сдавалась в аренду её владельцами. Торгово-ремесленные постройки расположенные на базаре или вдоль отдельных улиц, также сдавались в аренду и приносили огромные доходы.
Благоустройству базаров уделялось большое внимание. Об этом свидетельствуют базарные площади и крытые рынки, где размещались торговцы с различными товарами. Для каждого рода товара были определенные места, т.е. существовала специализация торговых рядов по товарам.
Санитарное состояние базаров по сведению средневековых авторов было на высоком уровне. Мухтасиб контролировал ремесло и торговлю. Одной из конкретных обязанностей мухтасиба было контролирование мер и весов. По словам ал-Газали «мастерские и лавки связана с огнем, должны быть удалены от лавок парфюмеров и торговцев тканями, чтобы последним не причинялся вред».Следить за этим также было обязанностью мухтасиба и его помощников. Благодаря существованию определённых правил и постоянному надзору мухтасиба на базарах поддерживались порядок и чистота.
Средневековые города Казахстана имели различные варианты планировки, на которую влияли природные условия и особенности развития поселений. Замок правителя в типичном раннесредневековом городе земледельческого оазиса юга Казахстана, также как и в Средней Азии, являлся цитаделью (арк, кала, кухендиз). Он обычно включал в себя не только жилые и хозяйственные комнаты, но также и помещения для официальных, культовых церемоний, арсенал, казну, помещения для стражи. Иногда в центре цитадели размещалась башня – донжон. Остатки таких сооружений изучены на ряде городищ долины Сырдарьи и предгорий полосы юга Казахстана. Вокруг цитадели располагались жилища слуг правителя, феодалов, купцов и служителей культа. Застроенная территория окружалась стеной – таким образом, возникал шахристан – ядро города. В дальнейшем город начинает обрастать торгово-ремесленными предместьями, образующими рабад. Высушенные на солнце блоки – сырцовые кирпичи, часто «армированные» рубленой соломой, были главным стеновым материалом для большинства городских домов. Стены домов и ограды усадеб (дувалы) были также глинобитными. Жженый кирпич в раннем средневековье применялся редко, в основном только в качестве мощения полов. Перекрытия жилых домов состояли из деревянных балок с уложенными по ним прутьями или камышовыми матами, засыпанными глиной.Крыши были плоскими или имели незначительный уклон. Толстые глиняные стены и глиняная засыпка кровли, а также малое количество проемов хорошо защищали внутреннее пространство от летней жары, пыльных бурь и позволяли зимой обходиться несложными отопительными устройствами. Обычно это были небольшие очаги, из которых под полом и в стенах расходились дымоходы. В каждом доме было простейшее канализационное устройство – ташнау, представляющее собой поглощающий колодец из одного или нескольких составленных сосудов без дна. Дома не имели окон, выходящих на улицу. Почти все жилые дома были одноэтажными. Тесно примыкающие друг к другу (особенно в шахристане), жилые дома создавали довольно плотную однообразную по цвету и формам плоскую застройку, среди которой выделялись величиной, куполами и ярким цветом облицовок общественные и культовые здания. С приходом ислама широкое распространение в городах юга Казахстана получили бани. Об их устройстве дают представление остатки бань, обнаруженные археологами в Таразе и Отраре.
В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития южно-казахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для рядовых и богатых домов.
Одна из наиболее древних отраслей древнего производства - обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой, например, при валянии войлока. Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, кончая деталями одежды.
В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники стрел и копий. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.
Скотоводство в V-XII вв. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями.
Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. О традиционном возделывании этих культур позволяют судить термины, употреблявшиеся для их обозначения огузами и кыпчаками: экин - посев, бугдай - пшеница, тарыг - просо, арпа - ячмень, тутарган - рис, мержамак - чечевица.
В оседло-земледельческих районах развивались садовод-чество, виноградарство, огородничество, бахчеводство. Посол французского короля Рубрук, сообщая о Жетысу, отмечал: «Я видел там лозы и дважды пил там вино». Это подтверждается также археологическими находками. Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв. В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе.
В целом, оседло-земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники - земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь.
В заключительной части: выделяется несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана:
- во-первых, казахстанские города были неразрывно связаны с остальным миром и не могли существовать без последнего;
- во-вторых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях:
- в-третьих, города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или на Или. Величина и значение города определялись не только удобным местоположением, но и административной ролью.
Вывод: Казахстан в средние века был одним из регионов с развитой городской цивилизацией, высокой культурой городской жизни, развивающейся под влиянием Среднеазиатских государств, с одной стороны, и культуры кочевников - с другой.