Конспект урока по теме Хозяйственные различия между странами Европы (11 класс)
Урок 7
Тема: Хозяйственные различия между странами
Цели: сформировать представление о хозяйстве стран Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности, особенностями развития сельского хозяйства Европы.
1. Обучающие
- закрепить и обобщить теоретические знания по теме «Хозяйственные различия между странами» пользуясь интерактивными средствами обучения, картами.
- отработать навыки обучающихся работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации
2. Развивающие
- развивать память, умение систематизировать изученный материал;
- сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации;
- учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- развивать чувство ответственности.
- умение систематизировать изученный материал;
3. Воспитательные
- воспитывать умение работать в коллективе;
- оценивать уровень своих знаний;
- развивать интерес к изучаемому предмету;
Оборудование: экономическая карта Европы, политико-административная карта Европы.
Тип урока: урок-практикум
Ход урока
I. Опрос
Задания на проверку знания фактического материала:
1. Дайте оценку ЭГП Европы и его влияния на экономическое развитие региона.
2. Какие из регионов Европы имеют неблагоприятное или, наоборот, очень благоприятное географическое положение?
3. Выберите вариант, где правильно указана принадлежность страны к субрегиону Европы:
а) Дания - Южная Европа; б) Греция - Восточная Европа; в) Греция - Северная Европа; г) Бельгия - Южная Европа; д) Германия - Западная Европа.
5. Какие страны с монархической формой правления есть в Европе?
6. Какие изменения на полит.карте Европы произошли в 90 годы XX века?
II. Изучение нового материала
Природные ресурсы и их влияние на экономику региона
Вопрос: Вспомните, какие виды природных ресурсов вы знаете. (Один из учеников записывает ответ на доске, остальные в тетрадях.)
Ученики совместно с учителем заполняют таблицу:
Вид ресурса
Северная Европа
Западная Европа
Южная Европа
Восточная Европа
Минеральные ресурсы:
Каменный уголь
Германия, Великобритания
Польша
Бурый уголь
Германия, Великобритания
Польша, Венгрия, Румыния, Чехия
Вид ресурса
Северная Европа
Западная Европа
Южная Европа
Восточная Европа
Нефть
Великобритания
Румыния
Газ
Норвегия
Румыния
Железная руда
Швеция
Бельгия
Венгрия
Алюминиевые руды
Франция
Греция
Каменная соль
Польша
Сера
Франция
Польша
Лесные ресурсы
Обеспечены лесными ресурсами страны Северной Европы достаточно
Водные ресурсы
обеспечены
Не смотря на наличие крупных рек, сказать, что ресурсообеспеченность высокая нельзя
слабо обеспечены
обеспечены
Земельные ресурсы
слабо обеспечены
обеспечены
обеспечены
обеспечены
Агроклиматические ресурсы
Неблагоприятные для выращивания теплолюбивых культур
Благоприятные для выращивания культур умеренного пояса
Благоприятные для выращивания теплолюбивых культур
На севере -благоприятные для выращивания культур умеренного пояса, на юге региона - для выращивания теплолюбивых культур
Рекреационные ресурсы (приморские, приозерные, горные, бальнеологические)
обеспечены
обеспечены
обеспечены
обеспечены
После заполнения таблицы, следует сделать вывод о природно-ресурсном потенциале различных субрегионов Европы, а также выделить природные ресурсы, которые влияют на развитее экономики стран Европы.
Промышленность
Задание: Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, каждый ученик дает характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы. Указывает главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определяет их распределение по странам. Указывает страны, поставляющие сырье, и страны, покупающие готовую продукцию.
Электроэнергетика
Класс заполняет схему:
Страны, в которых в энергетическом балансе преобладают ТЭС
Страны, в которых в энергетическом балансе преобладают ГЭС
Страны, в которых в энергетическом балансе преобладают АЭС
Страны, в которых в энергетическом балансе представлены альтернативные виды электростанций
Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом) интеграционная группировка 12 стран членов ЕС. Создано в 1958 г. с целью объединения ресурсов ядерного сырья и атомной энергетики стран-участниц. Штаб-квартира в Брюсселе.
Черная металлургия
Учащиеся должны заполнить схему «Виды металлургических баз Европы. Названия районов»
а) На собственном угле и привозной руде.
б) На собственной руде и привозном сырье.
в) На пересечении транспортных путей.
Приведите примеры данных видов металлургических баз в Европе?
Какое влияние оказывает НТР на черную металлургию Европы?
Какое влияние оказывает постиндустриальное развитие Европы на развитие черной металлургии?
Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС) интеграционная группировка 12 стран - членов ЕС. Создано в 1951 году. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90 % выплавки чугуна и стали, около 50 % добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе.
Цветная металлургия, в том числе медная и алюминиевая.
Доклад одного из учеников.
Машиностроение
После того как группа, изучающая машиностроение, ознакомила класс с результатами работы, учащиеся, пользуясь картами атласа, текстом учебника, схемой «Природные ресурсы - отрасль экономики» отвечают на вопрос: «Какие отрасли машиностроения имеют благоприятные условия для развития в Европе, какие развиты на самом деле?»
Ученики выделяют отрасли машиностроения, имеющие благоприятные условия для развития: электротехника (квалифицированные рабочие руки), наукоемкие отрасли (достаточно высокий уровень развития науки и техники), судостроение (географическое положение, зависимость от импортного сырья), автомобилестроение (необходимость в автомобильном транспорте, связи с малой площадью стран; высокая степень развития экономики), авиастроение.
Легкая промышленность
Работа с текстом учебника.
1. Назовите этапы развития легкой промышленности в Европе. (С легкой промышленности началась индустриализация Зарубежной Европы Ланкашир, Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лион во Франции, Милан в Италии; сейчас легкая промышленность Европы во многом уступает позиции развивающимся странам, предприятия легкой промышленности сохранились в Южной Европе, особенно выделяются в производстве Португалия и Италия.)
2. Назовите причины, по которым страны Европы уступают свои позиций на рынке легкой промышленности. (Продукция развивающихся стран из-за низкой цены более конкурентоспособная, чем продукция стран Европы. В развивающихся странах дешевая рабочая сила. Страны Европы с успехом производят другую более доходную продукцию и т.д.)
3. Какие страны Европы продолжают развивать легкую промышленность? Почему? (В последние десятилетия легкая промышленность смещается в Южную Европу, так как там еще есть резервы рабочей силы, сохраняются национальные традиции. Есть предприятия легкой промышленности и во Франции, Великобритании, Италии всем известные модные дома. Греция известна всему миру как фабрика меха.)
Сельское хозяйство стран Европы
Для современного сельского хозяйства Европы характерны следующие черты:
1. Переход от мелкого универсального хозяйства к крупному, специализированному, высокотоварному, включенному в систему агробизнеса.
2. Основной тип предприятия - высокомеханизированная ферма.
Черты сравнения
Типы сельского хозяйства
североевропейский
среднеевропейский
южноевропейский
восточноевропейский
1. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства в данном регионе Европы
1) земельные ресурсы; 2) агроклиматические ресурсы
Условия для развития сельского хозяйства неблагоприятные (кроме южной части Северной Европы)
Условия для развития сельского хозяйства достаточно благоприятные (как почвенные так и агроклиматические)
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: достаточно плодородные почвы и благоприятные агроклиматические условия
Почвенные и агроклиматические условия сильно отличаются: от удовлетворительных в северной части до благоприятных в южной
2. Районы интенсивного сельскохозяйственного производства
К районам интенсивного сельскохозяйственного производства можно отнести Юг Швеции и Финляндии, а так же Великобританию
Особенно высокого уровня достигло сельское хозяйство в Дании, Голландии
Побережье Средиземного моря -главный «сад Европы»
Южная часть
3. Особенности развития растениеводства
Характерно преобладание кормовых культур
Большая часть пахотных земель занята кормовыми культурами
Преобладают зерновые культуры, а так же фрукты, цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, орехи, табак, эфиро-масличные культуры
Растениеводство особенно хорошо развито в южной части Восточной Европы
5. Особенности развития животноводства
Характерно преобладание молочного животноводства
Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство
В основном развито мясное животноводство, но, например, в Италии развито молочное животноводство
Молочное животноводство (в северной части)
6. Отрасли специализации сельского хозяйства региона
Преобладание животноводства
Развиты и растениеводство и животноводство
Сильное преобладание растениеводства
В южной части - растениеводство, а в северной –
животноводство
III. Закрепление изученного материала
Найти на карте с помощью текста учебника и знаний, полученных на уроке районы Европы: старопромышленные, новые, депрессивные, столичные, нового освоения, технополисы. Ответ оформите в виде схемы.
Полученная схема может иметь такой вид:
Районы Европы
Слабоиндустриальные
Депрессивные
Высокоразвитые
Нового освоения
Новейших и наукоемких отраслей
Ю-3 Франции, Юг Италии, Греция, Португалия, Югославия
Уэльс, Саар, Лотарингия, Верхняя Силезия
Ю-В Великобритании Северная Италия, Юг ФРГ
Северная Швеция, Северной море
Ю-В Великобритании, Северная Италия, Парижский, Южные районы Скандинавии
IV. Домашнее задание § 5
1. Найдите в тексте учебника ответы на вопросы № 2,3.
2. Для тех, кто испытывал трудности при изучении новой темы читать текст учебника.
13PAGE 14115
13PAGE 14215
Электроэнергетика
Заголовок 115