Конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия.

Тема: Дифференциация З-Ж

Цели:
уточнить и сравнить артикуляцию звуков з-ж;
учить различать звуки з-ж в словах, предложениях;
развивать память, внимание, фонематическое восприятие;
воспитывать любовь к родном краю и бережное отношение к природе.

Ход занятия

1. Орг. момент.

- Сегодня, ребята, мы пойдем с вами на экскурсию в лес.

- Кто из вас скажет, чем богаты наши леса? (наши леса богаты ягодами, грибами, в лесу водится много зверей и птиц)

- Кто знает, как надо вести себя в лесу? (не ломать веток деревьев, не разорять птичьих гнезд)

- Лес – это дом для зверей и птиц, его надо беречь, быть внимательным.

2. Развитие зрительного внимания и памяти.

- Потренируем наше внимание и память. А помогут нам в этом лесные жители. (сова, волк, дятел, белка, лиса, лось, змея).

- Назовите и запомните лесных жителей. Игра “Кого не стало”.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

- Послушайте слова, запомните их и повторите в том же порядке: лес, трава, деревья, солнце, цветы, птицы, животные. (Дети повторяют слова).

4. Проведение артикуляционной гимнастики.

- В лесу можно услышать много разных звуков. Это поет ветер, разговаривают между собой деревья. Для того, чтобы нам красиво и правильно говорить проведем артикуляционную гимнастику.

- Возьмите зеркала. Делаем вдох и тихо пропеваем гласные 1 ряда: а, о, э, у, ы; а теперь погромче.

“Лопаточка”, “Чистим зубки”, “Качели”, “Позвенели з-з-з”, “Пожужжали ж-ж-ж”, “Постучали д-д-д”, “Вздохнули: Ох”. Положили зеркала.

5. Вычленение з-ж из слов стихов.

- Послушайте стихи и скажите, какие звуки слышатся чаще других.

Жук жужжит “жу-жу-жу!”
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу,
И жужжу, жужжу, жужжу.

- Назовите слова со звуком ж?

В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок, я несу.
Зелёная шишка, под ёлкой молчит,
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной траве.
Играет зелёную песенку мне.

- Назовите слова со звуком з?

6. Знакомство с темой.

- Сегодня на уроке мы будем различать звуки – буквы “з” - “ж”. Запишите в тетради число и тему.

7. Сравнение звуков по артикуляции.

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках. (работа с зеркалами).

Звук «з» - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении «з» губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

Звук «ж» - согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении «ж»: губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

- Чем они похожи? (они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие).

- Чем они отличаются? (при произнесении «з»: губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении «ж»: губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

- Произносим звуки с опорой на ладонь (вверх – вниз).

- Произносим звук с опорой на условные значки (о - - о...) (ж – з – з - ж). Выявили черты сходства и различия.

8. Соотнесение звука с буквой.

- Какой буквой на письме обозначаем звук «з»? (буквой «з»).

- Какой буквой на письме обозначаем звук «ж»? (буквой «ж»).

9. Дифференциация з – ж в слогах.

- Начинаем различать з - ж в слогах. Читаем хором слоги по слоговой таблице.

- Записываем слоги: в 1 столбик слоги с буквой «з», во 2 – с буквой «ж». (за – жа, зу- жу, зы – жи).

- Какую гласную написали в слоги «жи»? Почему? (жи – ши пиши с буквой и)

10. Дифференциация з – ж в словах.

- Проведем устный диктант. Приготовьте сигнальные карточки з - ж. Я буду называть слова, а вы мне показывать соответственную букву з или ж.

Жук, злой, ужи, гроза, животное, земля, дружба, земляника, корзина, здоровье, журавль.

- Запиши слова в 2 столбика (по наличию «з» и «ж»).

Зелень, жаба, лужа, воздух, дрожит, гнездо, свежий, музыка, убежал, друзья.

- Проверяем: сколько слов в 1 столбике, во 2 столбике?

11. Физ. минутка.

12. Развитие лексической стороны речи.

- Закончите словосочетание отвечая на вопрос:

Солнце (какое?).....
Лес (какой?)....
Трава (какая?)....
- Составьте и прочитайте слова коза – кожа.

- Чем отличаются эти слова? (буквами з – ж)

- А ещё чем? (по смыслу).

- Кто такая коза? (домашнее животное)

- Что такое кожа? (кожа есть у человека, из кожи делают сумки, перчатки).

13. Дифференциация з- ж в предложениях.

- Составьте предложение со словом коза. ( Я пасу козу).

- Сосчитайте сколько слов в предложении (три).

- Начертите схему слов предложения.

- С какой буквы начинаем писать предложение?

- Как пишутся слова в предложении? (раздельно)

- Что ставится в конце предложения? (точка).

14. Определение места звука в слове.

- Приготовьте цифровые ряды. Определяем место звука «з» в слове: кузнечик, стрекоза, зелёный, узнал, гвоздика, полезный, разные, разорвал, сразу, берёза.

Определяем место звук «ж» в слове: стрижи, жаворонок, лужайка, влажная, медвежата, долгожданная, лужа, лежит, свежий, бежал.

15. Развитие фонематического слуха.

- Рассмотрите картинки на наборном полотне. Найдите лишнюю картинку, название которой нет ни звука «з», ни звука «ж». (ученики находят одну картинку).

16. Проверочная работа.

- А сейчас проверим, как вы усвоили тему занятия. На доске записаны три предложения. Списать предложения, вставляя в слова пропущенные буквы з - ж.

Взаимопроверка.

17. Итог.

- Что мы сегодня различали на занятии? (звуки и буквы з - ж)

18. Домашнее задание.

- Подобрать и записать слова с буквами з – ж (по 6 слов).

15