Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса «Слова-предметы»


Тема: «Слова-предметы»
Цели:
коррекционно-образовательные :
закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы;
учить графически изображать слова, обозначающие предметы.
коррекционно-развивающие:
развивать зрительное слуховое внимание и память;
развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению.
коррекционно - воспитывающие:
воспитывать культуру поведения на уроке;
воспитывать самоконтроль.
Оборудование : картинки, изображающие живые и неживые предметы , карточки.
Ход урока.
1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики
*Выполнение сопряжённой гимнастики (комплекс № 1)
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. « Улыбка » согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
«Трубочка» одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
«Болтушка» рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
5. «Щелканье» («Цоканье») языком прямые руки подняты верх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6. «Коготки», 7. «Ножницы» выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:
«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх левая вниз; левая в сторону правая вверх и т. п.».
* Чтение слоговых рядов. (Логопедическое пособие. Козырева Л.М.,)
№1. Прочитайте гласные на одном выдохе со сменой ударения.
№2. Прочитайте слоги со сменой ударения.
№4. Прочитайте чистоговорку. Разучить ее.
2.Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».
Мак, ромашка, роза, лук
Помидор, слива, баклажан, перец
Молоко, сметана, каша, сыр
Часы, очки, весы, термометр
Бабочка, линейка, очки, ножницы
Василий, Фёдор, Семён, Иванов. -_Назовите гласные звуки в «лишнем»слове. Определите количество слогов.
-Произнесите слово по слогам. 3. Тема и цель занятия.
Игра «Определи слово». Ученикам раздают картинки животных . Логопед вперемежку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить почему они на слово кот подняли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса, мамор, и т п) –не подняли.
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете и задаёт вопрос : ЧТО?
Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска
ВОПРОСЫ:
-Кто спрашивал? (ВЫ)
-Кто отвечал (МЫ)
-Как я спрашивала? (ЧТО?) «Слово что- вопрос?
-Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы.
-Сегодня на уроке, мы познакомимся со словами, обозначающими предметы и отвечающими на вопросы КТО? ЧТО?
4.Коррекционная работа на лексическом уровне.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску картинки:
1 ряд- изображающие неживые предметы, 2 ряд - изображающие живые предметы.
Затем ставит вопрос к картинкам первого ряда : что?
Второго ряда-кто?
ВОПРОСЫ:
-Какой вопрос я задавала сначала? (ЧТО?)
-Какой вопрос я задавала потом? (КТО?)
-Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим - кто?
(Потому что одни предметы неживые, а другие – живые.)

· Задание 1.
1)Прочитайте слова, выпишите в первый столбик слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос КТО?, во - второй столбик, слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
2) Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.
КТО? ЧТО?
Физкультминутка
(Учащиеся изображают действия, о которых говорится в стихотворении)
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.

5.Упражнения для развития слухового и зрительного восприятия.
Задание 2.
Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают неживые предметы.
Задание 3.
Прослушать слова. Назвать сначала те, которые обозначают живые предметы, затем те, которые обозначают неживые предметы( логопед называет ряд слов только один раз ).
-Медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка.
6. Графическое изображение слов, обозначающих предметы.
Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы можно записать, но не буквами, а условно, графически-прямой линией. Образец:_________ .
Задание 4.
-Изобразите графически слова : доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава.
После этого подсчитывается количество слов, линий. (8)
-Что помогло вам сосчитать количество слов? (линии)
-А чтобы одинаковые линии не лились, между ними мы поставим запятые.
-Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (одной прямой линией)
-Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой линией? (предметы)
Задание 5. Прочитай предложение. Спиши. Найди и подчеркни слова-предметы.
На лесных полянках поспели малина, брусника, шиповник, черника.

5. Итог урока.
-Чем занимались на уроке?
С урока выйдет тот, кто придумает слово, обозначающее живой предмет, затем неживой . и к каждому слову поставит вопрос.
Задание 1.
1)Прочитайте слова, выпишите в первый столбик слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос КТО?, во - второй , слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
2) Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.
КТО? ЧТО?

Задание 2. Прочитай предложение. Спиши. Найди и подчеркни слова-предметы.

На лесных полянках поспели малина, брусника, шиповник, черника.


Задание 1.
1)Прочитайте слова, выпишите в первый столбик слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос КТО?, во - второй , слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
2) Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.
КТО? ЧТО?

Задание 2. Прочитай предложение. Спиши. Найди и подчеркни слова-предметы.

На лесных полянках поспели малина, брусника, шиповник, черника.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1.
1)Прочитайте слова, выпишите в первый столбик слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос КТО?, во - второй , слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
2) Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Слова: ученик, тарелка, лиса, пальто, сорока, коньки, собака, морковь.
КТО? ЧТО?

Задание 2. Прочитай предложение. Спиши. Найди и подчеркни слова-предметы.

На лесных полянках поспели малина, брусника, шиповник, черника.

____
15