Перспективный план внедрения проектного метода во внеурочную деятельность.
Перспективный план внедрения проектного метода во внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Реализация программ внеурочной деятельности чѐтко направлена на поэтапное достижение трѐх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Какие цели и задачи ставят наши педагоги, организуя внеурочную деятельность?
Целью организации внеурочной деятельности стала разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:
1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;
2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности: в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих акциях; в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ;
3) разработать и реализовать систему мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе.
Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом:
- воспитание уважительного отношения к своей школе, селу, стране;
- воспитание у детей толерантности;
- воспитание навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления;
-реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Что удалось сделать?
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выбора еѐ содержательных направлений, ориентировались на запросы родителей, законных представителей воспитанников; на приоритетные направления деятельности школы; учитывались интересы и склонности педагогов; возможности образовательного учреждения; рекомендации методической литературы.
В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.
Изучение пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию общекультурных знаний школьников.
После длительного обсуждения программы корректировались, окончательный выбор состоял из пожеланий родителей, потребностей детей, опыта внеурочной деятельности педагогов.
При организации внеурочной деятельности мы учли структуру нашего образовательного учреждения, учтены индивидуальные запросы и потребности родителей. Все мы знаем, как сложно воспитаннику и его родителям адаптироваться первый год в школе, а тем более ещѐ и в чѐм - то найти себя, проявить интерес в той или иной области. Мы разработали перспективный план работы на четыре года, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.
Виды деятельности
Формы организации Класс Ведущие формы деятельности
Спортивно-оздоровитель-
ная «Подвижные игры»
«Азбука здоровья»
Планета «Здоровье»
Игровая спортивная программа
(«А ну – ка парни».«А ну – ка девушки».)1 класс
2 класс
3 класс
4 класс Игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, пропаганда ЗОЖ.
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям
спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса,
социальные проекты.
Социальная Работа по благоустройству территории.
Акции «Родничок», «Журавлик»,
«Азбука безопасности»
«Ландшафтный дизайн цветочной клумбы»,
«Лучшая грядка школьного огорода»,
«Цветы для школьного двора» 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс Тренинги
Ролевые игры
Акции
Социальные проекты.
Общекультурная «Моя семья»
«Моя малая родина»
«Традиции и обычаи моего народа»
«Окна нашего класса»
«Тайны газетных страниц»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Художественные выставки, спектакли в классе, школе;
Праздничное оформление школы и классных комнат.
Социальные проекты.
Духовно - нравственная «Волшебные слова»
«Азбука нравственности»
«Материнское сердце»
«Наши друзья – растения»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Экскурсии
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Социальные проекты.
Патриотическая «Символика родного края»
«Россия – Родина моя»
«Боевой путь моего прадеда»
«Мгой родной край» 1 класс
2 класс
3 класс
4 класс Классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; социальные проекты.Содержание занятий, классных часов, социальных проектов носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие продукты: рисунки, аппликации, модели, поделки, собственные произведения словесного творчества.
При подобной насыщенности содержания второй половины дня возникает риск перегрузить детей. Поэтому отметим, что охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школы, контроль и корректирование функционального состояния детей осуществляется систематически. На занятиях во второй половине дня ведѐтся работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.
Также при выборе направлений внеурочной деятельности мы учли баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями.
Занятия, как правило, стараемся проводить не за школьными партами, придумываем что-то новое и интересное, вовлекая учеников в игровой процесс.
Мы убедились, что наиболее эффективным методом является деятельностный. Деятельностный метод играет особую роль во внеурочной деятельности. На таких занятиях воспитатели как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учѐтом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Применяя технологию деятельностного метода на занятиях и классных часах и имея положительный результат, мы можем с точностью говорить, что во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт, школьник проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещѐ нужно узнать или сделать для себя новые открытия.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется с учѐтом специфики местных географических условий, приоритет отдан лыжной подготовке младших школьников. Эти занятия позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма и его сопротивляемость различным заболеваниям . Отметим, что прогулки на лыжах используются школой и как средство активного совместного отдыха школьников и их родителей. Спортивно-оздоровительная деятельность дополняется общешкольными мероприятиями: конкурсом рисунков «Нет вредным привычкам», спортивными соревнованиями «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весѐлые старты».
Педагог, работающий в этом направлении, тесно связывает его с краеведением. В краеведческой работе по мере расширения и углубления знаний об экологическом состоянии края, об историческом прошлом происходит раскрытие нравственного потенциала личности воспитанника.
Духовно-нравственное направление реализуется через разнообразную деятельность: школьные праздники и социально значимые мероприятия: «День рождения школы», конкурс рисунков «Подружись с природой», конкурсы чтецов «Салют, Победа!», «И мы сохраним тебя, русская речь…», ценностное общение: «Что такое доброта?», «Трудиться – всегда пригодится», «Что значит быть учеником?»
Направление социализация в том числе посвящѐно общественно-полезному труду. Главное - показать школьнику, как можно изменить мир к лучшему. В этом направлении деятельностный подход позволил каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью. Работая над проектом «Цветы для школьного двора», ученики не только самостоятельно выращивали цветы в тепличных условиях, но и сами высадили их на школьном дворе, соблюдая всю технологию посадки и ухода за цветами. Ведь вырастить цветок из маленького семечка, в классных условиях, сначала для ученика было невозможным. В теплице развернулась настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставили опыты и наблюдали за растениями. Опыты, соблюдение всех технологий позволили ученикам убедиться, что даже из невозможного можно добиться прекрасных результатов. Эта деятельность позволила ученикам работать не только самостоятельно, но и показала, что даже ученик начальной школы может перевернуть мир к лучшему. Мы убедились, когда трудно – тогда и интересно. Результат – клумбы цветов на пришкольном участке.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет младшему школьнику найти себя, самоопределиться. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеют успех.
Современный ребѐнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаѐтся и будет деятельностный метод во внеурочной деятельности, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учѐт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаѐт основу для самостоятельного успешного обучения. На вопрос «Как помочь ребѐнку самоопределиться?», можно с уверенностью сказать: «Только с помощью действий»