Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию Дядькиной Г.И.

Обобщение опыта работы Дядькиной Г.И.
Для современного общества наиболее значимой и актуальной является проблема гражданско-правового воспитания и развития личности, как гражданин, человека высокой нравственности и морали.
Российское образование начала ХХI века находится в стадии становления новых парадигм, несущих современной цивилизации. В процессе реформирования школы перед образованием поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.
В ходе реформы делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Школа помимо просветительной, обучающей функции, выполняет и воспитательную, формируя активного, полезного для общества гражданина.
Патриотическое воспитание тем и ценно. Что для будущего страны важно не только интеллектуальные возможности выпускников, но и их мировоззрение, равственная направленность, гражданская позиция. Так как мы проживаем в местности, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои и каждая пядь нашей земли пропитана кровью солдат. Мы чтим их память и привлекаем к участию патриотического движения. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священно чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качества граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к ее великим свершения и достойным страницам прошлого.
К сожалению патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, на нет Поэтому за последние годы способствовало немало факторов, в том числе и отсутствие методических работ.
В своей деятельности в качестве воспитания вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ «Об Образовании», Конвенцией ООН « О правах ребенка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я –гражданин».
Познакомилась и изучила ряд программ и проектов.
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение заявлять и отстаивать свою точку зрения;
воспитание патриотических качеств личности.
Основные задачи
сформировать патриотизм, правосознание и воспитание гражданской позиции;
воспитывать у детей нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формировать у школьников потребность в самообразовании;
формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.
-2-
Основные принципы:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У воспитателя и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности.
(«Мы вместе делаем общее дело»).
Принцип непрерывности и системности
Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования
Демократизация, гуманизация.

Принципы организации самоорганизации.
(Готовность субъекта к воспитанию, готовность к сотрудничеству).
Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням:
*возникновение,
*становление
*период зрелости и преобразование.
Формы работы были выбраны следующие:
Классные часы, беседы, диспуты
Внеклассные мероприятия ( посещение музеев, библиотек, театра)
Выпуск плакатов, рисунков, боевых листков, оформление стендов.
Проведение информационных дней (хроника Сталинградской битвы, вести с фронта)
Участие в общешкольных мероприятиях
Участие в различных акциях
Экскурсии по историческим местам( «Музей-заповедник Сарепта», «Сарепта в истории России»-9 класс ,»Город воинской славы Калач-на-Дону» 8 класс, «Мамаев курган- главная высота России» 7 класс.
Мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проектная деятельность.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда ( приобщение детей традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
-3-
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина – Россия ( расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине.)
Человек- защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Воспитательная работа в классе строится с учетом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности школьников к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Провела опрос с детьми с целью выявления их волнующих проблем. Полученную информацию проанализировала и обобщила.
Провела анкетирование по теме: «Патриотизм глазами учащихся». Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, о том, что все грани понятия «патриотизм» осмысливаются учащимися: семья, близкие, весь народ, Отечество. Отрадным является так же тот факт, что все подростки сходятся в одном: патриотизм не потерял свое значение в наше время. Многие ученики с понятием Родина отожествляют Волгоград. Учитывая исторический статус нашего города в масштабах России (Мамаев курган признан одним из 7 чудес России).
C помощью программ и проектов, которые реально использовались в воспитательной работе по формированию патриотического сознания учащихся мною был разработан блок:
* «Патриотическое воспитание», где большая часть представляет собой внеурочные мероприятия.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию стали мероприятия к празднованию 70-летия Сталинградской битвы,70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В течение всего времени были проведены массовые мероприятия, в которых приняли активное участие в социально значимых проектах:
Поисковая работа «Моя семья и Великая Отечественная война» (две фотографии военного времени ученица 7б кл. Сонина Мария.
Поисковая работа «Их именами названы улицы нашего города» (улица Набережная Волжской Флотилии, улица капитана Рачкова к 70-летию Сталинградской битвы 4 класс)
Поисковая работа. «Рода войск - участники в Великой Отечественной войне» (Береговой ракетно-артиллерийский род войск к 70-летию Победы в ВОВ)
Поисковая работа «Города-герои в ВОВ» (Крепость – герой Брест 5класс)
В 2013-2014 г. Я так определила одну из важнейших задач воспитания классного коллектива:
Способность формированию нравственной и духовной культуры учащихся, воспитание достойного гражданина, активной жизненной позиции.
Огромное воспитательное значение имели классные часы на тему:
«70-летию Победы посвящается»

-4-

«Школа твоя вторая семья, береги её»
«Мы желаем счастья Вам!» ( ко дню матери)
«Они сражались за Родину»
«День защитника Отечества»
«Россия –вперед» (Олимпиада в Сочи)
«Путешествие в космос»
«Не забыть нам этой даты»
В 2014-2015 г.(5 класс) реализация обозначенной воспитательной задачи была продолжена.Вызвали большой интерес школьников классные часы и общешкольные мероприятия на тему:
«Твой город - твой дом» (к 425-летию г. Волгограда)»
«Государственные символы России»
«Права ребенка»
Войны священные страницы навеки в памяти людской (проводил 9 «А» класс).
Встреча с участником тех огненных событий» ( дитя Сталинграда Полянская Е.Н.)
Литературно-музыкальная композиция «Ни шагу назад! Фашизм , покоривший Европу был остановлен здесь »
Учащиеся принимали активное участие в общешкольных мероприятиях, направленных на воспитание патриота своего Отечества.
*Акция, посадка сосновой аллеи Славы честь 55-летия школы и 70-летия победы в Сталинградской битвы.
Акция по сбору макулатуры. «Сбереги лес»
Литературно-музыкальная композиция «Синий платочек»
200 лет М.Ю.Лермонтову.

Традиционно 2 февраля и в канун 9 мая в школе проходят торжественные линейки, посвященные Победе под Сталинградом, Вахта Памяти. Лучшие ученики класса возлагают цветы к памятнику Фрунзе.
Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.
В текущем учебном году одной из воспитательных задач является развитие внеурочной деятельности учащихся, нравственной культуры, гражданской позиции, расширении кругозора, интеллектуальное развитие. Большой интерес у школьников вызывает посещение музея. 2014 год-
Волгоградский краеведческий музей» «Мы – сталинградцы»
Музей – панорама «Сталинградская битва», «Ратные страницы Сталинградской битвы»
Музей «Дети Царицына, Сталинграда, Волгограда»

-5-
В библиотеке прошли мероприятия
* «Четвертая высота» по книге Е.Ильиной.
Крепость-герой Брест
Дети и война, которые были подготовлены совместно с Багдасаровой А.А.
«День героев Отечества»
В работе с детьми уделяю воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма. В классе провела игру-исследования. «Мы разные, но мы вместе».
Мы искали ответ на вопрос «Как жить в мире, где столько разных людей? И пришли к выводу: наш класс – это маленькая семья, где должны царить доброта, уважение, понимание.
На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы как:
*Родителям о воспитании толерантности у детей.2012г.
Семейный климат.
Семейные традиции 4кл 2013г.
Зачем человеку Родина? 5кл.2014г
В воспитательном процессе использую информационные коммуникативные технологии, применяю цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века»
Постоянно работаю над повышением своего профессионального уровня (чтение методической литературы, посещение различных семинаров по вопросам воспитания, обмен опыта с коллегами, курсы повышения квалификации).
Изучила ряд программ и проектов:
*Программа воспитания школьников муниципального образовательного учреждения. Привольнская средняя образовательная сельская школа имени М.С. Шумилова
«Светлоярского района Волгоградской области 2006-2011 г.г.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся «Мы – патриоты» 2011-2015г.
Учитель истории Семенова О.В. Оренбургской области, Новосергиевского района, Землянская общеобразовательная школа.
Проект «Я- гражданин России» Гаврилова А.В., учитель истории г.Чебоксары, чувашская Республика.
Программа «Воспитай гражданина» Гусиев В.А. – учитель русского языка и литературы. Приморский край.




Блок «Патриотическое воспитание»
Цель:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение заявлять и отстаивать свою точку зрения;
воспитание патриотических качеств личности.
Задачи:
формировать патриотизм, правосознание и воспитывать гражданскую позицию;
воспитывать у детей нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формировать у школьников потребность в самообразовании;
формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

Содержание деятельности
Формы работы
Сроки
Ответственный
Ожидаемые результаты1

1
Раздел 1.
СРЕДНИЕ КЛАССЫ





Формирование патриотического сознания.
Патриот и гражданин Родины.
Активная жизненная позиция.
Проблемы гражданского воспитания,
гражданские права.
Добросовестное выполнение гражданских обязанностей.
Тематические классные часы. Уроки мужества. Уроки России. Экскурсионные поездки в Волгоград и Волгоградскую область.
Познавательная игра «Сталинград в истории моей Родины».
Конкурс рисунков на военную тематику, конкурс сочинений «Что я знаю о войне», конкурс чтецов «Не забыть нам этой даты».
Торжественная линейка, посвященная Победе под Сталинградом.
Вахта памяти.
Проектная деятельность «ВОВ
В нашей семье».
Возложение цветов к памятнику Тимуру Фрунзе ( на территории школы).
Сбор воспоминаний участников ВОВ.
Символы России
Огонек «Рыцарский турнир»
В теч.года





Ноябрь

Февраль

май


февраль



в теч.года

февраль, май

в теч. Года

декабрь
февраль
Кл.рук. воспитатель
Осознает свою причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.Знает и широко использует свои гражданские права и добросовестно выполняет гражданские обязанности. Является патриотом своего Отечества, проявляет активную жизненную позицию. Умеет защищать, отстоять интересы своего класса.



СТАРШИЕ КЛАССЫ




2
Раздел 2.
Граждане России. Качества гражданина-патриота Родины. Гражданские обязанности. Подготовка к службе в армии. Уроки ОБЖ, уроки истории. Экскурсии по местам боевой славы.
Экскурсии по местам боевой славы в Волгограде. «Город воинской славы Калач-на-Дону.», «Остров Людникова.», «Сарепта в истории России».
Конкурс газет, посвященных Дню контрнаступления советских войск под Сталинградом; под Москвой.
Экскурсии в музей панорама «Сталинградская битва»», Музей Память», Музей «Дети Царицына, Сталинграда, Волгограда».
Выпуск боевых листов. « Твой город- твой дом»
Викторина «Царицын, Сталинград, Волгоград»
Государственные символы России. Выпуск боевых листков «Дни и ночи Сталинграда»,
Литературно-музыкальная композиция «Ни шагу назад! Фашизм, покоривший Европу был остановлен здесь».
Книжная выставка в классе: «Слава героев Сталинграда».
Торжественная линейка, посвященная Победе под Сталинградом». Встреча с ветеранами. Конкурс рисунков, сочинений, чтецов «И помнит мир спасенный»
Викторина «Запомни эти даты», огонек «Защитники Отечества». Проектная деятельность «Их именами названы улицы нашего города»,»Города-герои».Акции: посадка сосновой Аллеи Славы», «Сбережем лес». Сбор материалов по истории школы. Сбор воспоминаний участников ВОВ.
В теч.года





15