Школа гражданского становления с этнокультурным компонентом
Программа развития МОУ СОШ села Индерка Сосновоборского района Пензенской области – «Школа гражданского становления с этнокультурным компонентом».
Историческая справка о школе.
В начале XXв. образование в с. Индерка можно было получить только в духовно-приходской школе (медресе).
В 1913 г. Была открыта земская начальная школа на 50 человек.
В 1918 г. Открывается советская трудовая школа I ступени.
В 1930-31 уч. году совершается переход ко всеобщему обязательному начальному образованию.
В 1935-36 гг. было введено всеобщее семилетнее образование.
В 1940 году открывается средняя школа, которая делает первый выпуск в 1943 году.
С 1943г. по 2005г. МОУ СОШ села Индерка выпущено более 5 тысяч юношей и девушек.
За последние годы школа выпустила 38 медалистов ( 20 золотых, 18 серебряных).
Документы, лежащие в основе разработки программы
развития:
Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об ОУ, закон «Об образовании в Пензенской области», «Дети Пензенской области», «Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004 – 2005 годы», «Дети Сосновоборского района» на 2003 – 2006 годы, «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в учреждениях образования Сосновоборского района на 2003 – 2005 годы», «Социально-культурный проект администрации Индерского сельсовета «Возрождение края»», устав школы.
Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.
Программа развития школы
Наше видение миссии школы.
Наша школа – школа гражданского становления с этнокультурным компонентом. Центр социальной, политической и экономической жизни села.
Мы хотим видеть школу:
Как гарант освоения детьми качественного образования в условиях двуязычия, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.
Как центр культурной жизни села, центр приобщения сельских жителей к культуре и традициям родного народа.
Как центр формирования человека как члена племени, нации, человеческого рода.
Создание воспитательной среды, основанной на истории и культуре Пензенского края, родного села и национальных традиций других народов.
МОУ СОШ села Индерка имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татарской языковой среды. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание основывается на народной педагогике.
Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.
Диагностика формирования национального самосознания и творческих способностей учащихся осуществлялась на основе следующих критериев: а) общение детей на родном языке; б) отношение учащихся к родной культуре, языку, образу жизни народа; в) участие учащихся в различных видах деятельности в области национальной культуры. Что касается диагностики качества обучения и воспитания, то были использованы методика Гребенюка и Беспалько, когда на основе анкет мы определяли уровень знаний учащихся элементов национальной культуры и эмоционально-ценностного отношения учащихся к родной татарской культуре и народу. Сегодня очень важно формировать положительное отношение учащихся, молодежи к своему родному народу и воспитать гражданственность.
Познакомившись с большим количеством литературы, проведя диагностику, изучив работу объектов социокультурного центра, мы выделили концептуальную основу деятельности школы:
это идея П.Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого рода;
идея П. Каптерева о единстве национального и общечеловеческих идеалов;
идея этнической обусловленности образования и методов обучения;
методологический тезис Б.Неменского «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры».
Ведущие идеи программы:
Реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности.
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа, мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами.
Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур, особенно культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других.
Приобщение учащихся к прогрессивной культуре Запада и Востока, культурным ценностям народов нашей области, страны, что способствует формированию у молодежи общечеловеческой культуры, толерантности и высоких патриотических начал.
Цель:
- обеспечение условий формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных традициях, с высоким уровнем национального самосознания через воспитание и обучение на этнокультурных традициях татарского народа.
Задачи :
создание системы социально-педагогической деятельности в селе, главной целью которой является защита интересов детей, молодежи, престарелых, инвалидов и других категорий сельского населения, нуждающихся в социальной помощи. Школа помогает преодолеть существующее отчуждение между семьей и школой и психологические барьеры между взрослыми и детьми;
сельский социокультурный центр создан для того, чтобы остановить миграцию молодежи из села в город и придать процессу возрождения села, национальной культуры, языка и традиций целенаправленный характер;
школа стала инициатором разрешения проблемы, которая приобретает в нашей стране особую значимость – подготовка гражданина, готового к новым экономическим условиям деятельности, способного на коренные преобразования в селе;
- сельский социокультурный центр, объединяя различные образовательные культурно-просветительные и социальные учреждения и службы, представляет собой довольно сложную по структуре систему. В состав Индерского сельского социокультурного центра входят: МОУ СОШ села Индерка, ДОУ «Искорка», участковая больница, детская библиотека, Дом культуры, музыкальная школа, органы муниципальной власти (администрация с.Индерка), Дом для престарелых, Современная Гуманитарная Академия, Лесной колледж, ДЮСШ, Центр занятости, Сосновоборское ПТУ, представители духовенства.
Этапы работы над программой:
1. Диагностический, 2003 - 2004 учебный год.
Анализ
- затруднений учителей;
состояния УВП;
состояния воспитательной работы;
- выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: выявление проблемы; обоснование ее актуальности, определение стратегии и тактики деятельности, подготовка к открытию социально-культурного комплекса села Индерка
Теоретическое исследование проблемы, 2004 - 2005 учебный год. Изучение коллективом теории проблемы на:
- на общих заседаниях объектов социокультурного центра;
- педсоветах;
- заседаниях методического совета;
- заседаниях МО;
- в индивидуальной и групповой работе с учителями;
в работе по самообразованию;
на заседаниях актива ученического самоуправления;
- в работе с родителями.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: накопление теоретического материала, открытие социально-культурного комплекса села Индерка.
3. Практическое исследование проблемы, 2005 - 2006, 2006 - 2007 учебные годы. С целью практической направленности этой работы провести:
- тематические педсоветы;
- тематические заседания методического совета;
открытые уроки, внеклассные мероприятия, взаимопосещения уроков;
совместные мероприятия объектов социокультурного центра;
семинары по обозначенной проблеме;
совместная деятельность объектов социокультурного центра по плану;
- обобщение опыта учителей и педагогов дополнительного образования.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: совершенствование учебного, воспитательного процессов и просветительской деятельности в социуме.
Подведение итогов работы по проблеме 2007 – 2008 учебные года.
Научно-практические конференции, семинары, выпуск сборника и публикации в периодической печати:
- выступления с самообобщением опыта работы;
- творческие отчеты;
педагогические выставки;
определение приоритетов для будущей деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: систематизация накопленного материала, распространение опыта работы школы по программе.
Девиз работы школы: «Успех порождает успех»
Особенности и условия построения модели школы.
Содержание учебного плана отражает систему работы образовательного учреждения по проблеме “Развитие природных задатков учащихся”.
Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. На основании анализа учебных программ и календарно-тематического планирования можно сделать следующие выводы:
в своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ;
все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами;
каждый учитель работает в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием;
- программы реализуются в полном объеме.
Имеются дополнения к учебным программам по татарской литературе, музыке, технологии, ИЗО, литературному и историческому краеведению, физической культуре
В школе обучаются все дети, проживающие в селе Индерка, в 10-й класс поступают на основе собеседования, иностранные (английский и немецкий) языки преподаются со 2-го класса, татарский язык и литература изучаются с 1 по 9 класс, в 10 – 11 классах факультативно и интегрированно с технологией, физкультурой, музыкой.
Школа предлагает:
реализацию традиционных образовательных программ;
реализацию авторских программ по дополнительному образованию;
все дети изучают иностранный язык (английский и немецкий) со 2 класса;
со 2 по 11 класс из регионального компонента введен третий час физкультуры;
в 8 – 9 классах идет предпрофильная подготовка за счет элективных курсов;
в 10 – 11 классах, учитывая послешкольные запросы учащихся, созданы гуманитарные, физико-математические, химико-биологические, технологические профили.
Школа состоит из 4 основных ступеней:
Школа развития самостоятельности (1 – 4 классы).
Школа самоутверждения ( 5-9 классы).
Школа выбора и самоопределения (10-11 классы).
Школа обучения взрослых.
Школа развития самостоятельности.
Педагогические условия: предельная наполняемость классов – 25 человек, деление на группы по русскому и иностранным языкам.
Задачи:
оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
формирование потребности в творческой деятельности;
развитие художественно-эстетических способностей;
воспитание общительности, умение ребенка сотрудничать с детьми в классном коллективе;
приобщение к национальным традициям;
формирование жизненно-важных трудовых навыков, необходимых сельскому жителю;
Школа самоутверждения.
Особенности: подростковый возраст, требующий особого педагогического внимания и психологической поддержки.
Педагогические условия: предельная наполняемость классов – 25 человек, деление на группы по русскому и иностранным языкам, технологии.
Задачи:
оказать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
помочь в преодолении трудностей переходного возраста;
не допускать на данной ступени резкого снижения интереса к учебной деятельности и, как следствие, снижение успеваемости;
значительно расширить возможности для развития сельскохозяйственных, трудовых, технических умений и навыков, подготовить почву для выбора будущей профессии;
дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности;
Школа выбора и самоопределения.
Педагогические условия: предельная наполняемость классов – 25 человек, деление на группы по русскому и иностранным языкам, технологии и физкультуре.
Задачи:
создать учащимся необходимые условия для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы; выполнения гражданских обязанностей; успешной жизни и деятельности в условиях национального села;
оказать старшеклассникам психолого-педагогическую помощь в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения;
предоставить необходимые возможности для дополнительного образования;
обеспечить условия для социализации и социальной защиты подростков и молодежи.
Школа обучения взрослых
Условия: различные категории взрослого населения (родители, выпускники 20-25 лет, пенсионеры).
Задачи:
осуществление различных видов общеобразовательных услуг, профессиональное обучение и общекультурное развитие молодежи и взрослого населения в условиях сельской местности;
удовлетворение индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей селян, предоставление им дополнительных возможностей для свободного и творческого развития и социальной защищенности.
Воспитательная работа школы.
Данная программа раскрывает содержание воспитательной системы школы.
Она рассчитана на 5 лет (2003 – 2008 гг.)
Девиз каждого года обозначен таким образом:
2003/2004 учебный год – Год здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
2004/2005 учебный год – 60 годовщина со дня Победы в Великой Отечественной войне. «Поклонимся великим тем годам».
2005/2006 учебный год – Год семьи «Мир дому твоему».
2006/2007 учебный год – Год школы (юбилей Индерской средней школы – 65 лет) «Дом, в котором я учусь»
2007/2008 учебный год – Год национальной культуры.
Решению поставленных целей и задач школы призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления
Программы (подпрограммы), через которые реализуются данные направления
Ожидаемый результат
Художественно-эстетическое развитие
Программа “Таланты земли индерской”
Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве. Массовое участие в культурном досуге
Спортивно-оздоровительная работа
Программа “Здоровье”
Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы
Активно-гражданская работа
Программа “Патриот”, “Музей”, “Шефская работа”
Воспитание гражданственности и нравственности учащихся. Сформированное чувство сострадание и милосердия
Информационная работа
Программа “Переменка” и “Авылым”
Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы или класса
Свободное общение
Программа “Мир детства”
Формирование и принятие правил жизни школы и класса и прав и обязанностей каждого члена школьного классного коллектива, планирование детьми коллективной внеучебной деятельности, воспитание лидера
Социально-педагогическая деятельность
Программа “Семья”
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Организация педагогического просвещения родителей
Программа “Таланты земли индерской”.
Цели и задачи:
создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способности каждой отдельной личности;
творческое развитие личности ребенка, детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках и во внеклассной работе;
разработка последовательной (сквозной) системы обучения детей искусству и культуре в школе с учетом сельской специфики и эстетического воспитания;
органическое дополнение предметных программ введением национально- регионального компонента;
обучение основам народной художественной (резьба, вышивание, роспись) и музыкальной культуры детей и взрослых.
Ожидаемые результаты работы по художественно-эстетическому развитию:
Школа развития самостоятельности. Введение ребят в мир искусства – формирование национально-патреотических чувств, создание представления о многообразии и увлекательности художественного творчества.
Школа самоутверждения. Обучение основам художественных заний и умений в области разных видов искусства (изобразительного, музыкального, фольклорного), теоретический и практический процесс познания творческих закономерностей.
Школа выбора и самоопределения. Формирование понимания эстетического, идейного и эмоционального значения всех видов искусств в жизни и развитии общества, обобщение знаний в области мировой художественной культуры, закрепление навыков и умений.
Самостоятельная творческая деятельность взрослых. Сохранение и расширение представлений о творческом процессе и его значении для полноценной трудовой деятельности, привлечение родителей к сознательному поиску путей формирования личности ребенка через искусство и национальную культуру.
Основные принципы обучения:
сознательно-целенаправленная творческая деятельность обучающихся;
восприятие национальной культуры своего народа как части единой мировой художественной культуры;
коллективное творчество взрослых и детей;
сочетание ИЗО с музыкой, хореографией, литературой и театром;
защита культурной самобытности татар при расширении доступа к самобытности других культур.
Программа «Здоровье нации в наших руках!»
Задачи:
создание единой системы физкультурно-оздоровительной работы на селе на основе массового вовлечения детей, подростков и взрослых в ежедневные занятия физкультурой и спортом;
формирование у детей и взрослых положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях спортом, нацеленности на здоровый образ жизни;
оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам;
работа с ослабленными детьми;
оказание помощи нуждающимся по преодолению вредных привычек;
максимальное использование в организации физкультурных занятий возможностей сельской природы.
Начальная школа.
Ожидаемые результаты:
увеличение количества младших школьников, систематически занимающихся спортом; развитие определенных двигательных способностей (ловкости, быстроты, координации, выносливости и гибкости); вестибулярного аппарата; улучшение взаимоотношений друг с другом, преодоление отчуждений, соблюдение правил гигиены; выполнение режима дня; усвоения правил поведения в игровой деятельности; достижение определенного уровня физического развития (контрольные тесты); улучшение состояния опорно-двигательного аппарата.
Подростковый период (11-15 лет).
Ожидаемые результаты:
преодоление исключения негативных привычек, соблюдение правил гигиены, самостраховки, режима дня, умение оказать доврачебную помощь, овладение навыками судейства и укрепления общего физического состояния подростков.
Юноши, девушки (16-17 лет)
Ожидаемые результаты:
приобщение к здоровому образу жизни; выполнение спортивных взрослых разрядов по избранным видам спорта; приобретение умений по организации оздоровительной работы с младшими школьниками; овладение навыками военно-прикладной и спортивной подготовки; подготовленность к службе в Вооруженных Силах (юноши) и материнству (девушки).
Взрослое население
Ожидаемые результаты:
- обеспечение соответствующей возрастным особенностям трудящихся физической и функциональной подготовленности, необходимой для профилактики наиболее распространенных заболеваний, сохранение здоровья, просветительская работа с населением с ориентаций на здоровый образ жизни и разумный досуг, внедрение в жизнь семей физической культуры, активное участие родителей и сельской молодежи в спортивных мероприятиях.
Программа школьной психологической деятельности
Задачи :
Создание условий для формирования духовно-развитой и психически здоровой личности.
Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.
Оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Использование ресурса семьи для формирования психически здоровой личности.
Создание медико-психолого-педагогической комиссии.
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень воспитанности учащихся.
Уменьшение количества педагогически запущенных детей.
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения.
Высокий уровень мотивации учения.
Уменьшение неблагополучных семей.
Рост доверия детей и родителей психологической службе школы.
Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения.
Программа «Патриот»
Цель:
Формирование личности, гражданина, патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовностью к активному проявлению значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Задачи :
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи;
привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных нравственных ценностей татарского народа и других народов, проживающих в Пензенской области.
Программа предполагает работу по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное
Историческое
Политико-правовое
Военно-спортивное
Программа «Музей»
Цель: формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств.
Задачи:
расширение кругозора и развитие познавательных интересов и способностей;
приобщение учащихся к поисковой и исследовательской работе, музейной деятельности;
способствовать совершенствованию образовательного и воспитательного процесса;
знакомство с выдающимися жителями села;
обучение умения составлять родословную;
приобщение учащихся к сбору этноэкспонатов для уголка этнографии.
Программа развития музея основывается на программе воспитательной системы школы.
Ожидаемые результаты по программам “Патриот” и “Музей”: воспитание гражданственности и нравственности у учащихся, формирование национального самосознания, поликультурное воспитание на основе широкого знакомства с культурой других народов, готовность к службе в российской армии и защите Отечества.
Программа школьных газет «Переменка» и «Авылым»
Цели:
- развитие и закрепление лучших традиций школьной печати, а также информационной поддержки учащихся и педагогического коллектива школы, приобретение навыков в области журналистики.
Задачи:
создание интересной, содержательной газеты для учащихся, педагогического коллектива школы и жителей социокультурного центра;
поддержка и развитие у ребят творческой инициативы и способностей в области журналистики;
объединение учащихся в сплоченный, дружный коллектив;
самореализация учащихся в процессе сбора материала и публикации;
научно-просветительская деятельность взрослого населения села.
Ожидаемый результат:
Оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность для каждого ребенка высказывания своего мнения по тому или иному вопросу, касающемуся жизни школы, класса и села. Учащимся быть в курсе всех событий, происходящих в социуме.
Программа “Мир детства”
Цель: формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении в учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
определение и использование наиболее продуктивных форм интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагогов;
создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;
формирование развивающей нравственно и эмоционально-благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя;
создание и функционирование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социальной адаптации, творческого развития всех участников образовательного процесса.
ДО «Радуга»
Документом, лежащим в основе разработки программы ДО «Радуга» МОУ СОШ села Индерка является Устав Пензенской региональной общественной организации «Содружество детских объединений Пензенской области «Радуга»».
«Радуга» – добровольная общественная организация детей, подростков и взрослых, объединенных с целью помочь друг другу познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего края и отечества с высоким уровнем национального самосознания.
Основной деятельности детского объединения «Радуга» МОУ СОШ с.Индерка стала идея: ребенок есть саморазвивающийся, самоопределяющийся, самореализующийся субъект. Иначе говоря, ребенок учит, развивает, воспитывает себя сам. Чем раньше человек эту истину поймет, тем более успешен он будет в жизни.
Деятельность детского объединения «Радуга» школы строится на следующих основных принципах:
приоритета интересов детей и подростков;
приоритета общечеловеческих ценностей;
единства слова и дела;
самоуправления.
Цель: адаптация личности к жизни в обществе.
Задачи:
Развитие детского движения.
Защита прав и интересов всех членов организации.
Развитие творческих способностей членов организации.
Изучение истории и культурных ценностей своего Отечества, практическое участие в сохранении обычаев и традиций своего народа.
В состав ДО «Радуга» входят объединения «Цветик-семисветик» (6-10 лет) и «Страна Мальчишек и Девчонок» (10-18 лет).
Объединение «Цветик-семисветик» работает по программе для младших школьников «Все начинается с игры» реализуемой в форме сюжетно-ролевой игры «Путешествие на три волшебных острова» (остров Талантливых Человечков, остров Жизни, остров Дружбы).
Прошедшие испытание принимаются в объединение «Страна Мальчишек и Девчонок».
Высшим органом этого объединения является Президентский совет, в состав которого входят: Президент школы, Президенты Республик и Министры: внутренних дел, культуры, спорта, образования, печати, труда и соц.защиты. Республики – это классные коллективы.
Президентский Совет предлагает коллективные творческие дела, разрабатывает их и помогает в реализации группам по интересам в Республиках. Президенты Республик выходят с предложениями о проведении интересных дел в Президентский Совет. На основе этих предложений строится план работы объединения «Страна Мальчишек и Девчонок».
Деятельность детских объединений реализуются через программы «Патриот», «Древо жизни», «Детская пресса», «Мир прекрасного», «Сильные, смелые, ловкие».
Ожидаемый результат деятельности ДО «Радуга»:
реализация целей и задач ДО «Радуга»;
интенсивная социальная адаптация «проблемных» в поведении и общении детей;
осуществление ориентации детей и подростков на общечеловеческие ценности: Мир, Отечество, Природу, Красоту, Добро, Любовь, дружбу...;
на основе организации самоуправления раскрытие способностей детей в общении в различных разновозрастных коллективах, в работе в команде, в умении быть успешным;
развитие педагогического коллективного творчества.
Ученическое самоуправление в МОУ СОШ села Индерка Сосновоборского района Пензенской области
Школьная избирательная компания (референдум)
Президент
Президентский Совет
(Президенты Республик и Министры)
Министерства
Министерство спорта (министр и помощники)
Министерство ВД
Министерство труда и соц.защиты
Министерство культуры
Министерство образования
Министерство печати
Полномочия органов школьного самоуправления.
Министерство образования: оказывает помощь учащимся в преодолении неуспеваемости, помогает устранять пропуски уроков самоподготовкой.
Проверяет состояние учебников, посещение библиотек, помогает в проведении литературных вечеров.
Министерство спорта: оказывает помощь в проведении спортивных часов, разработка комплексов утренней зарядки, организации спортивно-массовых праздников.
Министерство труда: организует смотры кабинетов, спален, уборку участков по школе, территории школьного двора, организация трудовых десантов, сотрудничество с государственными службами занятости и т.д.
Министерство культуры: осуществляет контроль за культурой общения детей, помогает организовывать культурно-массовые мероприятия в классах и школе.
Министерство ВД: следит за бережным отношением к школьному имуществу, работает с нарушениями дисциплины, порядка. Объединяет представителей каждого класса, отвечающих за порядок и дежурство.
Министерство печати: отвечает за освещение деятельности учащихся через стенную газету и газету «Переменка», новости социума отражаются в газете «Авылым».
Программа «Взаимодействие семьи и школы»
Диагностика:
Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду можно определить через ряд параметров.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Образовательный уровень отцов:
Высшее образование – 7%
Средне/специальное – 72%
Среднее – 21%
Образовательный уровень матерей:
Высшее – 12%
Средне-специальное – 70%
Среднее – 18%
Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
Занятость отцов:
87% - сезонные работники
12% - имеют постоянную работу
1% - безработные
Занятость матерей:
51% - домохозяйки
49% - работающие
44 семьи малообеспеченные – это 10%
Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Почти все дети живут в частных домах, где удовлетворительные условия жизни. Имеются отдельные комнаты или уголки для занятий.
Неблагополучных семей – 5
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Наша школа ставит перед собой цели взаимодействия школы и семьи:
Повышать воспитательные функции семьи.
Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь села.
Оказать семье психолого-педагогическую помощь.
Задачи:
В работе с родителями:
формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
формирование психолого-педагогической культуры родителей;
развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
В работе с педагогами:
формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
2) разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
3) организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
4) разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса школы и класса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;
5) организовать работу родительского комитета школы, поднять его престиж и роль в решении вопросов жизнедеятельности школы.
Ожидаемые результаты:
использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Ожидаемые модели к концу реализации программы
Личность выпускника
Высокий уровень националь-ного самосознания
Высокий уровень творческих способностей
Социально-
активная личность, стремящая преобразовать
родное село
Высокий уровень интеллекта
Нравствен-ные общечело-веческие ценности
Патриот
России.
Культура
общения
Личность учителя
Профессионализм.
Знание предмета, знание методических приемов и методов, умение ими пользоваться, умение планировать, организовывать, проводить и диагностировать творчество учителя, повышение квалификации, научность, самореализация и самоуправление, демократизм, педагогический такт, интеллигентность.
Национальное самосознание.
знание элементов родной культуры;
положительное отношение к татарскому народу, культуре, тат. языку, традициям;
знание родного языка и общение на нем;
толерантность личности;
этническая самоидентификация.
Общечеловеческие, нравственные качества:
любовь к детям;
уважение личности ученика;
гуманизм, доброта, требовательность.
Личность родителя
Родители – активные участники учебно-воспитательного процесса
Родители – носители справедливости и истины, поддерживающие атмосферу согласия, взаимопонимания, толерантности в семье
Родители – социально-активные личности, благоустраивающие с помощью всей семьи дом, приусадебное хозяйство, территорию села
Родители создают условия для полноценного воспитания детей, бережного отношения к детским способностям и увлечениям
Родители направляют своих детей на путь профессионального совершенствования
Родители обеспечивают духовную связь и родство поколений
Высокий уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом
Родители – живой пример для своих детей в вопросах выполнения семейных обязанностей
Родители – активные участники решения социально-экологических проблем в селе
Родители воспитывают на прогрессивных проверенных веками народных традициях и культуре татарского народа
Родители помогают сделать правильный выбор спутника или спутницы жизни
Родители пропагандируют здоровый образ жизни
13PAGE 15
13PAGE 14915
13PAGE 15
13PAGE 141215
13PAGE 15
13PAGE 142115
Установление соответствия функциональных возможностей ребенка и требования школы
Родителям и классным руководителям о трудностях адаптационного периода
Адаптация в начальной звене школы. Изучение интеллектуальных способностей
Проведение бесед – лекций во время Недель семьи
На классных часах, родительских собраниях мероприятия, направленные на облегчение адаптационного процесса
Переход в среднее звено. Уровень адаптации пятиклассников
Диагностический
минимум
Просветитель-ская работа
Психолого-педагогическая коррекция
Консультативная работа
Рекомендации родителям по устранению недостатков в развитии школьно-необходимых функций
Телефон доверия, индивид. и семейное консультирование по личным вопросам
На школьном собрании родителям о школьной зрелости
Готовность будущих первоклассников к школе
Подростковый кризис
Дети из «группы риска»
Педагогически запущенные дети
Просвещение учащихся о переходном возрасте, подростковом кризисе
Работа с подростками «группы риска». Профилактика по наркомании, алкоголизму
Посещение семей с целью диагностики, коррекции
Проведение бесед-лекций по профессиональной ориентации. Привлечение родителей «День открытых дверей» Использование возможности учебных заведений
Психологическое сопровождение и контроль над детьми семей, оказавшихся в трудном социальном положении
Плановая профориентацион-ная работа 9-х, 10-х, 11 классов
Работа с «одаренными» детьми (определение их творческих запросов, способностей)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915Основной текст с отступомОсновной текст 2Основной текст с отступом 2Основной текстОсновной текст с отступом 3Основной текст 3Нижний колонтитулНомер страницыВерхний колонтитул