Визитная карточка школы с этнокультурным компонентом.
Республиканский конкурс «Лучшая школа с этнокультурным компонентом образования»
25 декабря 2012г.
Визитная карточка школы с этнокультурным компонентом.
Отсутствие собственной культурной ориентации,
слепое следование зарубежным штампам
неизбежно ведут к потере нацией своего лица...
В.В.Путин
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» имеет богатую историю. В 30-ые годы прошлого века в городе Инсаре была образована школа колхозной молодежи. В 1961 году учебное заведение получило статус, восьмилетней. В 2003 стала средней общеобразовательной школой.
Из стен учебного заведения, за годы работы школы, выпущено более четырех тысяч выпускников. Многие из них принесли честь и славу Мордовии, России. Гордостью школы являются выпускники – это прославленные спортсмены: Владимир Потёмин, Игорь Ерохин, Сергей Бакулин, Сергей Кирдяпкин. Я тоже являюсь выпускницей и искренне горжусь успехами и традициями родной школы.
Школа имеет 24 классные комнаты, из них 10 учебных кабинетов, библиотека, медицинский кабинет, мастерские, кабинет логопеда, компьютерный класс, музей, оборудованная столовая, спортивный зал, тренажёрный зал. Оснащенность учебных кабинетов находится на достаточном уровне. В классах имеются компьютеры и мультимедийное оснащение.
Школа находится в центре города. Здесь имеются культурно-просветительные учреждения: Дом культуры, центральная и детская библиотеки, Дом детского творчества, школа искусств, спортивная школа, центр обслуживания ветеранов. Все это помогает решению проблемы организации досуга и нравственного воспитания школьников.
Школа является призёром Республиканского конкурса «Лучшие школы Республики Мордовия». В 2006, 2008 годах учебное заведение становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы. В последние годы учителя школы становятся призёрами республиканских конкурсов педагогического мастерства.
Процессы глобализации с наступающей силой разрушают культуры разных народов, навязываются единые стандарты жизни. В этой связи вопрос духовно-нравственного воспитания детей приобретает особый характер. Воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества является важнейшим условием формирования личности ученика.
Возникает необходимость создания образовательной среды, опирающейся на современные научно-технические достижения, передовой педагогический опыт, современные методики и технологии, реализующие дифференцированный, личностно- ориентированный подход к учащимся.
Разработана программа «Проектирование этнокультурной образовательной среды». Программа рассчитана на 2011—2014 годы представляет собой нормативно-управленческий документ и направлена на развитие в школе этнокультурной образовательной среды для целенаправленного «выхода школы за свои стены». В пространство проектного сотрудничества в условиях поликультурной социально-этнической среды города.
Программа «Проектирование этнокультурной образовательной среды» предусматривает обеспечение устойчивого развития образовательной системы школы до 2014 года.
На первом этапе — диагностическом в 2011—2012 уч. г. — важнейшими направлениями реализации Программы стали:
- выработка понимания и согласования по всем вопросам, входящих в проблематику Программы с внешней поликультурной средой;
- анализ уровня готовности педагогов к реализации инновационных преобразований;
- выработка стратегии управления инновационными преобразованиями.
Практический этап реализации Программы включает
- национально-региональный компонент отражающий социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, географические, культурно-исторические особенности Республики Мордовия. Изучение этих вопросов определено в виде отдельных предметов или реализуется в рамках учебных предметов и составляет 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части УП.
За счет вариативной части национально-регионального компонента школьного компонента добавлены часы на изучение следующих предметов:
Учебные предметы Количество часов Классы
Мордовский язык (Мокшанский) 2 часа 2а,2б,3а,3б,4а,4б
Часы национально-регионального компонента используются для преподавания «Истории и культуры мордовского края» и мокшанского языка.
«История и культура мордовского края» 0,5 часа 5а,5б,6а,7а,7б,8а,8б,9а,9б
Основы религиозных культур и светской этики 0,5 часа 5а,5б
Мокшанский язык 2часа 5а
Практический этап реализации Программы включает
- внедрение технологии этноэкологического проектирования в городской полиэтнической среде (на примере г.Инсара);
- создание сети социальных партнеров в рамках социально-педагогической проектной деятельности школы и оптимизация системы взаимодействия образовательного учреждения с внешней средой.
В настоящее время активно реализуется второй этап. Школа участвует Российских открытых заочных олимпиадах, Всероссийском конкурсе «Познание и творчество». Есть дипломанты, лауреаты. Участие в республиканских конкурсах «Юные исследователи окружающей среды», конкурс «Дерево Земли, на которой я живу», конкурс исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии» даёт весомые результаты. Районные конкурсы «Живи, народная душа!», «Первые шаги в науке», творческий фестиваль «Душа России» это далеко неполный список дел, где участвуют школьники.
Особое место отводится мероприятиям, приуроченным к 1000летию: объединения мордовского народа с народами российского государства. Это участие во II Всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность», республиканском конкурсе «Живи, народная душа». Районные: научно-практическая конференция, конкурс сочинений «Любим Русь», праздник песни «Навеки с Россией». Школьная конференция «Вместе с Россией», выставка национальных костюмов, праздник мордовской кухни и мн. др.
Интересен опыт работы школьного музыкального лектория. Как много открытий делают ребята, когда совместно с учителем готовят встречи («Народа музыкальная душа», «Земля талантами богата»), где поют, рассказывают и делятся сокровенным. Музыкальные лектории приобщают учащихся к истории родного края, повышают интерес к событиям, воспитывают нравственные качества.
Активное участие принимают ребята в исследовательской деятельности: на школьном, районном, республиканском и всероссийских уровнях. Темы некоторые исследований: «Диалог культур народов Мордовии во временном пространстве», «Мордовский народ – носитель национальной культуры», «Семья как носитель культурных ценностей» и мн.др.
Программа предусматривает включение учащихся школы в музыкально-творческую деятельность. Широкую известность в городе и в районе получили вокально-музыкальный ансамбль «Радуга», танцевальный ансамбль «Истоки». Учащиеся являются дипломантами республиканских конкурсов патриотической песни, участниками республиканского форума «Одаренные дети», республиканского фестиваля «Шумбрат! Мордовия!».
Неотъемлемой частью в реализации программы является обогащение и пополнение научно-методической копилки. Это освоение методики работы с применением ИКТ и современных педагогических технологий. Опыт работы по формированию нравственности и этнокультуры учащихся представляется педагогами школы на научно-практических конференциях межрегионального, всероссийского уровнях.
Заключительный обобщающий этап реализации Программы (2013 — 2014 уч. г.) предполагает:
- мониторинг развивающего эффекта этнокультурной образовательной среды;
- экспертную оценку результатов и социальных последствий реализации Программы.
Некоторые аспекты реализации программы определены:
1. Осуществлена профессиональная подготовка педагогов школы в соответствии с заявленной инновационной программой.
2. Улучшены показатели выступления учащихся на районных, городских, всероссийских конференциях, форумах, фестивалях.
И самое главное в образовательной среде школы создаются условия для осознанного выбора, развития толерантного и гражданско-патриотического сознания каждого школьника.