Психолого — педагогический эффект Благоприятная среда
Эффект «благоприятная среда»
Подболотова Надежда Владимировна, учитель начальных классов, ВК
Не секрет, что большую роль в формировании человека, его привычек, способностей, манеры поведения играет среда, которая окружает его. Для развития определённых способностей необходима благоприятная среда.
Настя Г. пришла в школу, обладая слабо развитой речью. Процесс говорения вызывал у неё значительные сложности. Создавалось впечатление, что она просто не хочет говорить. Она невнятно произносила слова, речь её была монотонна, слишком тиха, неразборчива. Слова, произнесённые Настей, с трудом можно было разобрать.
Чтобы побудить девочку к внятному говорению, я просила Настю повторить произнесённое ещё раз более чётко и громко. Это приносило свои плоды, но оставляло желать лучшего.
Когда Настя перешла во второй класс, мне была предоставлена возможность ведения театрального кружка, в который я сразу же пригласила Настю. Девочка согласилась и с удовольствием стала посещать кружок. Во время занятий дети учились выразительно читать стихи и прозу, разыгрывали сценки. В кружке царила атмосфера творчества и здоровой конкуренции. Настя увлечённо, с большим старанием участвовала во всех видах деятельности. Речь её от занятия к занятию становилась разборчивее, выразительнее. Настя просила при разыгрывании сценок дать ей роли, содержащие большое количество слов, требующие громкого выразительного говорения. Ей хотелось быть наравне с теми ребятами, у которых театральное мастерство проявлялось на высоком уровне. И она справлялась!
Девочка «разговорилась»! Она теперь всегда старается произносить слова чётко и громко. Делает это так, словно сама наслаждается возможностью говорить. Это произошло благодаря той благоприятной среде, в которой оказалась Настя во время посещения театрального кружка.
Очевидно, что благоприятная для развития речи среда, созданная вокруг Насти Г. явилась тем психолого – педагогическим эффектом, который оказал воздействие на развитие речи девочки.