Конспект урока по русскому языку Тема: Текст. Связь предложений в тексте (2 класс)


Тема: Текст. Связь предложений в тексте


Дидактическая цель: Создание условий для формирования новых знаний

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Задачи урока:

Образовательные:
Познакомить с понятием «текст».
Формирование умения отличать текст от набора предложений.

Воспитательные:
Формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:
Формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Методы обучения :
наглядный
частично-поисковый;
практический;
проблемный;
словесный

Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная


Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Ход урока.

I. Орг.момент.
-Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Актуализация знаний.
1.) - Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

- Ну что же, начнем работу. Запишем число.

2.) Чистописание:
а) -Что записано на доске? ( ри, ца, ку, ба.ка,со,чк,тух,пе)
- Вы согласны с ответом, что это все – слоги?
- Почему сочетание чк нельзя назвать слогом? (слог состоит из одной гласной, или одной гласной и одной или несколько согласных)
- А сочетание чк – это орфограмма? Как пишется сочетание чк?
-Запишите эти слоги в тетрадь.
б) -Составьте из этих слогов слова. (названия домашних животных)
Курица, петух, собака.( слайд №1)
- Какое слово лишнее? Почему?
в) -Составьте и запишите предложение со словом «собака».

III. Первичное усвоение новых знаний.
-Докажите, что это предложение, а не набор слов. Что такое предложение? (группа слов, связанных по смыслу). Для чего нужны предложения? (для выражения мыслей, чувств, для общения)
-Давайте попробуем составить продолжение к этому предложению. Что получилось? (рассказ) Можно ли сказать, что мы составили текст? А что такое текст?
-Как вы думаете, как звучит наша тема урока? Что же мы будем делать на уроке?
это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль. Тексты бывают повествовательные, описательные и тексты-рассуждения.
3.) Посмотрите на слайд. ( слайд №2)
Какая запись является текстом и почему?

1.Собака- домашнее животное. Она часто приходит человеку на помощь. Были случаи, когда собака спасала хозяину жизнь. Ее называют другом человека.

2. У мальчика была собака. Ирина смотрела телевизор. Клубника вкусная ягода. Дождь лил с утра.

3. Выпал первый снег он был такой белый и пушистый все радовались первому снегу (слайд №3)

-А вы знаете такие случаи, когда собака приходила человеку на помощь?

Записать текст с комментированием.

Физминутка

IV. Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа по учебнику. Упражнение 182.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Связаны ли эти предложения по смыслу?
- Найдите и подчеркните предложение из одного слова.
Проверка.

V. Первичное закрепление.

Работа в группах.

Составить из слов предложение. (работать по рядам)

1 ряд 1 парта Заяц живет в лесу.
1 ряд 2 парта Он спит под кустом.
1 ряд 3 парта Зимой у зайца мало еды. (слайд №4)

- Сколько предложений вы составили?
- Связаны ли они между собой по смыслу?
- Что же у вас получилось?
- О чем он?

Физминутка

2 ряд 1 парта Мы ученики второго класса.
2 ряд 2 парта В нашем классе 5 человек.
2 ряд 3 парта У нас дружный класс. (слайд №5)


3 ряд 1 парта Зимой медведь спит.
3 ряд 2 парта Курица снесла яйцо.
3 ряд 3 парта Собака сидит у ворот. (слайд №6)

Давайте еще раз скажем что такое текст.
-Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль. (слайд №7)

VI. Информация о домашнем задании.
Инструктаж по его выполнению.

- Что вам нужно будет сделать дома?
- Прочитайте первое предложение.(второе,)
- Связаны ли эти предложения по смыслу?
- Можем ли мы сказать что это текст?
- Что такое текст?

VII. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А что нового вы теперь знаете?
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.


15