Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 35 часов). На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6 классе реализуется базисный уровень с элементами продвинутого. Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции. Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. В связи с сокращением курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» с 68ч до 35ч, лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков, проводятся фронтально и оцениваются по усмотрению учителя. 3лабораторные работы выполняются полностью, индивидуально, по инструктивным карточкам и подлежат оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Биология: 6 класс: Рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – 2-изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 64с.;ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Анализ предлагаемых в тексте определений, а также самостоятельное формулирование учащимися определений терминов проводятся по схеме, предлагаемой в приложении №1. Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового, с элементами продвинутого, уровня.
Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ВВЕДЕНИЕ
2 часа

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
2 часа

ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
9 часов

ОСНОВНЫЕ ПРЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
7 часов

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ
7 часов

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
2 часа

БАКТЕРИИ
2 часа

ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ
3 часа

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
1 час

Итого
35 часов


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;ил. а также методических пособий для учителя:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;
Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
дополнительной литературы для учителя:
А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.
Интернет-ресурсы.
 

Умения познавательной компетентности учащихся класса:
Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
 Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся класса:
Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.
Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
Делают сообщения объемом 2-3 листа.






Требования к уровню подготовки В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен Знать/понимать
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Красноярского края; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Красноярском крае;
изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Красноярского края;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Волгоградской области.
Условные обозначения: Курсивом в графе «Элементы содержания» выделены основные понятия соответствующей темы урока. Знаком * отмечены дополнительные элементы содержания (предъявляются учащимся на выбор). Значками Р, П, Ч-п, Т обозначены уровни освоения материала: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, творческий (соответственно). В планируемых результатах обозначено формирование предполагаемых компетенций:
коммуникативной *;
рефлексивной -;
личностного саморазвития ^;
ценностно-ориентационной ;
смыслопоисковой ¦;
профессионально-трудового выбора >.
УМК:
1)Пономарева И.Н. Биология : 6 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;
2) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
3) И.Н. Пономарёва, О,А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.



15