Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание 25.
ЗАДАНИЕ 25 Автор – учитель русского языка и литературыМОУ Дмитровская СОШ № 9Русак Инна Николаевна 12 критериев.Максимальное количество баллов – 24.Ваша задача – написать сочинение, в котором вы не просто излагаете свои мысли, возникшие у вас после прочтения текста. Вы пишете сочинение, в котором вы должны: «в той или иной форме» в любой из частей сочинения верно сформулировать 1 из проблем исходного текста! ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который рассматривает автор (та сторона действительности, которая ОСОБЕННО интересует автора).В тексте может быть не одна, а несколько проблем!Но ОСНОВНАЯ та, по которой ОТЧЕТЛИВО заявленаАВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ! КРАТКО И ТОЧНО назвать вопросы, которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.ПРОБЛЕМЫ:философские;социальные;политические;научные;экологические;нравственно-этические… Существует 2 наиболее распространенных способа формулирования проблем.ВАРИАНТ 1: формулировка проблемы текста В ВИДЕ ВОПРОСА.Этот способ УНИВЕРСАЛЕН: он подходит к любому тексту!ВАРИАНТ 2: формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос».ЗАПОМНИМ: проблема чего? (Р.п.)вопрос о чем? (П.п.) КЛИШЕ – это органическая ЕДИНИЦА любого языка.Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определенных ситуациях.Еще Л.В.Щерба отмечал, что «… наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные…» «В системе современного литературного русского языка СЛОВА, по большей части, функционируют НЕ как ПРОИЗВОЛЬНО и НЕОЖИДАННО сталкиваемые и сцепляемые отдельные компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. БОЛЬШИНСТВО людей говорит и пишет с ПОМОЩЬЮ ГОТОВЫХ ФОРМУЛ, КЛИШЕ…» (В.В.Виноградов) В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?)В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)Проблема (чего? какая?), поставленная (рассматриваемая) автором в данном тексте, звучит уже в самом его названии.В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос: о чем? В тексте затрагивается также проблема: чего? Проблема (какая?) - Проблема (чего?) - Автор заставляет читателя (что делать?) - злободневная совести глубоко задуматься актуальная экологии серьезнее относиться к острая нравственного выбора оценить собственную позицию важная воспитания по-иному посмотреть серьезная интеллигентности переосмыслить основная назначения лучше понять себя научная искусства поделиться мыслями назревшая добра и зла с горечью понять наболевшая нравственной прочности оценить истинный масштаб до боли знакомая духовного совершенства общественно значимая приобщения к чтению главная памяти рассматриваетисследуетанализируетформулируетизлагаетвыдвигаеткасается (чего?)затрагиваетподробно останавливается на проблеме (чего?)мучительно размышляет над проблемой (чего?) Грамотная формулировка проблемы текста очень важна.Ведь это начало вашего сочинения.Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса подходит для любого текста. Она универсальна! В экзаменационном тексте чаще всего бывает не ОДНА, а несколько проблем. Самое разумное – выделить ГЛАВНУЮ проблему.Как это сделать?Подсказкой для вас здесь может служить АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ.Если вы затрудняетесь с определением основной проблемы, найдите в тексте авторскую позицию. Задайте себе вопросы: ради чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать читателям?Авторская позиция и есть, как правило, ответ на главную проблему текста. ВНИМАНИЕ! Что такое комментарий?Запомните: это НЕ ПЕРЕСКАЗ текста!Читая ваш комментарий, эксперты проверяют не только ваше умение строить связное монологическое высказывание, но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста, увидели ли АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ. КОММЕНТАРИЙ БАЛЛЫ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел НЕ МЕНЕЕ 2 ПРИМЕРОВ из текста, важных для понимания проблемы. ФАКТИЧЕСКИХ ошибок нет. 3 Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел 1 ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА, важный для понимания проблемы. ФАКТИЧЕСКИХ ошибок нет. 2 Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, НО экзаменуемый не привел НИ ОДНОГО ПРИМЕРА,ИЛИв комментарии допущена 1 ФАКТИЧЕСКАЯ ошибка, связанная с пониманием проблемы. 1 Проблема не прокомментирована,ИЛИ прокомментирована без опоры на исходный текст,ИЛИ в комментарии допущено более 1 фактической ошибки,ИЛИ прокомментирована другая, не сформулированная проблема,ИЛИ дан простой пересказ текста,ИЛИ цитируется большой фрагмент исходного текста 0 При ТЕКСТУАЛЬНОМ комментарии учащийся объясняет текст, КАК БЫ СЛЕДУЯ ЗА АВТОРОМ в раскрытии проблемы.ОТСТУПЛЕНИЕ: следует признать, что комментарий текста – работа достаточно сложная. Для того чтобы прокомментировать, надо сначала ПОНЯТЬ ЧУЖОЙ ТЕКСТ! А понимание оригинального текста требует сложнейшей умственной переработки поступающей текстовой информации…В одних случаях на уровне «ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ» происходит взаимопонимание, в других случаях - такое взаимопонимание происходит лишь частично (или – крайний случай – вообще не происходит…) Осмысление художественного текста – работа особая…«Подтекстовая» информация (авторский глубинный смысл высказывания) не обозначена прямо словами: ОНА ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ.Не удивительно, что подтекст одного и того же произведения может восприниматься разными читателями по-разному, постижение текста носит личностный характер.ИТАК, всякий комментарий чужого текста в определенной степени субъективен. Не пугайтесь, однако.Во-первых, эксперт осведомлен, что в школе вы не изучаете законы риторики…Во-вторых, эксперт и не ждет от вас комплексного анализа всего текста!ВАША ЗАДАЧА – прокомментировать только сформулированную вами проблему исходного текста.Задайте вопросы: что делает автор текста, предлагая на обсуждение ту или иную проблему?- На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего свое внимание?- Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет…)?- ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЖИТЕ ЭТИ АСПЕКТЫ! Если сможете, укажите, как это делает автор (просто описывает, прибегает к антитезе, строит текст на взаимодействии текста и подтекста…)ТОЛЬКО НЕ СБЕЙТЕСЬ НА ПЕРЕСКАЗ!Ваша задача при составлении текстуального комментария как раз и состоит в том, чтобы «не истолковать» «как-нибудь не так»! Постарайтесь с наибольшей степенью адекватности понять авторскую мысль по основной проблеме текста. 2. При концептуальном комментарии учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Все зависит от вашего жизненного опыта, начитанности, зрелости суждений, эрудиции…Чаще всего в концептуальном комментарии пишут: об актуальности проблемы; приводят (если знают, конечно) различные мнения по заявленной автором проблеме…Не следует, конечно, забывать, что оба вида комментария должны обязательно ОПИРАТЬСЯ НА ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ! Чем отличается комментарий от пересказа?Пересказывая, вы передаете содержание текста.В ТЕКСТУАЛЬНОМ комментарии вы акцентируете свое внимание только на ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА и говорите о том, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР. Вы как бы следите за ходом авторской мысли.ВАША ЗАДАЧА - как можно ближе (по отношению к авторскому замыслу) понять проблему, увидеть различные аспекты этой проблемы и изложить их. Ваше внимание акцентируется на ДЕЙСТВИЯХ АВТОРА.Лексико-грамматические средства «с одной стороны». «с другой стороны», «в то же время»… не только являются средством связи в нашем тексте, но и позволяют вам «высветить», обозначить, прокомментировать различные аспекты названной проблемы.ИТАК,мы не пересказываем текст; не говорим об авторской позиции по проблеме;не высказываем своего отношения к этой проблеме;избегаем чрезмерного цитирования. Своего рода «подсказку» мы можем найти в предложенном для выполнения задания 24 фрагменте РЕЦЕНЗИИ, составленной на основе предложенного текста.Внимательно прочитайте фрагмент РЕЦЕНЗИИ!И хотя в нем рассматриваются именно языковые особенности текста, термины, очень часто можно «увидеть» и проблему текста, и небольшой комментарий, и даже авторское отношение. Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)Рассматривая проблему, автор обращает внимание читателя на…Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…Это одна из самых острых (злободневных, важных…) проблем нашего времени. Что значит «сформулировать» авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст? АВТОР МОЖЕТ: положительно относиться к изображаемому;отрицательно (осуждающе, саркастически);неоднозначно;двойственно;скептически;иронически (с юмором).АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ может быть выражена в тексте или ПРЯМО (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателя; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…),или КОСВЕННО (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали…) Как правило, мы без труда понимаем, что хотел сказать пишущий. Авторскую идею нам часто помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки…Очень часто свое отношение автор передает через пейзаж, интерьер…Авторское отношение к изображаемому помогают нам понять также изобразительно-выразительные средства языка и модальный план текста в целом (оценочная лексика, риторические вопросы, восклицания, порядок слов…) Автор считает (полагает, утверждает), что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Автор заставляет читателя задуматься над…Автор осуждает…Автор разделяет мнение…Автор обвиняет…Автор доказывает, отстаивает…Автор призывает к…, так как убежден в том, что…Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции…Позиция автора по затронутым вопросам очевидна… Вы формулируете АВТОРСКУЮ (не свою!) позицию.Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!Не путайте АВТОРА ТЕКСТА (автора-рассказчика) иГЕРОЯ ТЕКСТА (героя-рассказчика).Помните, что речь от 1-го лица в художественном тексте обычно принадлежит герою-рассказчику.Не путайте его с автором текста.Позиции героя текста и автора текста МОГУТ И НЕ СОВПАДАТЬ. АРГУМЕНТАЦИЯ – приведение доказательств!Поэтому дальнейшая работа над заданием 25 представляет собой создание текста-рассуждения:ТЕЗИС (ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; желательно передать не только свое согласие/несогласие с автором, но и свои эмоции по поводу авторской позиции);АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства – 2 примера);ВЫВОД.СОВЕТ: чтобы получить максимальный балл по критерию К4 (чтобы не вызывать «лишних», дополнительных вопросов у эксперта), формулируйте свою позицию ЧЕТКО И ПРЯМО!Задайте себе вопрос: почему я согласен (не согласен) с автором? И ответьте четко и прямо! АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ БАЛЛЫ … привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы 3 … привел не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт, ИЛИпривел только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2 … аргументировал (привел 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1 …но не привел аргументы,ИЛИмнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),ИЛИмнение экзаменуемого не отражено в работе 0 Ваша аргументация должна не только соотноситься с проблематикой исходного текста, но и быть созвучной авторской позиции!Следите за тем, чтобы эта часть работы НЕ ПОВТОРЯЛА в сочинении ваш комментарий (речь идет о случаях, когда вы выбираете концептуальный комментарий). С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться…Нельзя не согласиться с мнением автора. Хочется подчеркнуть…Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…Я разделяю позицию автора. Потому что, во-первых,…Я согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых,…Я полагаю, что…Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, без сомнения),…Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…Размышляя над позицией автора, хочется отметить…Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)…Приведем пример…С одной стороны, с другой стороны, наконец…Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…Ярчайшими примерами могут служить не только…, но и … ИТАК, все сочинение должно быть подчинено единому коммуникативному замыслу (эксперт должен четко «улавливать»: о чем мы пишем и для чего).В сочинении НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ логических ошибок, нарушения абзацного членения.Как правило, основными композиционными частями текста любого сочинения являются: ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ При написании вступления ПОМНИТЕ, что оно не должно быть ни формальным, ни затянутым, ни скомканным. Оно должно быть максимально приближено к проблематике текста! Если трудно составить «специальное» вступление, если от волнения ничего не приходит в голову, откажитесь вообще от него: сформулированная вами проблема исходного текста и будет вступлением вашего сочинения (не забудьте только выделить это «вступление» в отдельный абзац)! Должно быть в тексте обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции. Это своего рода последний «аккорд» вашей творческой работы. Поэтому, чтобы произвести на эксперта достойное впечатление, продумайте заключение заранее, чтобы из-за недостатка времени не «скомкать» его и получить высший балл по критерию К5. В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)В заключении сочинения хочется добавить…В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)Особо следует выделить (отметить, сказать, подчеркнуть…)Обобщая сказанное, можно сделать вывод…Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…) Нет плавного перехода от одной микротемы к другой.Отсутствие деления на абзацы (или наоборот – неоправданное выделение нескольких (2 - 3) предложений в отдельный абзац) в основной части сочинения.СКОЛЬКО АБЗАЦЕВ? Сочинение должно быть классически трехчастным: вступление; основная часть (ее желательно разделить на абзацы - микротемы!); заключение. (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) Проблема текста Позиция автора Моя позиция и аргументация Основная проблема: проблема лени. Автор хотел:осудить своего героя;заставить читателя серьезно задуматься над этой проблемой, оценить ее губительные последствия. Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять ее просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни. Проблема лени касается каждого из нас. И от меня «сегодняшнего», моего сегодняшнего образа жизни, моей сегодняшней борьбы с леностью, праздностью зависит мое будущее (кем я стану…)Какие я могу привести аргументы?из литературы (Обломов, Ионыч)жизненный финал – нравственное падение личности…Вывод: всем нам нужно помнить предостережение, чтобы не стать современными Ионычами… К 6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи,или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0 К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок НЕТ (или 1 негрубая ошибка) 3 допущено не более 2 ошибок 2 допущено 3 - 4 ошибки 1 допущено более 4 ошибок 0 К 8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок НЕТ (или допущена 1 негрубая ошибка) 3 допущено 1 – 3 ошибки 2 допущено 4 – 5 ошибок 1 допущено более 5 ошибок 0 К 9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущено 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2-х ошибок 0 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущено 2 – 3 ошибки 1 допущено более 3-х ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 - К12) 24 Успехов!