Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий в привязке к учебнику В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко для 7 класса Биология издательство Вентана Граф)
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий «в привязке» к учебнику В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко для 7 класса «Биология» (издательство «Вентана Граф»)
Условные обозначения: познавательные УУД-П, регулятивные УУД-Р, коммуникативные УУД-К
Тема урока Формирование УУД Задание
1.Зоология- как наука 1.Нахождение в тексте нужной информации (П).
2.Выделение главного, существенных признаков понятий (П).
3.Извлечение ИНФ из рисунка, строить речевое высказывание в устной форме (П). *Отыскать в тексте п.1 учебника используемые в биологии термины.
*Что изучает комплексная наука зоология? Назовите науки, входящие в ее состав?
*Используя рисунок 4 с. 8 в учебнике, составьте рассказ «Значение животных»
2.Общая характеристика Простейших
1.Высказывание и аргументация своего мнения (К)
2.Перекодировка информации из рисунка в табличную форму (П).
3.Нахождение в тексте п.9 нужной информации (П). *Откуда человек получает знания об окружающем мире?
*Рассмотрите рис.20 с.35 в учебнике. Заполните таблицу «Органоиды Амеба протей и ее функции» (Органоид, функция)
*Дайте определение понятий: «органоиды движения», «базальное тельце», «клеточный рот», «красный глазок», «автотрофное питание», «гетеротрофное питание».
*Сделайте вывод из сравнения, что инфузория имеет более сложное строение, чем саркодовые и жгутиконосцы.
3. Многообразие и значение простейших 1.Работа с рис.34 с.48. Перевод информации из схематической формы в словесную (П).
2.Перекодировка текстовой ИНФ в табличную форму (П).
3.Структурирование текста (П). *Составьте рассказ о развитии малярийного плазмодия по схеме рис.34 с.48.
*По тексту п.8,9,10,11 создать таблицу «Основные группы одноклеточных животных» (тип, класс, представители, характерные особенности, среда обитания).
*Заполните пропуски в тексте. (Приложение 1)
4. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные 1.Перекодировка текстовой информации в табличную форму (П). * Используя текст учебника, составьте схему классификации губок. Найдите отличия в характеристике классов губок.
(Приложение 2)
5. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. 1.Работа с текстом п.12, 13. Перевод текстовой информации в схематическую (П).
2.Умение оформлять свои мысли в устной речи (П).
3.Умение анализировать, сравнивать различные признаки представителей разных групп (П). *Пользуясь материалами п. составьте схему. Приведите примеры, укажите значение кишечнополостных в природе. (Приложение 3).
*Подготовьте устный рассказ, используя рис.43, 44, 45 основные отличительные признаки гидроидных, коралловых полипов и сцифоидных медуз.
*Установите соответствии выпишите номера признаков представителей разных групп кишечнополостных. (Приложение 4)
6.Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви
1.Работа с текстом п.14. Перевод текстовой информации в схематическую (П).
2.Извлечение информации из рисунка (П).
3.Нахождение в тексте нужной информации (П).
4.Выяснение причинно-следственных связей (П).
*По п.14 и задание 2 с. 47 в рабочей тетради создайте схему «Названия органов и систем органов планарии»
*Рассмотрите в учебнике рис.54
с. 68. Объясните жизненный цикл печеночного сосальщика.
*По п.16 рис.57 заполнить таблицу «Пути заражения человеческой аскаридой и меры борьбы с ней» (Вид, пути заражения, поражаемые органы человека, меры борьбы и профилактика) (Приложение 5)
*Свиного и бычьего цепней иначе называют солитерами, что в переводе с французского означает «одинокий». Предположите какая биологическая особенность этих плоских червей послужила причиной такого названия.
7. Тип Кольчатые черви. 1.Работа с текстом п.17 и рис.61. Извлечение информации.
2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р) *Используя учебник п.17 рис.61, заполните таблицу «Строение и функции систем органов многощетинковых червей» (система органов, органы, входящие в систему, функции системы органов). Сделайте вывод об усложнении строения многощетинковых кольчатых червей. (Приложение 6)
*Выполнить лабораторную работу по плану инструктивной карточки (с.81, 83) и оформить ее результаты в рабочей тетради з.1, з.3 с.59-61.
8. Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие
1.Ориентироваться в учебных текстах, отбирая необходимую информацию (П).
2.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р).
3.Схематическое изображение моллюсков (П). *Используя текст учебника п.19, с.88 сформулируйте и запишите определения (мантийная полость, сердце, кровеносная система). Дайте их краткую характеристику. (Приложение 7)
*Пользуясь учебником, определите различия в строении и функционировании систем кровообращения у кольчатых червей и моллюсков.
*Зарисуйте в тетради з.3 с.72 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
9. Тип Иглокожие. 1.Нахождение в тексте нужной информации (П). *Какие животные, кроме иглокожих, имеют лучевую симметрию? Назовите их. (класс Гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы типа Кишечнополостные)
*Желудок каких иглокожих имеет ротовое отверстие и обволакивает добычу? (морские звезды имеют ротовое отверстие на нижней части тела. Их желудок может выворачиваться через отверстие и обволакивает добычу)*Какие виды иглокожих проявляют заботу о потомстве и вынашивают икру и молодь на своем теле? (у морских ежей отдельных видов может наблюдаться забота о потомстве, они вынашивают икру на своем теле).
10. Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
1.Нахождение в тексте п. 23 нужной информации. (П).
2.Перекодировка ИНФ в схематическую. (П).
3.Работа с рисунками, извлечение информации из рисунка, развитие устной речи. (П). *Заполните таблицу «Приспособленность речного рака к водному образу жизни» (части тела и органы, приспособления к образу жизни). Сделайте вывод о приспособленности речного рака к водной среде. (Приложение 8)
*Заполните в тетради схему «Ракообразные», вписав в нее названия животных. (Приложение 9)
*Рассмотрите рис.89, с.113 учебника. В рабочей тетради раскрасьте внутренние органы паука-крестовика (Желтым цветом-органы нервной системы, зеленым-органы пищеварения, черным-половые органы, голубым-органы дыхания, красным-органы кровеносной системы, коричневым-ядовитую железу) и подпишите их названия.
Обоснуйте вывод о более сложной внутренней организации паукообразных по сравнению с кольчатыми червями.
11. Тип Членистоногие. Класс Насекомые
1.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р).
2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р).
3.Оценка ответов одноклассников (взаимоконтроль) (К). *Пользуясь учебником п.25, составьте план-конспект по теме «Общая характеристика и внешнее строение насекомых»
*Выполните Л.Р. по инструктивной карточке с. 118 учебника, з.2 с.87 в тетради и оформите ее результаты. Заполните таблицу «Особенности строения насекомых» (признак, особенности строения, функции).
(Приложение 10)
*Установите соответствие и выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития. Задание 3 с. 92 в рабочей тетради. (Приложение 11) Проверьте работу соседа по парте, пользуясь учебником. Поставьте отметку, учитывая, что «5» можно поставить, если нет ни одной ошибки., «4» - если есть одна или две ошибки, «3» - три или четыре ошибки, если допущено пять и более ошибок, следует ставить «2».
12. Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. 1.Умение работать в составе творческих групп (Р).
2.Умение классифицировать объекты по признаку (П).
3.Развитие навыков самооценки и самоанализа (К). *Подготовка и обсуждение сообщений учащихся «Вредители с/х культур», «Общественные насекомые: пчелы и муравьи», «Разнообразие членистоногих родного края»
*Заполните таблицу «Особенности внешнего строения членистоногих» (Внешнее строение, ракообразные, паукообразные, насекомые). (Приложение 12)
*Вам необходимо показать, что вы умеете быть внимательным слушателем. Как вы должны себя вести, т. е. что вы должны делать? И чего делать не должны?
13. Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. 1.Умение выделять главное в тексте, извлечение ИНФ из рисунка. (П).
2.Умение давать определения понятиям. (П).
3.Работа с текстом п.29. Перевод текстовой информации в схематическую (П). *Прочитайте текст п.29, рассмотрите рис.108 и 109 с. 138 учебника, расскажите об особенностях внутреннего строения хордовых животных.
*Пользуясь учебником, сформулируйте определения хорда, нервная система, кровеносная система.
*По тексту п.29 создайте схему «Тип Хордовые» (Приложение 13)
14. Классы рыб: Хрящевые, Костные
1.Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р).
2.Перекодировка информации из текстовой формы в табличную (П).
3.Построение модели рыбы. (П). *Выполнение л. р. по инструктивной карточке на с.143 учебника.
*Заполните таблицу «Внешнее строение рыбы» (Признак, особенности строения) (Приложение 14)
*Зарисуйте рисунок рыбы в тетради, обозначьте части тела. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.
15. Основные систематические группы рыб. 1.Работа с текстом п.33. Перевод текстовой информации в схематическую (П).
2.Умение анализировать о объяснять. (П).
3.Творческая работа (формирование мыслительно-речевых умений) (П) *По тексту п.33 создайте схему «Основные систематические группы рыб» (Приложение 15)
*Выясните признаки сходства костных и хрящевых рыб.
*Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию о рыболовстве как важной отрасли хозяйства.
16. Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. 1.Работа с рисунками, извлечение информации из рисунка, развитие устной речи (П).
2.Выяснение последовательности событий (П). *Рассмотрите рис. 126,127, 128 на с.162,164, 165 учебника и ответьте на вопросы:
Установите взаимосвязь строения кожи и особенностей жизнедеятельности земноводных.
Выявите черты сходства и различия у земноводных и костных рыб в строении скелетов головы и туловища.
*Рассмотрите карточку с рис. «Внутренние органы земноводных». Раскрасьте внутренние органы лягушки (красным цветом – органы кровеносной системы, зеленым – органы пищеварительной системы, голубым – органы дыхания, желтым – органы нервной системы) и подпишите их названия. Обоснуйте вывод об усложнении строения амфибий.
17. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение 1.Выделение главного. (П).
2.Перекодировка информации из словесной формы в табличную (П). *Выскажите предположение, почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
Обоснуйте ответ на вопрос «Может ли ящерица дышать кожей»?
*Заполните таблицу «Сравнительная характеристика земноводных и пресмыкающихся»
(сравнительный признак, класс: земноводные, пресмыкающиеся).
Сделать вывод об усложнении строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными. (Приложение 16)
18. Класс Птицы. 1.Построение модели птицы. (П).
2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале (Р)
3.Оценка ответов одноклассников (взаимоконтроль) (К). *Рассмотрите рисунок 151 в учебнике и ответьте на вопросы: Как устроены покровы птиц?
Как устроены покровы рептилий?
Какие особенности строения птиц связаны с их приспособленностью к полету?
*Выполнение Л. Р. по инструктивной карточке с. 198, п.43 и оформление ее результатов.
*Пользуясь учебником, допишите определения. (насиживание, кочевки, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы).
Проверьте работу соседа по парте, пользуясь учебником. Поставьте отметку, учитывая, что «5» можно поставить, если нет ни одной ошибки., «4» - если есть одна или две ошибки, «3» - три или четыре ошибки, если допущено пять и более ошибок, следует ставить «2».
19. Многообразие птиц. 1.Перекодировка текстовой информации в схематическую (П)
2.Работать с текстовым компонентом. Отвечать на вопросы, используя информацию, заданную в тексте. Владеть письменной речью (П).
3.Выявление существенных признаков. (П). *Завершите схему «Экологические группы птиц» (по местам обитания, по местам гнездования, по типу питания)
*Выполните задания с использованием приведенного ниже текста.
Профессор Г. П. Дементьев описал эксперимент известного соколиного охотника Эйтермозера, Десять своих соколов Эйтермозер стал напускать но ворон. Добытых ворон внимательно осмотрели: 55 из 100 явно неважно себя чувствовали до того, как попали в когти к соколам. В той же местности без помощи соколов добыли 100 ворон. Из них больными были 22 вороны. Какой вывод можно сделать, анализируя полученные данные? Обоснуйте свое мнение.
*Выпишите номера правильных суждений. (Приложение 17)
20. Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. 1.Умение выделять главное в тексте, извлечение информации из рисунка (П)
2.Умение анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале (Р)
3.Перевод информации из текстовой в табличную. (П) *Прочитайте текст, рассмотрите рис. 185 на с. 230.
Какие особенности внешнего строения отличают млекопитающих от других животных?
Какие признаки в организации млекопитающих позволяют считать их эволюционно высокоразвитыми животными?
Каковы преимущества и недостатки теплокровности по сравнению с холоднокровностью?
*Выполнить Л. Р. по инструктивной карточке на с.234 учебника.
Заполните таблицу «Особенности размножения и развития зародыша у позвоночных» (сравниваемый признак, группы позвоночных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)). Сделайте вывод об усложнении организации млекопитающих. (Приложение 18)
21. Экологические группы млекопитающих 1.Перевод информации из текстовой в табличную (П)
2.Анализировать содержание понятия на основе известных характерных признаков. Заполните таблицу «Основные экологические группы млекопитающих» (экологическая группа, основные черты, представители). (Приложение 19)
*Перечислите приспособления к образу жизни, которые развились у роющих млекопитающих. Назовите представителей роющих млекопитающих.
Объясните, почему у многих водных млекопитающих не развиты ушные раковины.
Объясните, каким образом киты, моржи и тюлени, находящиеся в ледяной воде, постоянно сохраняют высокую температуру тела (до 40 градусов).
22. Значение млекопитающих в природе и жизни человека 1.Перекодировка информации из текстовой формы в схематическую (П).
2.Перекодировка информации из текстовой в табличную форму. (П).
3.Анализировать содержание понятия на основе известных характерных признаков. *Заполните схему «Крупный рогатый скот. (Приложение 20)
*Используя информационные ресурсы, заполните таблицу. «Основные направления животноводства» (направление животноводства, получаемая продукция, породы млекопитающих, разводимые в нашем регионе) (Приложение 21)
*Заполните пропуски в тексте. (Приложение 22)
23. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Обобщение знаний по теме Хордовые. 1. Умение анализировать, сравнивать различные признаки представителей разных групп (П).
2.Перекодировка информации из текстовой формы в табличную (П).
3. Анализировать содержание понятия на основе известных характерных признаков. *Выпишите номера правильных утверждений. (Приложение 23)
*Пользуясь учебником и дополнительной литературой, заполните таблицу. «Приспособленность млекопитающих к среде обитания» (вид, среда обитания, приспособления: к добыванию пищи, к защите от врагов, к климатическим условиям). (Приложение 24)
*Перечислите приспособления к образу жизни, которые развились у роющих млекопитающих. Назовите представителей роющих млекопитающих.
24. Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных
1.Перекодировка информации из текстовой в табличную (П).
2.* Заполните таблицу «Особенности строения опорно-двигательной системы животных»
(Приложение 25)
25. Органы дыхания и газообмен
26. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 27. Кровеносная система. Кровь 28. Органы выделения 29. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма
30. Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
31. Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных 1. 32. Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды 33. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу. Приложение №1
Заполните пропуски в тексте.
Инфузория-туфелька, амеба протей и эвглена зелёная-представители разных -----------------и -------------------- . Амеба протей относится к типу_____________, инфузория-туфелька-к типу_____________, а эвглена зеленая-к _______________ .Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают _____________. Они занимают _____________
положение между _____________________, так как способны, используя энергию ______,
образовывать ___________________ а также могут, как и другие животные, питаться ____
веществами.
Приложение №2
Используя текст учебника, составьте схему классификации губок. Найдите отличия в характеристике классов губок.
Приложение №3
Пользуясь материалом параграфа, завершите схему. Приведите примеры, укажите значение кишечнополостных в природе.
Тип КишечнополостныеКласс_____________________ Класс____________________ Класс__________________
Представители_____________ Представители____________ Представители__________
Значение в природе:____________________________________________________________
Приложение №4
Сцифоидные__________________________________________________________________
Гидроидные___________________________________________________________________
Коралловые полипы____________________________________________________________
Признаки
Плавающие хищники.
Имеют два слоя клеток.
Имеют стрекательные клетки.
Развиваются без личиночной стадии.
Стадия полипа кратковременна по сравнению со взрослой формой.
В развитии проходят стадии личинки и полипа.
Имеют лучевую симметрию.
Новые особи развиваются в кишечной полости.
Ведут прикрепленный образ жизни.
Рот окружен щупальцами.
Имеют разветвленные пищеварительные каналы.
Приложение №5
Пути заражения человеческой аскаридой и меры борьбы с ней.
Вид Пути заражения Поражаемые органы человека Меры борьбы и профилактика
Человеческая аскарида.
Приложение №6
Строение и функции систем органов многощетинковых кольчатых червей.
Система органов
Органы, входящие в систему Функции системы органов
Пищеварительная Кровеносная Выделительная Нервная Приложение №7
Используя учебник, сформулируйте и запишите определения. Дайте их краткую характеристику.
Мантийная полость_____________________________________________________________
Сердце______________________________________________________________________
Кровеносная система___________________________________________________________
Приложение №8
Заполните таблицу: «Приспособленность речного рака к водному образу жизни». Сделайте вывод о приспособленности речного рака к водной среде.
Части тела и органы Приспособления к образу жизни
Покров тела:
*прочность
*окраска Части тела, обеспечивающие передвижение:
*по дну
*в толще воды Органы чувств
Органы дыхания Приложение №9
Заполните схему, вписав в нее названия животных.
Ракообразные
Свободноживущие Паразиты
________________ _________________
Водные обитатели Обитатели суши
________________ _________________
Приложение №10
Заполните таблицу «Особенности строения насекомых»
Признак Особенности строения Функции
Покровы Размер тела Отделы тела Отделы головы Органы груди Органы брюшка Приложение №11
Установите соответствие и выпишите номера названий насекомых с их типом развития.
Развитие с неполным превращением______________________________________________
Развитие с полным превращением________________________________________________
Названия насекомых
Жук – плавунец.
Медоносная пчела.
Комар – пискун.
Стрекоза – коромысло.
Бабочка – крапивница.
Зеленый кузнечик.
Саранча.
Приложение №12
Заполните таблицу: «Особенности внешнего строения членистоногих»
Внешнее строение Класс Ракообразные
Представитель-речной рак Паукообразные
Представитель-
паук-крестовик Насекомые
Представитель-
черный таракан
Отделы тела
Число усиков
Брюшные конечности Ротовой аппарат Приложение №13
Завершите схему «Тип Хордовые»
Тип Хордовые
Подтип Подтип_______ ______________
Класс Класс Класс Класс_________ ___________ ____________ ______________
Класс Класс Класс ____________ _____________ _______________
Приложение №14
Заполнить таблицу «Внешнее строение рыбы»
Признак Особенности строения
Форма тела
Покров тела
Отделы тела
Органы, расположенные на голове
Органы, расположенные на туловище
Приложение №15
Завершите схему.
Рыбы
Класс Хрящевые рыбы Класс_____________________________
_________ Скаты Лучеперые рыбы _________________
_______________ Двоякодышащие ____
_______________
Приложение №16
Заполните таблицу. Сделайте вывод об усложнении строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Сравниваемый признак Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся
Покровы тела Скелет Органы передвижения Дыхательная система Нервная система Органы чувств Приложение №17
Выпишите номера правильных суждений. _________________________________________
Соколы, ястребы и орлы – хищные птицы.
У летающих птиц нет пуховых перьев.
В связи с отсутствием зубов и челюстей у птиц возник мускулистый желудок.
У большинства птиц имеется только копчиковая железа.
Цевка покрыта роговыми чешуйками.
У птиц плохо развиты органы чувств.
Перелетные птицы не имеют постоянных мест зимовки.
По форме клюва можно определить характер питания птиц.
Обыкновенная кукушка – хищная птица.
Страус и пингвин относятся бескилевым птицам.
У древних хищников плохо развито зрение, а у ночных – хорошо.
Ястребы и орлы – ночные хищники.
Лебеди относятся к аистообразным.
Птицы – самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.
Птенцы у всех птиц выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
Приложение №18
Заполните таблицу. Сделайте вывод об усложнении организации млекопитающих.
Сравниваемый признак Рыбы Земно
водные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Место размножения Способы размножения (яйцекладущие или живородящие) Особенности строения яйца Место развития зародыша Питание зародыша Приложение №19
Заполните таблицу «Основные экологические группы млекопитающих»
Экологическая группа Основные черты Представители
Приложение №20
Заполните схему.
Крупный рогатый скот.
Хозяйственные группы
______________ ________________________ _______________
______________ ________________________ _______________
Породы: Породы: Породы:
______________ ________________________ _______________
Приложение №21
Используя информационные ресурсы, заполните таблицу.
«Основные направления животноводства»
Направление животноводства Получаемая продукция Породы млекопитающих, разводимые в нашем регионе.
Скотоводство Овцеводство Свиноводство Коневодство Кролиководство Приложение №22
Заполните пропуски в тексте.
В черепе млекопитающих наиболее развит ________________________отдел.
В позвоночнике млекопитающих выделяют ________________________отделов.
Пояс передних конечностей состоит из _________________и_________________.
Ребра образуют ______________. Скелет передней конечности состоит из ___________,
__________________________, ________________________________.
Зубы обычно подразделяются на _____________________, _______________________ и
________________________________.
Питание зародыша у настоящих зверей происходит через ________________________.
У большинства млекопитающих ____________________ температура тела.
У всех млекопитающих ____________________сердце. Органы выделения у млекопитающих ________________________. У многих грызунов в пищеварительном тракте особенно развита _________________ кишка, в которой грубая растительная пища обрабатывается _________________________.
Насекомоядные распространены везде, кроме ___________________.
Крылья рукокрылых – это ____________________________. Белка относится к отряду __________________________. Землеройки, кроты и ежи относятся к отряду ___________.
Приложение №23
Выпишите номера правильных утверждений ______________________________________
Предком домашних овец является муфлон.
В нашей стране работают фермеры, где разводят оленей.
Ахалтекинская порода лошадей – одна из лучших пород.
Овцы асканийской породы дают тонкорунную шерсть.
Академиком М. Ф. Ивановым выведены лошади породы тарпан.
Северный великан – известная порода черно-бурых лисиц.
Ярославская порода коров относится к группе мясо-молочного направления .Песцов разводят для получения меха.
Ондатра является ценным пушным промысловым зверем.
Кумыс приготовляют из молока кобылиц.
Приложение №24
Пользуясь учебником и дополнительной литературой, заполните таблицу. «Приспособленность млекопитающих к среде обитания»
Вид Среда обитания Приспособления к добыванию пищи Приспособления к защите от врагов Приспособления к климатическим условиям
Крот обыкновенный Рыжая вечерница Синий кит Белка Рысь Приложение №
Особенности строения опорно-двигательной системы животных
Строение опорно-двигательной системы Особенности строения и значение
Беспозвоночные Позвоночные
Одноклеточные Плоские, круглые, кольчатые черви Членистоногие Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
1. Опорные структуры 2. Череп 3. Позвоночник 4. Грудная клетка 5. Пояс передних конечностей 6. Скелет передних конечностей 7. Пояс задних конечностей 8. Скелет задних конечностей