Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока: Плотность вещества
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Саратовский институт развития образования»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Реализация ФГОС на уроках физики.
Технологическая карта урока физики»
Кочкуровой Алины Валерьевны
МБОУ «СОШ №18» г. Энгельса Саратовской области
Кафедра естественно-научного образования
Отметка: «_______»_________________________________
Преподаватели: _________________________________/В.И.Пономаренко/
_________________________________/М.В.Камочкина/
_________________________________/В.А.Блохина/
__________________________________/К.И.Гурьев/
29 октября 2015 года
Саратов
Содержание
Введение...3
Технологическая карта урока.....413 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc411369621" 14Структура и ход урока 515
13 LINK \l "_Toc411369622" 141. Организационный этап 155
13 LINK \l "_Toc411369623" 142.15 Мотивационный этап...5
13 LINK \l "_Toc411369624" 143.Актуализация знаний 157
13 LINK \l "_Toc411369625" 144.Изучение нового материала 157
13 LINK \l "_Toc411369626" 145. Первичное закрепление знаний 1512
6. Закрепление.13
7. Рефлексия13
8. Домашнее задание..15
Заключение....19
13 LINK \l "_Toc411369631" 14Список литературы 1522
15
Введение
Дисциплина физика является общеобразовательным предметом, устанавливающим основные базовые знания, умения и навыки в области физики.
Требования федерального государственного образовательного стандарта - сформировать умения решать физические задачи, применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. Для осуществления стандартов образования преподаватель должен владеть современными технологиями развивающего обучения. Поэтому, преподавателю необходимо овладевать ИКТ - технологиями.
Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные путь и методы стимулирования учебной деятельности.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Данная методическая разработка урока по физике для 7 класса по теме "Плотность вещества" содержит план - конспект урока и технологическую карту. Данный урок соответствует ФГОС и может использоваться на современном этапе. В разработку включено полное описание этапов урока и самоанализ после его проведения. Основное внимание уделено групповой форме организации учащихся. На уроке каждый ребенок работает по своим способностям и возможностям.
Технологическая карта урока
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В. Перышкин «Физика 7»
Тема урока: Плотность вещества
Цель урока: Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»
Задачи урока:
Образовательные:
выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;
определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;
Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:
-познавательные УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
-личностные УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
-регулятивные УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
-коммуникативные УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли
Воспитательные: Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, ареометр, емкости разного объема.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Мотивационный
Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде:
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.Был другом царя Гиерона.Какой для царя самый важный предмет?Вы все догадались – корона!Захотелось ГиеронуСделать новую корону.Золота отмерил строго.Взял не мало и не много –Сколько нужно – в самый раз.Ювелиру дал заказ.Через месяц ГиеронуЮвелир принес корону.Взял корону Гиерон,Оглядел со всех сторон:Чистым золотом сверкаетНо ведь всякое бывает,И добавить сереброМожно к золоту хитро,А того и хуже – медь(Если совесть не иметь)
И царю узнать охота:Честно ль сделана работа?Не желал терпеть уронСиракузец Гиерон.И позвал он АрхимедаНачалась у них беседа.Гиерон:Вот корона, Архимед.Золотая или нет?Архимед:Чистым золотом сверкает.Гиерон:Но ты знаешь, все бывает!И добавить сереброМожно к золоту хитро.А того и хуже – медь,Если совесть не иметь.Сомневаться стал я что–то:Честно ль сделана работа?Можно ль это, ты скажи, определить?Но корону не царапать, не пилить
Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
Дискутируют, выдвигают гипотезы
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: рефлексия содержания материала
3.
Актуализация знаний
Ответьте на такие вопросы:
1. Из чего состоят все вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?5.Какими способами можно определить массу тела?6. Что тяжелее атом или молекула?
Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: контроля и оценки
4.
Изучение нового материала
Посмотрите на рисунок и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.
Какой вывод можно сделать?
Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.
Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.
А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?
Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?
Отчего зависят различия веществ?
Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.
Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.
Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.
Постараемся выполнить его.
От чего зависит плотность вещества?
Давайте запишем физический смысл плотности вещества:
Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.
Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике
Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?
Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?
Следовательно, что специфично для плотности вещества?
Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.
- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их
масса и цвет.
- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы
- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.
Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.
- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.
Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой.
- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.
- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.
Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.
1. Определение
2. Обозначение
3. Формула
4. Единицы измерения
5. Способы измерения
6. Типичный признак
1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.
Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?
- Плотность будет одинаковая.
- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.
- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.
Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: целеполагание
ПУУД: умения анализировать
РУУД: контроля и оценки
ПУУД: умения сравнивать, анализировать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать
ПУУД: умения сравнивать
ПУУД: умения делать выводы
5.
Первичное закрепление знаний
Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:
1. Что показывает плотность вещества?
2. От чего зависит плотность вещества?
3. Какими способами можно определить плотность вещества?4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?
- Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.
РУУД: рефлексия содержания материала
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
6.
Закрепление
Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна?
Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?
Зависит ли плотность воды от её объёма?
Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему?
- Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.
- В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.
- Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.
- Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения
Отвечают на поставленный вопрос.
ПУУД: умения анализировать
ПУУД: умения делать выводы
РУУД: рефлексия содержания материала
7.
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала:
Вставьте пропущенные слова:
«Чтобы (плотность) получить,
На (объем)
Надо (массу) разделить».
Заполните кроссворд, определите ключевое слово
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
По горизонтали:
1.»Маленькая масса»
2.Быстрота движения
3.Единица перемещения
4.Явление сохранения скорости тела или его покоя
5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки
6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах
7.Прибор для измерения температуры
По вертикали – ключевое слово:
Величина, численно равная массе единицы объема
Взаимопроверка:
п
м
о
л
е
к
у
л
а
с
к
о
р
о
с
т
ь
м
е
т
р
и
н
е
р
ц
и
я
о
б
ъ
ё
м
м
а
с
с
а
т
е
р
м
о
м
е
т
р
ь
Рефлексия деятельности:
Оцените свою деятельность на уроке, используя клише:
«Я»
«Мы»
«Дело»
Рефлексия чувств, настроения, эмоций:
Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?
РУУД: рефлексия содержания материала
РУУД: умения контроля и оценки
РУУД: рефлексии
РУУД: рефлексии
8.
Домашнее задание
Домашнее задание разделено на три вида. Выбор типа д\з остается за учеником.
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
Урок я хочу закончить притчей о полной банке:
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов:
- Полна ли банка?
Ответили:
- Да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов:
- Полна ли банка?
Ответили:
-Да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов:
-Полна ли банка?
Ответили:
Да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, сотовый телефон. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: встречайтесь с друзьями, занимайтесь любимым делом. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Притча «полная банка»
Почему сегодня на уроке я рассказала вам притчу о полной банке. Как она может быть связана с темой урока?
Спасибо за урок! Удачи!
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
РУУД: рефлексия содержания учебного материала
Заключение
Самоанализ урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»
Тема: «Взаимодействие тел»
Тема урока: «Плотность вещества».
Цель урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность».
Задачи урока:
Образовательные:
- выяснить, от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
- охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;
- определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.
Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий:
- познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы;
- регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
- коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.
Воспитательные: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.
Конспект урока физики в 7 классе соответствует рабочему плану и программным требованиям программы «Физика 7 – 9 класс» для данного возраста.
На мотивационном этапе учащимся предложена легенда об Архимеде и вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Школьники предлагают свои гипотезы, предположения, таким образом на данном этапе происходить формирование ПУУД: умение выдвигать гипотезы и КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.
Этап Актуализация знаний помогает учащимся вспомнить известный им учебный материал, который необходим для открытия новых знаний. Дети отвечают на вопросы, контролируя друг друга. На этом этапе урока происходит формирование РУУД: рефлексия содержания материала, контроля и оценки и ПУУД: умение грамотно выражать свои мысли.
Изучение нового материала начинается с целеполагания: составьте сравнительную характеристику тел, рассмотрение внутреннего строения тел, выяснения от чего зависят различия веществ и на основе этого какие цели поставите перед собой и какие задачи нам предстоит решить на уроке, при этом учащимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения, свои предположения. Эта часть урока направлена на формирование ПУУД: умения сравнивать, делать выводы, умения выдвигать гипотезы; КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, РУУД: целеполагание. Во время открытия новых знаний учащиеся находили информацию в учебнике по плану описания физической величины, затем в парах находят ответы на вопросы плана, анализируют и задают вопросы друг другу.
В результате этой работы они приходят к выводу об использовании прибора по измерению плотности вещества.
Полученные знания используют во время самостоятельной работы по измерению плотности вещества с помощью прибора. Такой подход позволяет сформировать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
На этапе первичного закрепления знаний я возвращаюсь к легенде об Архимеде и задаю вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Учащиеся представляют план действий, отвечают на поставленные вопросы учителя по новому материалу, таким образом, формируются РУУД: рефлексия содержания материала и КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.
Во время закрепления учащиеся находят информацию в учебнике (таблицы плотностей веществ) и делают вывод о том, что вещества могут находится в трех агрегатных состояниях и плотность их разная. Эта работа позволяет формированию ПУУД: умения анализировать, умения делать выводы и РУУД: рефлексия содержания материала.
На этапе Рефлексия я провожу рефлексию содержания учебного материала, используя следующие приемы: вставьте пропущенные слова, заполните кроссворд и определите ключевое слово, а также рефлексию деятельности: оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я », «Мы», «Дело» и рефлексию чувств, настроения , эмоций.
Домашнее задание я предлагаю на выбор: для всех и творческое задание.
Планируя урок, я старалась опираться на следующие принципы:
-принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика;
-принцип саморазвития;
-принцип целостности: поощрение позитивных возможностей каждого ученика;
-принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.
Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.
Список литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. - М.: Дрофа, 2009. С. 60-64.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс – М.: Просвещение, 2002. С. 25-27.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008. С. 31-35.
4. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 7 класс – Издательство «Экзамен», 2009. С. 36-39.
5. Физика – Первое сентября. Научно-методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
Физика в школе. Научно-методический журнал. ООО Издательство «Школа-Пресс».
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Рисунок 4Заголовок 1}ђЗаголовок 615