Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по биологии для 6 класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко


Таблично-графическая схема рабочей программы (35ч)
№ п/п
Система уроков (тема урока, тип урока, дата проведения, Д.З.)
Дидактическая модель обучения
Педагогические средства
Элементы содержания
Средства контроля
Планируемые результаты обучения и уровень освоения
Информационно-методическое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, значения ботаники как науки для изучения царства Растения; для знакомства с многообразием растительного мира; для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.

1
Наука о растениях – Ботаника. Мир растений Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Дата проведения: 07.09 Д.з. Введение, §1
Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения. Частично-исследовательская
Рассказ, проблемная беседа, организация фенологического наблюдения, работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.3, Задание 1-2 - с.4), с учебником (в. 2-3 - с.7; в.2 – с.11)
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Методы изучения растений *Культурные и дикорастущие растения

Базисный уровень: Приводить примеры значения ботанических знаний П Называть основные царства живых организмов Р Давать определение термину «ботаника» Р Распознавать и описывать жизненные формы растений П, Ч-п Объяснять роль растений в природе и жизни человека П Наблюдать за сезонными изменениями растений П, Ч-п Продвинутый уровень: Давать определение терминам «культурные растения» и «дикорастущие растения» Р -, *, ¦, ^
Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

2
Разнообразие растений Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения 14.09 Д.з. §2, задание 3 - с.6 в рабочей тетради №1 §3-4
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым растением» , работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.7), с учебником (в.2 - с.18)
Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). Условия жизни растений. *Абиотические и биотические факторы

Базисный уровень: Распознавать и описывать основные органы растения П Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей П Доказывать, что растение – живой организм (биосистема) П -, *, ¦, ^
Таблицы. Рисунки на страницах учебника, живые объекты. Модели цветков

ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенностей процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенностей строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.

3
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки Тип урока :Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения 21.09 Д.з. §7, рабочая тетрадь№1 Задание 2 - с.14 §8, рабочая тетрадь задания 1,2 – с.16
Поисковая
Беседа, организация и проведение лабораторной работы №2 «Клеточное строение кожицы лука», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.14), с учебником (в.1 - с.32; в.2 - с.34)
Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты Хлорофилл Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. *Изменения ядра и цитоплазмы при делении.

Базисный уровень: Распознавать и описывать
клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;
деление клетки, роста Ч-п, П
Называть клеточные структуры и их значения П Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа П Отличать старую клетку от молодой клетки П ^, ¦, , *
Таблица, модель клетки, микроскопы, лаб. оборудование, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

4
Ткани Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 28.09 Д.з. §9
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.17; Задание 2 - с.18), с учебником (в.3 - с.36), подбор учителем заданий со свободным ответом
Ткань Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. *Ксилема Флоэма
Проверочная работа №1 по теме «Строение клетки» (тест)
Базисный уровень: Распознавать и описывать строение и функции тканей растений Ч-п, П Давать определение термину ткань Р, П Приводить примеры разных видов тканей П Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П ^, -, ¦, *
Таблицы, живые объекты


ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов покрытосеменных растений; особенности строения семян; для приобретения практических навыков по определению на живых объектах видоизменённых побегов; для приобретения умения доказывать, что растение является биосистемой и объяснять взаимозависимость растения от влияния окружающей среды.

5
Строение семени Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения: 05.10 Д.з. §10, задание 2 на с.20 в рабочей тетради №1, §11 (Задание 1 - с.22), §12, с.49 (выписать в тетрадь вывод о значении семян)
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №3 «Изучение органов (семени) цветкового растения» работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.21; Задание 1 - с.23), с учебником (в.1 - с.43; в.1 - с.49)
Двудольные Однодольные Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. *Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.
Проверочная работа №2 по теме «Строение семени» (подписать рисунок; выбрать правильные ответы)
Базисный уровень: Называть значение семян Р, П Давать определение терминам «двудольные» и «однодольные» Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений Ч-п, П Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка П Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений П -, ^, *
Лабораторное оборудование, коллекция семян (семена фасоли, пшеницы и др.), проросшие семена фасоли, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

6
Корень. Внешнее и внутреннее строение Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения: 12.10 Д.з §13, задание3 на с.27 в рабочей тетради №1. §14 с54-55, §15 «Многообразие корней»
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4 «Изучение органов (корня) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.27; Задание 2 - с.29), с учебником (в.1 - с.53)
Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения *Способы увеличения массы корней у растения: пикировка; окучивание. Хемотропизм и геотропизм.

Базисный уровень: Распознавать и описывать
виды корней;
зоны корня Ч-п, П
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями П Сравнивать по заданным критериям типы корневых систем П Различать корневые системы однодольных и двудольных растений Ч-п, П -, ¦, ^
Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня

7
Побег. Строение и значение побега Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 19.10 Д.з. §16, §17 до годичного побега, задание 2 на с.34 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5 «Строение почек. Расположение на стебле», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.32; Задание 1 - с.33). Задание со свободным ответом по выбору учителя
Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные *Придаточные и спящие почки. Листорасположение. Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование. Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.
Проверочная работа №3 по теме «Корень» (тест)
Базисный уровень: Распознавать и описывать на живых объектах строение:
побега;
почки П
Доказывать, что почка – видоизмененный побег П Отличать вегетативную почку от генеративной почки П, Ч-п Продвинутый уровень: *Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек П, Ч-п -, *, ^
Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты

8
Лист – часть побега. Значение листа для растения Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения: 26.10 Д.з. §18, §19 Задание 2 на с.36 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №6 «Изучение органов (листа) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.37; Задание 2 - с.38)
Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни *Разнообразие листьев: с прилистниками и без; жилкование (перистое, параллельное, дуговое); по способу прикрепления (черешковые, сидячие). Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности

Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа П Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа Ч-п, П Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев П Продвинутый уровень: *Создание презентаций, написание рефератов Т -, *, ¦, ^
Модель листа, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус».

9
Стебель. Внешнее и внутреннее строение Тип урока :Комбинированный урок Дата проведения 08.11 Д.з §20
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7«Изучение органов (стебля) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.40), с учебником (в.2-3 - с.79)
Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. *Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.

Базисный уровень: Называть функции стебля Р, П Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Ч-п, П Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию П Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения П Продвинутый уровень: *Определение возраста деревьев П, Ч-п -, *, ¦, ^
Таблица, модель стебля, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

10
Видоизменения подземных побегов. Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения: 16.11
Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №8«Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.42, Задание 4 – с.43)
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. *Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки
Проверочная работа №4 по теме «Стебель. Лист»

Базисный уровень: Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги Р, П Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Ч-п, П Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги П Продвинутый уровень: *Создание презентаций, написание рефератов Т -, *, ^
Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица), гербарии (корневищное растение)

11
Цветок. Строение и значение. Тип урока: Комбинированный урок. Дата проведения 23.11 Д.з §22, задание 4 на с.46 в рабочей тетради №1 §23
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения», лабораторной работы №10.1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1-2 - с.45, Задание 2 – с.47), с учебником (в.4 - с.91)
Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление. *Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка.

Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисункам:
строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; П
типы соцветий П
Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей П Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий П Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений П Продвинутый уровень: *Создание презентаций Т -, ^, *
Таблицы, модели цветков, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

12
Плод. Разнообразие и значение Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 30.11 Д.з §24, вопросы 1-4
Проблемное изложение, частично-исследовательская.
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение органов (плодов) цветкового растения», лабораторной работы №10.2 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2-3 - с.49), задание со свободным ответом по выбору учителя
Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.
Проверочная работа №5 по теме «Цветок. Плод»
Базисный уровень: Давать определение термину «покрытосеменные» Р, П Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов П Приводить примеры растений с различными типами плодов П Выделять приспособления для распространения плодов П Продвинутый уровень: *Написание рефератов Т -, ^, ¦, *
Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

13
Взаимосвязь органов растения как организма Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Дата проведения 07.12 Д.з § 25
Проблемное изложение
Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.50-51), с учебником (в.2-3 - с.95)
Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
Проверочная работа №6 по теме «Органы растения»
Базисный уровень: Называть признаки взаимосвязи органов Р, П Доказывать, что растение – биосистема П Объяснять влияние окружающей среды на растения П -, ^, ¦, *



ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.

14
Корневое питание растений Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 14.12 Д.з §26, вопросы 1-3 * Задание 4 – с.55
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Минеральное питание растений. Передвижение воды и мин. веществ по стеблю», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.54)
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей; Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость; Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Базисный уровень: Описывать механизм почвенного питания П Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения П Объяснять влияние удобрений на растения П Продвинутый уровень: *Постановка опыта «Передвижение воды и минеральных солей по древесине» Ч-п -, ^, *.
Таблицы, электронный лабораторный практикум

15
Воздушное питание растений Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 21.12 Д.з §27 §28
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Фотосинтез», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.56; 1-2 – с.57), с учебником (в.3-4 - с.103)
Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты *Автотрофы и гетеротрофы

Базисный уровень: Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ П Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ П Объяснять космическую роль зеленых растений П -, ¦, ^,
Таблицы, электронный лабораторный практикум

16
Дыхание растений и обмен веществ. Тип урока: Комбинированный урок. Дата проведения 28.12 Д.з §29
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Дыхание растений», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.58), задание со свободным ответом по выбору учителя
Значение дыхания Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. *Биологическое значение рыхления

Базисный уровень: Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений П Выделять приспособления растений для дыхания П Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания П -, ^, ¦, *.
Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум

17
Значение воды в жизни растений Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения 11.01 Д.з §30 задание3 на с.62 в рабочей тетради №1
Проблемное изложение, частично-исследовательская.
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 10.3 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 – с.60; 2 - с.62)
Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. *Экологические группы растений: гидатофиты,  гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты).

Базисный уровень: Называть этапы водообмена Р, П Распознавать и описывать растения различных экологических групп Ч-п, П Продвинутый уровень: *Проводить наблюдения за комнатными растениями (их потре
·бностями в воде), делать выводы по проделанной работе Ч-п -, ^, *
Электронный лабораторный практикум, растения (кабинет) различных экологических групп.

18
Размножение и оплодотворение у растений Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения: 18.01 Д.з §31
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.3; 3 - с.4), с учебником (в.1 - с.117)
Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения

Базисный уровень: Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений П Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножений П Отличать оплодотворение от опыления П -, ^, *
Таблицы, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

19
Бесполое размножение растений. Тип урока:Комбинированный урок Дата проведения 25.01 Д.з §32-33 задание 2 на с.6 рабочей тетради №2
Проблемное изложение материала, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №12 «Размножение комнатных растений», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.4; 2-3 - с.5), с учебником (в.1 - с.124)
Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе Использование вегетативного размножения. *Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей.

Базисный уровень: Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно Р, П Называть способы вегетативного размножения Р, П Распознавать и описывать способы вегетативного размножения Ч-п, П Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении Ч-п, П Продвинутый уровень: *Создание презентаций «Вегетативное размножение растений» Т -, ^, *
Таблицы, карточки, живые объекты, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

20
Рост и развитие растения Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения: 01.02 Д.з §34-35 вопросы 1-3, с.127
Проблемное изложение материала
Проблемная беседа, демонстрация процесса роста проростка растения с помощью электронного пособия, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.9; 2-3 - с.10; 2 – с.11; 3 – с.12)
Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. *Суточные ритмы. Сезонная периодичность. Возможность управления ростом растения.
Проверочная работа №7 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность П Выделять различия между процессами роста и развития Ч-п, П Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды Р, П -, ^, ¦
Таблицы, проростки фасоли, живые объекты (растения кабинета биологии), электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)


ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.

21
Водоросли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения:
08.02 Д.з §37-38, задание 2 на с.18 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №13 «Распознавание водорослей разных отделов», лабораторной работы №14«Изучение внешнего строения водорослей», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.15; 2-3 - с.16; 1 – с.17), с учебником (в.1-4 - с.139), задание со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека *«Цветение воды». Хламидомонада Представители водорослей. Зеленые нитчатые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария Красные водоросли: порфира.

Базисный уровень: Давать определение термину: «низшие растения» Р Распознавать водоросли различных отделов Ч-п, П Распознавать и описывать внешнее строение водорослей Ч-п, П Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека П Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли П Продвинутый уровень: Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ П, Т -, ^, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, лабораторное оборудование, гербарный материал

22
Высшие споровые растения. Мхи Тип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения:
15.02 Д.з §39, , задание 3 на с.21 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения мхов», лабораторной работы №16 «Распознавание растений отдела Моховидные», лабораторной работы №10.4 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.21), задания со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека. *Классификация мхов Гаметофит. Печеночники

Базисный уровень: Давать определение термину «высшие растения» Р Распознавать и описывать строение мхов, растения отдела Мохообразные Ч-п, П Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу П Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей П -, ^, ¦, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

23
Папоротники Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения
22.02 Д.з §40
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы № 17«Изучение внешнего строения папоротников», лабораторной работы №18 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.22), задание со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Значение в природе и жизни человека. *Плауновидные, хвощи.

Базисный уровень: Давать определение термину «высшие растения» Р Распознавать и описывать строение папоротников Ч-п, П Выделять общие черты строения высших споровых растений П Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека П ^, -, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

24
Голосеменные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения:
01.03 Д.з §41, задание4 на с.25 в рабочей тетради №2
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №19 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений», лабораторной работы №20 «Распознавание растений отдела Голосеменные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.24; 3 – с.25), с учебником (в.4 - с.156), задание со свободным ответом по выбору учителя
Голосеменные растения Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель). *Фитонциды. Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.

Базисный уровень: Давать определение термину «голосеменные растения» Р, П Распознавать растения отдела Голосеменные растения Ч-п, П Описывать процесс размножения сосны П Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространённых голосеменных растений П Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги П -, ^, ¦, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

25
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения
15.03 Д.з §42, задание3 на с.27 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №21 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений», лабораторной работы №22 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.27; 4 – с.28); задание со свободным ответом по выбору учителя
Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы. *Однолетние и многолетние растения

Базисный уровень: Давать определение термину«покрытосеменные растения» Р Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения П Распознавать и описывать строение цветковые растения Ч-п, П Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы
покрытосеменные и голосеменные растения П
однодольные и двудольные растения П
Продвинутый уровень: Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений Ч-п, П Выделять особенности строения деревьев и кустарников П -, ^, ¦
Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

26
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения:
22.03 Д.з §43, задание1,2 на с.28, 30 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №23 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», лабораторной работы №24 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные Красноярского края», работы с учебником (в.2 - с.167)
Признаки класса двудольные Значение растений основных семейств класса двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. *Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов

Базисный уровень: Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные Ч-п, П Определять принадлежность растений к классу Двудольные Ч-п, П Продвинутый уровень: *Создание электронного гербария Т -, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений различных семейств класса Двудольные, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

27
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные Тип урок: Комбинированный урок Дата проведения:
29.03 Д.з §44, задание1,2 на с.31-32 в рабочей тетради №2
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №25 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»; лабораторной работы №26 «Распознавание наиболее распространённых однодольных растений Красноярского края»; работы с учебником (в.1 - с.171), задание со свободным ответом по выбору учителя
Признаки строения растений семейства злаки и лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения. *Семейство Луковые
Проверочная работа №8 по теме «Покрытосеменные растения»( тест в формате ЕГЭ, часть А)
Базисный уровень: Распознавать растения семейств: лилейные, злаки П Определять принадлежность растений к классу Однодольные Ч-п, П Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений П Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных П Продвинутый уровень: *Создание электронного гербария Т -, ^, *, ¦, >



ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа) Цель: создать условия для понимания учащимися закономерностей эволюционного преобразования и усложнения растительного мира на планете, процессов происхождения культурных растений.

28
Понятие об эволюции растительного мира Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Дата проведения:
05.04 Д.з §45, §46
Проблемное изложение материала
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.35), с учебником (в.1 - с.179)
Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. *Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения

Базисный уровень: Называть основные этапы эволюции растительного мира Р Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше П Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений П -, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)

29
Многообразие и происхождение культурных растений Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения:
12.04 Д.з §47-48
Проблемное изложение материала, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №27 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.37), с учебником (в.2 - с.183; в.3 – с.186)
Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. *Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением

Базисный уровень: Приводить примеры дикорастущих и культурных растений Р Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения П Называть центры происхождения культурных растений Р, П Описывать происхождение и значение растения на выбор П Объяснять способы расселения культурных растений П Продвинутый уровень: *Создание электронного гербария Т -, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»










ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения  бактерий, их значения в природе и жизни человека.

30
Общая характеристика бактерий Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения
19.04 Д.з §49-50
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.39), с учебником (в.1 - с.190; в.1-3 – с.193)
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. *Паразиты и Сапротрофы. Аэробы и анаэробы

Базисный уровень: Распознавать и описывать строение бактериальной клетки П Выделять особенности бактерий П Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки П Объяснять, что бактерии живые организмы П ^, -, ¦
Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.

31
Многообразие и значение бактерий Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащимися Дата проведения:
26.04 Д.з §51, задание 3 на с.41 в рабочей тетради №2
Проблемное изложение, частично репродуктивная
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 2 – с.40; 1 – с.41), с учебником (в.1-3 - с.195); задание со свободным ответом по выбору учителя, создание рефератов и проектов по изучаемой теме
Значение бактерий в природе и жизни человека Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии.

Базисный уровень: Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р, П Объяснять роль бактерий П Продвинутый уровень: Создание электронного проекта по изучаемой теме Т ^, ¦, *, -
Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание)

ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа) Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников и грибов, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.

32
Общая характеристика грибов Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения
03.05 Д.з §52, задание 4 на с.44 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №28 «Строение плесневых грибов», ; с печатной основой (Задания 1 – с.43; 3 – с.43), с учебником (работы с рабочей тетрадью №2 вопросы в конце §52)
Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи. *Микология. Открытие антибиотиков и их использование

Базисный уровень: Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека Р, П Распознавать и описывать строение плесневых грибов Ч-п, П Сравнивать грибы с растениями и животными П Продвинутый уровень: *Создание электронного гербария Т *Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ Т -, ^, *
Таблица, микроскопы, лаб. оборудование

33
Многообразие и значение грибов Тип урока: Комбинированный урок Дата проведения
10.05 Д.з §53
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №29 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.44; 2 – с.45), с учебником (в.1-3 – с.204)
Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Красноярском крае.

Базисный уровень: Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Красноярском крае Р Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы П Объяснять роль многоклеточных грибов в природе П Продвинутый уровень: *Продолжение работы по созданию электронного гербария Т -, ^, ¦, *
Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»

34
*Лишайники Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Дата проведения:
17.05 Д.з §54
Проблемное изложение материала;
исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1-2 – с.46), с учебником (в.3 - с.207)
Лишайники - симбиоз гриба и водорослей Условия жизни. Значение Питание, размножение *Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные.
Практическая работа №1 «Исследование чистоты воздуха по наличию лишайников»
Проверочная работа №9 по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники»
Базисный уровень: *Давать определение термину симбиоз Р Распознавать и описывать строение лишайника П Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах П *Определять формы лишайников своей местности Ч-п, П ^, -, ¦
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал

ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; для понимания основной роли растений в круговороте веществ.

35
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Дата проведения
24.05 Д.з §55, §56
Исследовательская
Организация и проведение экскурсии
Фитоценоз Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте веществ. *Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»
Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»
Базисный уровень: Называть основные типы природных сообществ Р, Приводить примеры естественных сообществ Описывать видовой состав природных сообществ Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ П Продвинутый уровень: *Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность» Т ^, *, ¦, -













 (46JLdf~ЂЉЊЋЄ¬¶
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)ђ Заголовок 115