Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по биологии для 6 класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко
Таблично-графическая схема рабочей программы (35ч)
№п/п
Система уроков(тема урока, тип урока, дата проведения, Д.З.)
Дидактическая модель обучения
Педагогические средства
Элементы содержания
Средства контроля
Планируемые результаты обучения и уровень освоения
Информационно-методическое обеспечение
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)Цель: создать условия для понимания учащимися значения биологии как науки для изучения основных Царств живых организмов, значения ботаники как науки для изучения царства Растения; для знакомства с многообразием растительного мира; для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.
1
Наука о растениях – Ботаника. Мир растенийТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Дата проведения: 07.09Д.з. Введение, §1
Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения. Частично-исследовательская
Рассказ, проблемная беседа, организация фенологического наблюдения, работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.3, Задание 1-2 - с.4), с учебником (в. 2-3 - с.7; в.2 – с.11)
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животныеНаука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человекаЖизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.Методы изучения растений*Культурные и дикорастущие растения
Базисный уровень: Приводить примеры значения ботанических знаний ПНазывать основные царства живых организмов РДавать определение термину «ботаника» РРаспознавать и описывать жизненные формы растений П, Ч-пОбъяснять роль растений в природе и жизни человека ПНаблюдать за сезонными изменениями растений П, Ч-пПродвинутый уровень:Давать определение терминам «культурные растения» и «дикорастущие растения» Р-, *, ¦, ^
Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
2
Разнообразие растенийТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения 14.09Д.з. §2, задание 3 - с.6 в рабочей тетради №1 §3-4
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №1 «Знакомство с цветковым растением» , работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.7), с учебником (в.2 - с.18)
Признаки растений.Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). Условия жизни растений. *Абиотические и биотические факторы
Базисный уровень: Распознавать и описывать основные органы растения ПСравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей ПДоказывать, что растение – живой организм (биосистема) П-, *, ¦, ^
Таблицы. Рисунки на страницах учебника, живые объекты. Модели цветков
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенностей процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенностей строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.
3
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клеткиТип урока :Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения 21.09Д.з. §7, рабочая тетрадь№1 Задание 2 - с.14§8, рабочая тетрадь задания 1,2 – с.16
Поисковая
Беседа, организация и проведение лабораторной работы №2 «Клеточное строение кожицы лука», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.14), с учебником (в.1 - с.32; в.2 - с.34)
Правила работы с микроскопом.Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты ХлорофиллПоступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост.*Изменения ядра и цитоплазмы при делении.
Базисный уровень: Распознавать и описывать
клеточное строение кожицы лука, мякоти листа;
деление клетки, роста Ч-п, П
Называть клеточные структуры и их значения ПСравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа ПОтличать старую клетку от молодой клетки П^, ¦, , *
Таблица, модель клетки, микроскопы, лаб. оборудование, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
4
ТканиТип урока: Комбинированный урокДата проведения 28.09Д.з. §9
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.17; Задание 2 - с.18), с учебником (в.3 - с.36), подбор учителем заданий со свободным ответом
ТканьВиды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.*КсилемаФлоэма
Проверочная работа №1 по теме «Строение клетки» (тест)
Базисный уровень: Распознавать и описывать строение и функции тканей растений Ч-п, ПДавать определение термину ткань Р, ППриводить примеры разных видов тканей ПОбъяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани П^, -, ¦, *
Таблицы, живые объекты
ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов покрытосеменных растений; особенности строения семян; для приобретения практических навыков по определению на живых объектах видоизменённых побегов; для приобретения умения доказывать, что растение является биосистемой и объяснять взаимозависимость растения от влияния окружающей среды.
5
Строение семениТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения: 05.10Д.з. §10, задание 2 на с.20 в рабочей тетради №1, §11 (Задание 1 - с.22), §12, с.49 (выписать в тетрадь вывод о значении семян)
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №3 «Изучение органов (семени) цветкового растения» работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.21; Задание 1 - с.23), с учебником (в.1 - с.43; в.1 - с.49)
Двудольные ОднодольныеСтроение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.*Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.
Проверочная работа №2 по теме «Строение семени» (подписать рисунок; выбрать правильные ответы)
Базисный уровень: Называть значение семян Р, ПДавать определение терминам «двудольные» и «однодольные»Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений Ч-п, ПУстанавливать соответствие между частями семени и органами проростка ПСравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений П-, ^, *
Лабораторное оборудование, коллекция семян (семена фасоли, пшеницы и др.), проросшие семена фасоли, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
6
Корень. Внешнее и внутреннее строениеТип урока: Комбинированный урокДата проведения: 12.10Д.з §13, задание3 на с.27 в рабочей тетради №1.§14 с54-55,§15 «Многообразие корней»
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №4 «Изучение органов (корня) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.27; Задание 2 - с.29), с учебником (в.1 - с.53)
Виды корней: главный, боковые, придаточные.Функции корня.Корневые системы.Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения*Способы увеличения массы корней у растения: пикировка; окучивание.Хемотропизм и геотропизм.
Базисный уровень: Распознавать и описывать
виды корней;
зоны корня Ч-п, П
Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями ПСравнивать по заданным критериям типы корневых систем ПРазличать корневые системы однодольных и двудольных растений Ч-п, П-, ¦, ^
Таблицы, микроскоп, микропрепараты, рисунки на страницах учебника, модель корня
7
Побег. Строение и значение побегаТип урока: Комбинированный урокДата проведения 19.10Д.з. §16, §17 до годичного побега, задание 2 на с.34 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №5 «Строение почек. Расположение на стебле», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.32; Задание 1 - с.33). Задание со свободным ответом по выбору учителя
Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки.Строение почкиВиды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные*Придаточные и спящие почки. Листорасположение.Ветвление. Крона. Кущение. Прищипка. Пасынкование.Определение названий деревьев и кустарников по строению почек.
Проверочная работа №3 по теме «Корень» (тест)
Базисный уровень: Распознавать и описывать на живых объектах строение:
побега;
почки П
Доказывать, что почка – видоизмененный побег ПОтличать вегетативную почку от генеративной почки П, Ч-пПродвинутый уровень:*Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек П, Ч-п-, *, ^
Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты
8
Лист – часть побега. Значение листа для растенияТип урока: Комбинированный урокДата проведения: 26.10Д.з. §18, §19Задание 2 на с.36 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №6 «Изучение органов (листа) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.37; Задание 2 - с.38)
Функции листа. Простые и сложные. Жилкование.Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни*Разнообразие листьев: с прилистниками и без; жилкование (перистое, параллельное, дуговое); по способу прикрепления (черешковые, сидячие).Световые и теневые листья. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности
Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа ПРассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа Ч-п, ПВыделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев ППродвинутый уровень:*Создание презентаций, написание рефератов Т-, *, ¦, ^
Модель листа, микроскоп, микропрепараты, лабораторное оборудование, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус».
9
Стебель. Внешнее и внутреннее строениеТип урока :Комбинированный урокДата проведения 08.11Д.з §20
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №7«Изучение органов (стебля) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.40), с учебником (в.2-3 - с.79)
Функции стебля. Рост стебля в толщину.Внешнее строение стебля.Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.*Годичные кольца; значение их для подсчета возраста. Чечевички.
Базисный уровень: Называть функции стебля Р, ПРаспознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля Ч-п, П Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию ПОбъяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения ППродвинутый уровень:*Определение возраста деревьев П, Ч-п-, *, ¦, ^
Таблица, модель стебля, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
10
Видоизменения подземных побегов. Тип урока: Комбинированный урокДата проведения: 16.11
Д.з §21 задание3 на с.43 в рабочей тетради №1
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №8«Изучение органов (видоизменённые побеги) цветкового растения», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2 - с.42, Задание 4 – с.43)
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.*Стебли по длине междоузлия: удлиненные и укороченные (розеточные); по положению в пространстве (лежачие, прямостоячие, ползучие, вьющиеся, приподнимающиеся, лазающие, цепляющиеся). Видоизменения: суккуленты, листообразные, флагообразная крона, колючки
Проверочная работа №4 по теме «Стебель. Лист»
Базисный уровень: Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги Р, ПРаспознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Ч-п, ПДоказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги ППродвинутый уровень:*Создание презентаций, написание рефератов Т-, *, ^
Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица), гербарии (корневищное растение)
11
Цветок. Строение и значение. Тип урока: Комбинированный урок.Дата проведения 23.11Д.з §22, задание 4 на с.46 в рабочей тетради №1§23
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №9 «Изучение органов (цветка и соцветий) цветкового растения», лабораторной работы №10.1 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1-2 - с.45, Задание 2 – с.47), с учебником (в.4 - с.91)
Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.Соцветия Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.Биологическое значение соцветий.Функции цветка. Опыление.*Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка.
Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисункам:
строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; П
типы соцветий П
Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей ПВыявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий ПСравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений ППродвинутый уровень:*Создание презентаций Т-, ^, *
Таблицы, модели цветков, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
12
Плод. Разнообразие и значение Тип урока: Комбинированный урокДата проведения 30.11Д.з §24, вопросы 1-4
Проблемное изложение, частично-исследовательская.
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №11 «Изучение органов (плодов) цветкового растения», лабораторной работы №10.2 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 2-3 - с.49), задание со свободным ответом по выбору учителя
Функции плода.Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.Сухие и сочные плоды.Односемянные и многосемянные плоды.Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.
Проверочная работа №5 по теме «Цветок. Плод»
Базисный уровень: Давать определение термину «покрытосеменные» Р, ПРаспознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов ППриводить примеры растений с различными типами плодов ПВыделять приспособления для распространения плодов ППродвинутый уровень:*Написание рефератов Т-, ^, ¦, *
Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
13
Взаимосвязь органов растения как организма Тип урока: Урок обобщения и систематизации знанийДата проведения 07.12Д.з § 25
Проблемное изложение
Рассказ, проблемная беседа, организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.50-51), с учебником (в.2-3 - с.95)
Растение - биосистема.Признаки взаимосвязи органов.
Проверочная работа №6 по теме «Органы растения»
Базисный уровень: Называть признаки взаимосвязи органов Р, ПДоказывать, что растение – биосистема ПОбъяснять влияние окружающей среды на растения П-, ^, ¦, *
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7часов)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.
14
Корневое питание растений Тип урока: Комбинированный урокДата проведения 14.12Д.з §26, вопросы 1-3* Задание 4 – с.55
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Минеральное питание растений. Передвижение воды и мин. веществ по стеблю», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задания 1-3 - с.54)
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы.Нитраты: рост листьев и стеблей;Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость;Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.
Базисный уровень: Описывать механизм почвенного питания ПОбъяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растения ПОбъяснять влияние удобрений на растения ППродвинутый уровень:*Постановка опыта «Передвижение воды и минеральных солей по древесине» Ч-п-, ^, *.
Таблицы, электронный лабораторный практикум
15
Воздушное питание растений Тип урока: Комбинированный урокДата проведения 21.12Д.з §27 §28
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Фотосинтез», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 3 - с.56; 1-2 – с.57), с учебником (в.3-4 - с.103)
Воздушное питание растений.Космическая роль зеленых растений.Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты*Автотрофы и гетеротрофы
Базисный уровень: Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ ПОпределять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ ПОбъяснять космическую роль зеленых растений П-, ¦, ^,
Таблицы, электронный лабораторный практикум
16
Дыхание растений и обмен веществ. Тип урока: Комбинированный урок.Дата проведения 28.12Д.з §29
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, демонстрация электронного варианта лабораторного практикума «Дыхание растений», организация работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 - с.58), задание со свободным ответом по выбору учителя
Значение дыханияОпыты, подтверждающие дыхание растений.Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.*Биологическое значение рыхления
Базисный уровень: Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений ПВыделять приспособления растений для дыхания ПСравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания П-, ^, ¦, *.
Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум
17
Значение воды в жизни растений Тип урока: Комбинированный урокДата проведения 11.01Д.з §30 задание3 на с.62 в рабочей тетради №1
Проблемное изложение, частично-исследовательская.
Рассказ, проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы 10.3 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №1 с печатной основой (Задание 1 – с.60; 2 - с.62)
Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.Этапы и механизмы водообмена.*Экологические группы растений: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, (суккуленты, склерофиты).
Базисный уровень: Называть этапы водообмена Р, ПРаспознавать и описывать растения различных экологических групп Ч-п, ППродвинутый уровень:*Проводить наблюдения за комнатными растениями (их потре
·бностями в воде), делать выводы по проделанной работе Ч-п-, ^, *
Электронный лабораторный практикум, растения (кабинет) различных экологических групп.
18
Размножение и оплодотворение у растений Тип урока: Комбинированный урокДата проведения: 18.01Д.з §31
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.3; 3 - с.4), с учебником (в.1 - с.117)
Размножение растений: половое и бесполое.Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения
Базисный уровень: Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений ПВыделять отличительные особенности полового и бесполого размножений ПОтличать оплодотворение от опыления П-, ^, *
Таблицы, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
19
Бесполое размножение растений. Тип урока:Комбинированный урокДата проведения 25.01Д.з §32-33 задание 2 на с.6 рабочей тетради №2
Проблемное изложение материала, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №12 «Размножение комнатных растений», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.4; 2-3 - с.5), с учебником (в.1 - с.124)
Вегетативное размножение.Его виды и биологическая роль в природеИспользование вегетативного размножения.*Прививка черенком, глазком. Метод культуры тканей.
Базисный уровень: Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно Р, ПНазывать способы вегетативного размножения Р, ПРаспознавать и описывать способы вегетативного размножения Ч-п, ПНаблюдать за развитием растения при вегетативном размножении Ч-п, П Продвинутый уровень:*Создание презентаций «Вегетативное размножение растений» Т-, ^, *
Таблицы, карточки, живые объекты, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
20
Рост и развитие растенияТип урока: Комбинированный урокДата проведения: 01.02Д.з §34-35 вопросы 1-3, с.127
Проблемное изложение материала
Проблемная беседа, демонстрация процесса роста проростка растения с помощью электронного пособия, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.9; 2-3 - с.10; 2 – с.11; 3 – с.12)
Рост и индивидуальное развитие.Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.*Суточные ритмы. Сезонная периодичность.Возможность управления ростом растения.
Проверочная работа №7 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Базисный уровень: Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность ПВыделять различия между процессами роста и развития Ч-п, ППриводить примеры гибели растений от влияния условий среды Р, П-, ^, ¦
Таблицы, проростки фасоли, живые объекты (растения кабинета биологии), электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (7 часов)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений и их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.
21
Водоросли Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения:
08.02Д.з §37-38, задание 2 на с.18 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №13 «Распознавание водорослей разных отделов», лабораторной работы №14«Изучение внешнего строения водорослей», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.15; 2-3 - с.16; 1 – с.17), с учебником (в.1-4 - с.139), задание со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.Зеленые, бурые, красные водоросли.Места обитания и распространение.Значение водорослей в природе и в жизни человека*«Цветение воды». ХламидомонадаПредставители водорослей.Зеленые нитчатые водоросли: улотрикс, спирогира.Бурые водоросли: ламинарияКрасные водоросли: порфира.
Базисный уровень: Давать определение термину: «низшие растения» РРаспознавать водоросли различных отделов Ч-п, ПРаспознавать и описывать внешнее строение водорослей Ч-п, ПОбъяснять роль водорослей в природе и в жизни человека ПСравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли ППродвинутый уровень:Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ П, Т-, ^, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, лабораторное оборудование, гербарный материал
22
Высшие споровые растения. МхиТип урока:Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения:
15.02Д.з §39, , задание 3 на с.21 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения мхов», лабораторной работы №16 «Распознавание растений отдела Моховидные», лабораторной работы №10.4 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.21), задания со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки мхов. Споровые, высшие растенияИзменения в строении растений в связи с выходом на сушу.Роль в природе и жизни человека.*Классификация мховГаметофит.Печеночники
Базисный уровень: Давать определение термину «высшие растения» РРаспознавать и описыватьстроение мхов, растения отдела Мохообразные Ч-п, ПВыявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу ПОбъяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей П-, ^, ¦, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал
23
ПапоротникиТип урока: Комбинированный урокДата проведения
22.02Д.з §40
Проблемное изложение, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы № 17«Изучение внешнего строения папоротников», лабораторной работы №18 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.22), задание со свободным ответом по выбору учителя
Основные признаки папоротников.Многообразие папоротников.Значение в природе и жизни человека.*Плауновидные, хвощи.
Базисный уровень: Давать определение термину «высшие растения» РРаспознавать и описывать строение папоротников Ч-п, ПВыделять общие черты строения высших споровых растений ПОбъяснять роль папоротников в природе и жизни человека П^, -, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
24
ГолосеменныеТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения:
01.03Д.з §41, задание4 на с.25 в рабочей тетради №2
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №19 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений», лабораторной работы №20 «Распознавание растений отдела Голосеменные», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.24; 3 – с.25), с учебником (в.4 - с.156), задание со свободным ответом по выбору учителя
Голосеменные растенияОсобенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы.Значение голосеменных растений.Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).*Фитонциды.Хвойные растения: лиственница, можжевельник. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Базисный уровень: Давать определение термину «голосеменные растения» Р, ПРаспознавать растения отдела Голосеменные растения Ч-п, ПОписывать процесс размножения сосны ПРаспознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее распространённых голосеменных растений ПВыделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги П-, ^, ¦, *
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
25
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значениеТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения
15.03Д.з §42, задание3 на с.27 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №21 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений», лабораторной работы №22 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 2 – с.27; 4 – с.28); задание со свободным ответом по выбору учителя
Особенности строения покрытосеменных растений.Органы цветкового растения.Жизненные формы.*Однолетние и многолетние растения
Базисный уровень: Давать определение термину«покрытосеменные растения» РРаспознавать растения отдела Покрытосеменные растения ПРаспознавать и описывать строение цветковые растения Ч-п, ПСравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы
покрытосеменные и голосеменные растения П
однодольные и двудольные растения П
Продвинутый уровень:Распознавать и описывать деревья, кустарниковые формы растений Ч-п, ПВыделять особенности строения деревьев и кустарников П-, ^, ¦
Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
26
Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семействТип урока: Комбинированный урокДата проведения:
22.03Д.з §43, задание1,2 на с.28, 30 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №23 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные», лабораторной работы №24 «Распознавание наиболее распространённых растений класса Двудольные Красноярского края», работы с учебником (в.2 - с.167)
Признаки класса двудольныеЗначение растений основных семейств класса двудольные.Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.Лекарственные растения.*Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов
Базисный уровень: Распознавать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные Ч-п, ПОпределять принадлежность растений к классу Двудольные Ч-п, ППродвинутый уровень:*Создание электронного гербария Т-, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений различных семейств класса Двудольные, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
27
Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса ОднодольныеТип урок: Комбинированный урокДата проведения:
29.03Д.з §44, задание1,2 на с.31-32 в рабочей тетради №2
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №25 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»; лабораторной работы №26 «Распознавание наиболее распространённых однодольных растений Красноярского края»; работы с учебником (в.1 - с.171), задание со свободным ответом по выбору учителя
Признаки строения растений семейства злаки и лилейные.Редкие и охраняемые растения семейства лилейные.Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения.*Семейство Луковые
Проверочная работа №8 по теме «Покрытосеменные растения»( тест в формате ЕГЭ, часть А)
Базисный уровень: Распознавать растения семейств: лилейные, злаки ПОпределять принадлежность растений к классу Однодольные Ч-п, ПОбъяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений ПДоказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных ППродвинутый уровень:*Создание электронного гербария Т-, ^, *, ¦, >
ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (2часа)Цель: создать условия для понимания учащимися закономерностей эволюционного преобразования и усложнения растительного мира на планете, процессов происхождения культурных растений.
28
Понятие об эволюции растительного мираТип урока: Урок обобщения и систематизации знанийДата проведения:
05.04Д.з §45, §46
Проблемное изложение материала
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.35), с учебником (в.1 - с.179)
Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования.*Палеоботаника. Риниофиты. Реликтовые растения
Базисный уровень: Называть основные этапы эволюции растительного мира РВыявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше ПОбъяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений П-, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарный материал, живые объекты, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1)
29
Многообразие и происхождение культурных растенийТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Дата проведения:
12.04Д.з §47-48
Проблемное изложение материала, частично-исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение лабораторной работы №27 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений»; работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.37), с учебником (в.2 - с.183; в.3 – с.186)
Дикорастущие и культурные растения.Многообразие и происхождение культурных растений.Центры происхождения культурных растений.*Сельское хозяйство. Условия выращивания важнейших сельскохозяйственных растений, связанные с их происхождением
Базисный уровень: Приводить примеры дикорастущих и культурных растений РРаспознавать важнейшие сельскохозяйственные растения ПНазывать центры происхождения культурных растений Р, ПОписывать происхождение и значение растения на выбор ПОбъяснять способы расселения культурных растений ППродвинутый уровень:*Создание электронного гербария Т-, ^, *, ¦, >
Таблицы, фотографии, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (2 часа)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения бактерий, их значения в природе и жизни человека.
30
Общая характеристика бактерийТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения
19.04Д.з §49-50
Объяснительно-иллюстративная
Рассказ, беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задание 1 – с.39), с учебником (в.1 - с.190; в.1-3 – с.193)
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.*Паразиты и Сапротрофы.Аэробы и анаэробы
Базисный уровень: Распознавать и описывать строение бактериальной клетки ПВыделять особенности бактерий ПСравнивать строение бактериальной и растительной клетки ПОбъяснять, что бактерии живые организмы П^, -, ¦
Таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника.
31
Многообразие и значение бактерийТип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащимисяДата проведения:
26.04Д.з §51, задание 3 на с.41 в рабочей тетради №2
Проблемное изложение, частично репродуктивная
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 2 – с.40; 1 – с.41), с учебником (в.1-3 - с.195); задание со свободным ответом по выбору учителя, создание рефератов и проектов по изучаемой теме
Значение бактерий в природе и жизни человекаБактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные бактерии.
Базисный уровень: Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий Р, ПОбъяснять роль бактерий ППродвинутый уровень: Создание электронного проекта по изучаемой теме Т^, ¦, *, -
Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс (электронное учебное издание)
ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа)Цель: создать условия для понимания учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников и грибов, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.
32
Общая характеристика грибовТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения
03.05Д.з §52, задание 4 на с.44 в рабочей тетради №2.
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №28 «Строение плесневых грибов», ; с печатной основой (Задания 1 – с.43; 3 – с.43), с учебником (работы с рабочей тетрадью №2 вопросы в конце §52)
Признаки царства грибов.Строение грибов: грибница, плодовое тело.Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи.*Микология.Открытие антибиотиков и их использование
Базисный уровень: Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека Р, ПРаспознавать и описывать строение плесневых грибов Ч-п, ПСравнивать грибы с растениями и животными ППродвинутый уровень: *Создание электронного гербария Т*Работа с дополнительной литературой – написание реферативных работ Т-, ^, *
Таблица, микроскопы, лаб. оборудование
33
Многообразие и значение грибовТип урока: Комбинированный урокДата проведения
10.05Д.з §53
Объяснительно-иллюстративная, частично-исследовательская
Рассказ, беседа, организация и проведение лабораторной работы №29 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов», работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1 – с.44; 2 – с.45), с учебником (в.1-3 – с.204)
Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза.Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Красноярском крае.
Базисный уровень: Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Красноярском крае РРаспознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы ПОбъяснять роль многоклеточных грибов в природе ППродвинутый уровень: *Продолжение работы по созданию электронного гербария Т-, ^, ¦, *
Таблицы, муляжи шляпочных грибов, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус»
34
*ЛишайникиТип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийДата проведения:
17.05Д.з §54
Проблемное изложение материала;
исследовательская
Проблемная беседа, организация и проведение работы с рабочей тетрадью №2 с печатной основой (Задания 1-2 – с.46), с учебником (в.3 - с.207)
Лишайники - симбиоз гриба и водорослейУсловия жизни.ЗначениеПитание, размножение *Формы лишайников: кустистые, листовые, накипные.
Практическая работа №1 «Исследование чистоты воздуха по наличию лишайников»
Проверочная работа №9 по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники»
Базисный уровень: *Давать определение термину симбиоз РРаспознавать и описывать строение лишайника ПОбъяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах П*Определять формы лишайников своей местности Ч-п, П^, -, ¦
Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)Цель: создать условия для знакомства учащихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; для понимания основной роли растений в круговороте веществ.
35
Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществТип урока: Урок обобщения и систематизации знанийДата проведения
24.05Д.з §55, §56
Исследовательская
Организация и проведение экскурсии
Фитоценоз Естественные природные сообщества: лес, степь.Роль растений в круговороте веществ.*Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»
Экскурсия №1 «Многообразие природных сообществ»
Базисный уровень: Называть основные типы природных сообществ Р, Приводить примеры естественных сообществ Описывать видовой состав природных сообществ Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ ППродвинутый уровень:*Создание презентаций «Растительные сообщества. Ярусность» Т^, *, ¦, -
(46JLdf~ЂЉЊЋЄ¬¶
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·)ђЗаголовок 115