Статья. Воспитание вокально-интонационной культуры в младшем хоре
Щедрова Елена Валентиновна
Курсовая работа по теме:
«ВОСПИТАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...5
2.1 Предмет исследования – актуализация темы курсовой работы...5
2.2 Возрастные особенности младших школьников...6
2.2.1. Основные понятия...6
2.2.2. Возрастные особенности голосового аппарата младших школьников....7
2.2.3. Психологические особенности младших школьников....7
2.2.4. Особенности «обычного» психологического облика младших школьников, проявляющиеся в музыкальной учебной практике9
2.3. Вокально-хоровые навыки10
2.4 Работа над музыкальным произведением...14
2.4.1. Требования к учителю...14
2.4.2.Репертуар.15
2.4.3. Этапы вокальной работы с песней...17
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.20
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.215. ПРИЛОЖЕНИЕ.23
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей воспитания младших школьников является эмоционально–эстетическое развитие личности ребёнка. Эта задача решается на всех предметах учебного процесса в начальной школе, что даёт возможность каждому школьнику развиваться полноценно.
Немаловажную роль в этой многогранной и трудоёмкой работе занимают уроки музыки и вокально-хоровая практика во внеурочное время. Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников как нельзя лучше, в лёгкой, часто игровой, форме выполняет важную роль в целостном процессе.
Воспитание музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмического ощущения, постановка голоса – всё это оказывает существенное влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности, но и на психофизиологию школьника в целом. Не случайно детское пение и восприятие музыкального произведения является предметом глубокого исследования специалистов разных направлений: педагогики, психологии, физиологии, акустики, искусствоведения, медицины и др. Эти наблюдения известны с древнейших времён и ведутся по настоящее время на самом высоком технологическом уровне.
На сегодняшний день существуют различные методики выявления и развития вокальных способностей детей младшего школьного возраста. Продолжают приносить ощутимые плоды и технологии классической музыкальной педагогики, и современные инновационные образы. Это подтверждает тот факт, что тема эта живая, изучаемая и, во многом пока ещё, непознанная. Выбор за педагогом! Главный постулат: «Не навреди!».
Цель курсовой работы:
Исследовать практичность, эффективность и качество усвоения вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста (6-10 лет) в процессе работы над музыкальным произведением на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:
Работа с вокальным произведением на уроке музыки на уроках в младших классах
Объект исследования:
Школьники 6-10 лет (1-4 класс)
Задачи исследования:
дать основные понятия предмета исследования (актуализация темы)
проанализировать психофизиологические возрастные особенности младших школьников
утвердить основные правила и требования вокально-хоровой работы с младшими школьниками в целом
обратить внимание на подбор репертуара
предложить свод правил и требований к работе с музыкальным произведением в условиях урока музыки в общеобразовательной школе.
В курсовой работе уделяется внимание и теоретической, и практической части, основанной на опыте педагогов-классиков и на примерах собственной практики.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет исследования – актуализация темы курсовой работы.
Тема курсовой работы: «Воспитание вокально-интонационной культуры младших школьников в процессе работы над музыкальным произведение»
Работа с голосом в любой возрастной категории подразумевает два основных раздела учебно-репетиционного процесса:
Распевка – вокально-хоровые упражнения
Работа над музыкальным произведением
В вокальной педагогике существуют различные мнения по поводу значимости этих разделов в становлении певца-солиста и певца-хориста. Одни методики призывают существенное время занятий отводить на тренировочные упражнения, другие – развивать свои способности в ходе работы непосредственно над музыкальным произведением. Оба направления дают великолепные результаты. В рамках данной курсовой работы мы сосредоточимся на методике работы с песней, т.е. подробно остановимся на втором разделе учебно-репетиционного процесса.
Обратимся к словарям и справочникам.
Музыкальное произведение – утверждённый традицией вид законченного музыкального высказывания композитора, а также исполнителя и слушателя, закреплённый в нотной записи и предполагающий бесконечное разнообразие интонационно-исполнительских прочтений. (ЧелышеваТ.В. Спутник учителя музыки.-Москва.:Просвещение.-1993г.-стр.117)
Пение, вокальное искусство – исполнение музыки голосом.
Певческая установка – положение, которое певец должен принять перед началом фонации /звукоизвлечения/ (Романовский Н.В. Хоровой словарь.-Музыка.-1980г.-стр.84)
Вокальная техника – комплекс умений и навыков для осознанного управления процессом фонации (Юцкевич Ю.Ю. Словарь музыкальных терминов.-Киев.:Музыкальная Украина.-1988г.-стр.32)
Интонация (от лат. Intono – произношу нараспев, запеваю, пою первые слова) – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение, характерное для всего музыкального произведения. (Штейнпресс Б., Ямпольский И. Краткий словарь любителя музыки.- Москва.: Советский композитор.-1961г.-стр.25)
Вокальное интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом (Романовский Н.В. Хоровой словарь.-Музыка.-1980г.-стр.46)
Итак, перед нами младшие школьники, их вокальные способности и возможности, вокальная работа на уроке музыки с песней.
Условия работы – урок музыки в общеобразовательной школе:
оборудованный кабинет
урок 1 раз в неделю
продолжительность занятия - 35 минут в 1-х классах, 45 минут во 2-4 классах
продолжительность раздела урока – вокальная работа - 15-20 минут
продолжительность работы с песней – около 15 минут в неделю!
2.2 Возрастные особенности младших школьников
2.2.1. Основные понятия
«Возрастные особенности – специфические свойства личности, его психики, закономерно изменяющихся в процессе смены возрастных стадий развития Возрастные особенности образуют определённый комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида особое значение имеет учёт возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания» (Психология.- Словарь.-М..-1990.-стр. 61).
Певческий голос – драгоценный дар природы, который следует охранять и оберегать. А голос ребёнка – это хрустальная ваза, требующая особой заботы, знаний и умений учителя музыки.
Задача учителя выявить вокальные способности, научить ребёнка пользоваться собственным голосом и развивать свои голосовые данные. На уроках музыки школьник усваивают основные правила и навыки работы с собственным голосом. Развитие вокальных данных способствует становлению личности ребёнка в целом.
Детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, следовательно, в изменении. Опыт ведущих хормейстеров доказал, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идёт о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определённых принципов и правил. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет здоровье детей.
Наша вокальная педагогика рекомендует бережно относиться к неокрепшему детскому голосу и, вместе с тем, обращает внимание на большие возможности работы с ним. Не случайно предъявляются высокие профессиональные требования к учителю музыки, как к хормейстеру. Не достаточно обладать собственным красивым голосом, необходимо владеть методикой работы с юными певцами и учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности.
2.2.2. Возрастные особенности голосового аппарата младших школьников (6-10 лет)
Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все высокие, поэтому деление на первые и вторые голоса условны.
Диапазон ограничен звуками ре1 – ре 2. Примарные тона – ми-ля1, именно в этих звуках проявляются лучшие качества детского голоса, которые постепенно распространяются на весь диапазон. Искать эти звуки следует при эмоционально ярком, выразительном исполнении высокохудожественного произведения, когда с ребёнка снимается всякая скованность, и он свободно изливает свои чувства в пении.
Звучанию голоса свойственно головное резонирование, лёгкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание), голосовая мышца ещё только образуется.
Тембр очень неровный, гласные звучат пёстро. Задача руководителя добиться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.
Наиболее ярко голоса звучат в нюансе mf, mp. Нюанс р очень труден для исполнения, поэтому пользоваться им следует в редких исключительных случаях, так же как и нюанс f.
2.2.3. Психологические особенности младших школьников
Периодизация детства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
Дети от 6 до 10 лет
Формируется учебная деятельность. На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения. Психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психологического развития детей в дошкольный период.
Наиболее типичные показатели этого возраста:
моторная активность
сенсорно-перцептивная активность (потребность в новых сенсорных впечатлениях, их воспроизведении и сохранении)
интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделение себя из поля действий и т.д.)
мотивация и выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторики, замещению)
способность (её мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную (т.е. ценную не только для себя) деятельность, поведение, общение (включая учение и игру) во имя их эффективного построения и социальной оценки.
Первые 4 показателя зарождаются и естественно проявляются в деятельности «для себя». Последний показатель является интегрированным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребёнка уже как школьника (общественно полезная деятельность)
Как эти знания мы можем использовать в своей вокальной работе над музыкальным произведением?
Дети четко ощущают значимость цели перед, поэтому началом работы следует поставить выполнимую задачу, тогда весь рабочий процесс будет актуализирован. Это проверено на практике. Дети азартно будут работать в том случае, если они понимают, зачем они это делают и объём работы их не пугает. И, напротив, быстро устают и теряют интерес к «непонятной» и насыщенной работе. Это относится и к вопросу работы над вокальными навыками в учебно-тренировочных упражнениях (распевке) и к работе над произведением. Вокальные упражнения не несут смысловой нагрузки, особенно пение на слоги, поэтому долго задерживаться не стоит – дети теряют интерес.
Трудная и отдалённая цель должна «добиться» на промежуточные и легко исполняемые этапы. В таких случаях имеет смысл провести эту работу «пунктиром» в течение всего урока (об этом методе позже).
Метод «Сбора произведения».
В работе над произведением целесообразно предварительно разделить музыкальный материал на завершённые фрагменты (мотивы, фразы, предложения и части) и предлагать детям для изучения и освоения эти короткие разделы. Затем объединить малое в большее, мелодические обороты во фразу, фразы в предложения, предложения в часть и т.д. Такая работы будет увлекательна, посильна и мотивирована даже для «слабенького» ученика и напомнит всем любимые домашние детские игры, такие как конструктор и «Собери картинку». Чем сложнее произведение, тем медленнее и тщательнее должна быть вокальная работа! Скорее всего, она займёт у вас много времени и, наверняка, ни один урок, но это не важно, т.к. результат порадует и детей и учителя!
Примером работы по этому методу является разучивания гимна гимназии в 1 классе за 2-3 месяца. Эта очень кропотливая и тщательная работа, т.к. уже в конце 1 четверти на празднике «День рождения класса» ученики 1А класса (дети 6-летнего возраста) поют 1 куплет гимна, а ученики 1Б класса (дети 7-летнего возраста) поют и 1 и 2-ой куплет.
К декабрю (Неделя гимназии) - гимн исполняется полностью всеми первоклассниками. Всё это время мы работаем над сложным, для этого возраста, произведением и нет такого урока, на котором бы работа приостанавливалась.
Таким образом, соблюдается один из основополагающих принципов музыкальной деятельности как творческого процесса:
В ходе музыкальной активной деятельности обобщающая цель всегда возникает в конце работы, а не в начале! Целостное осмысление музыкального произведения – это великая награда за тщательный кропотливый труд юных музыкантов!
2.2.4. Особенности «обычного» психологического облика младших школьников, проявляющиеся в музыкальной учебной практике:
Разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт
Моторная «зажатость» или, наоборот, неуправляемая раскрепощённость
Недостаточная вокально-слуховая координация (иногда и двигательно-слуховая)
Преобладания роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху
Склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям
(гедонизм греч. – наслаждение)
Потребность в смене эмоциональных состояний (психологи отмечают «импульсивность», бесконтрольность эмоциональных состояний)
Склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (в данном случае с персонажами музыкальных произведений)
Регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не слово (стремление «увидеть» за словом живые образы)
Интерес к внешней форме
Личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – зрительных, слуховых, двигательных и т.д..
Склонность к непосредственному сопереживанию.
Итак, на основе вышесказанного, можно предложить основную формулу работы с младшими школьниками – учить играя! Именно игра включает в себя 3 основных звена развития ребёнка в любой сфере его деятельности, в том числе и в развитии вокально-интонационной культуры:
усвоение социального опыта других детей и взрослых
обязательная актуализация собственного опыта
процесс их сопряжения.
Главная задача учителя умело подбирать метод работы, уместно использовать современные технологии построения познавательного процесса такие как, сопоставление, противопоставления, с позиции перспективы роста учащихся, «рондообразного», «вариационного», и даже конфликтного, если ученики уже «запаслись» достаточным сравнительным материалом (это зависит от эмоционально-образного опыта учащихся).
2.3. Вокально-хоровые навыки
Внимание
Работа над музыкальным произведением подразумевает накопление вокальных знаний, умений и навыков у юных певцов, эта работа требует постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание, без которого любой педагогический труд не будет вознаграждён хорошим результатом.
Охрана голоса
Существуют незыблемые правила, соблюдение которых крайне необходимы в вокальной работе для качественного и продуктивного процесса обучения - это «Певческая установка» и «Правила пения». С первых занятий юных певцов знакомят с этими правилами и неустанно напоминают и отрабатывают их на протяжении всей вокальной работы и в сольной и в хоровой практике.
Певческая установка
Голову держи прямо, не опуская вниз и не запрокидывая назад. При нарушении этого правила в гортани создаётся излишнее напряжение, теряется свобода вокального дыхания.
Стой твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела.
Сиди прямо, не касаясь спинки стула, опираясь на ноги. Руки свободно положи на колени. Если сгорбить спину, диафрагма будет сдавлена, что приведёт к потере вокальной опоры, а значит, к ухудшению качества пения.
В любом положении корпус держи прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота
Правила пения
Во время пения стой (сиди) прямо, сохраняя певческую установку: спина прямая, плечи развёрнуты.
Внимательно вслушивайся в первый звук песни и старайся спеть его точно по высоте.
Дыхание бери спокойно. Не поднимай плечи. Распределяй дыхание на всей фразу до конца.
Слушай себя во время пения и следи за тем, чтобы голос всегда звучал красиво.
Гласные протягивай, согласные произноси коротко и отчётливо. Если слог заканчивается согласной, то её надо присоединить к следующему слогу. Например: «Пти-чка по-дмо-им о-ко-шком.» или «на-дре-кой» и т.п
Думай, о чем поётся в песне и исполняй её выразительно. Внимательно относись к тексту, формированию гласных и согласных звуков, логическому ударению в музыкальных фразах.
Когда поёшь в хоре, прислушивайся к пению других хористов. Твой голос не должен выделяться!
Во время пения смотри на учителя. Точно выполняй все его указания.
Когда поёшь по нотам, бери дыхание в тех местах, где стоит знак дыхания или есть пауза.
Когда класс поёт на несколько голосов, прислушивайся к пению и своей и другой хоровой партии.
Запомни!
Вредно петь громким и резким голосом
Вредно петь на холодном или сыром воздухе
Вредно небрежное отношение к речевому голосу: крик, визг
Вредно копировать или подражать неестественному пению других людей
Дирижёрский жест
Для того, чтобы ученик понимал происходящее на уроке, он должен усвоить язык дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- изменение по руке дирижёра силы звука, темпа, штрихов, характера
Усвоению дирижёрских жестов способствует игра «Пойми меня».
Игра «Пойми меня» (для детей начальной школы)
Условия игры:
Представьте себе, что вы дирижёр. Пред вами детский хор, в котором поют юные музыканты из разных стран мира. Разговорную речь друг друга она не понимают. А смогут ли они вместе исполнить музыкальное произведение?
- Да, но для этого надо знать особый язык дирижёрских жестов.
Дети включаются в эти условия, вспоминают дирижерские жесты, повторяют их. Игру, безусловно, необходимо мотивировать. Лучшим стимулом для усердия станет предложение продирижировать музыкальным произведением или вокальными упражнениями. Желающих будет много – это проверено практикой.
Методический результат:
Усвоение (повторение) дирижёрских жестов; понятия «дирижёр», «детский хор»; «забег» в темы «Язык музыки», «Музыка не знает границ»; интерес к предмету; творческая активность детей в целом и каждого в отдельности.
Дыхание и паузы
Педагог учит детей правильно дышать во время пения. Техника вокального дыхания усваивается под руководством профессионала.
Основы - бесшумный короткий вдох, задержка дыхания (опора) и постепенное его расходование (выдох).
Есть много методик постановки и развития вокального дыхания для разных возрастных групп, но объём курсовой работе не позволяет останавливаться подробно, хотя этот вопрос занимает основополагающее место в вопросе постановки голоса.
На более поздних этапах обучения дети знакомятся с техникой цепного дыхания.
Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием вокального дыхания лучше всего подходят и вокально-тренировочные упражнения, и народные песни, и композиторские песни.
Звукообразование
Существует 2 основных типа атака (начала) звука – твёрдая и мягкая. Для более точной градации выделяют 4 вида:
Очень твёрдая
Твёрдая
Мягкая
Очень мягкая (придыхательная)
Основной атакой звука в младшем школьном возрасте является мягкая атака. Твёрдую атаку рекомендуется использовать крайне редко в произведениях маршевого, волевого характера.
Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения, например, пение на слоги. В вокальных произведениях учитель работает над образованием звука не менее тщательно. Результатом работы над звукообразованием будет единая манеры пения у всего класса.
Дикция
Артикуляция (расчленяю лат.) – способ исполнения звуков при пении.
Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. Согласные в пении формируются так же, как и в разговоре, но произносятся более активно и чётко. Гласные округляются, приближаясь по своему звучанию к гласной «о». По сравнению с речевыми гласными, вокальные тянутся, что и составляет основу пения. «Гласные – река, согласные – берега» (В.Попов).
Строй
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор».
Включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a сappella способствует усвоению и развитию ладового слуха и всё же, главная работа проходит именно в произведениях. Здесь ученики на практических примерах проверяют свои знания, навыки и умения.
Ансамбль
Ансамбль (вместе фр.) – согласованность при коллективном исполнении музыкального произведения (вокальная, инструментальная музыка).
Это единство и уравновешенность всех вокально-хоровых средств выразительности: артикуляции, звукообразовании, дыхании, звуковедении, метроритме, динамике и т.д. Причём, это касается как хора в целом, так и в своей хоровой партии в частности.
Что значит петь в ансамбле? Ребёнок сначала учится слушать и слышать себя. Затем, других. Необходимо научить юных певцов прислушиваться к звучащим рядом голосам. Это приходит с усердием, систематичностью и продолжительностью обучения.
Главной задачей пения в унисон и является научиться контролировать себя в единении со всеми. Сложная, многолетняя работа.
Особенности вокальной работы на уроках музыки
Вокальная работа с детьми даёт ощутимые результаты при следующих условиях занятий:
Высокий профессионализм учителя
Усердие, внимание, трудолюбие и познавательные способности учеников
Достаточная продолжительность и систематичность занятий (здесь имеется в виду частота занятий в неделю, в учебном году и продолжительность вокальной работы в одно занятие).
Если проанализировать условия учебного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе, то, подразумевая выполнение двух первых факторов, большую сложность представляет собой 3 условие: продолжительность вокальной работы в одно занятие.
Как правило, это всего 15-20 минут (в лучшем случае) в неделю! Это категорически мало для продуктивной работы! Хормейстеры придерживаются мнения о том, что заметные результаты могут быть при встрече с детьми 2-3 раза в неделю при продолжительности урока в 60 – 90 минут, одного общего и 1-2 занятий по группам. Это лишний раз подтверждает тот факт, что вокальная работа – дело трудоёмкое и для педагога и для юных музыкантов.
Исходя из этих данных, к сожалению, напрашивается вывод – дать полноценное вокальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе не возможно! Роль учителя сводится лишь к грамотному ознакомлению детей с основными правилами и законами вокально-интонационной культуры. И лучше всего эту работу проводить на примере музыкальных произведений, а не вокально-тренировочных хоровых упражнениях, хотя и они тоже присутствуют на уроках.
2.4. Работа над музыкальным произведением
2.4.1. Требования к учителю
Перед учителем музыки стоит задача – научить детей петь правильно, свободно, красиво и выразительно. Звучание детского голоса должно быть естественным, лишенным физического напряжения, звонким, светлым, лёгким и чистым. Это требует большого терпения и такта, умения находить верные слова, помогающие маленьким певцам преодолевать трудности и не отчаиваться при неудачах, тонко чувствовать темп ведения урока, грамотно выстраивать композицию урока. Важно с первых занятий строить вокальную работу так, чтобы в поле зрения находились все дети, учитель несёт ответственность и за развитие каждого ребёнка в отдельности и за накопление музыкально-теоретических знаний и навыков класса в целом.
Учитель музыки должен базировать всю свою работу с классом на двух основных требованиях:
Увлеки!
Не навреди!
Если хотя бы один из них будет нарушен, то можно говорить о некомпетентности и непрофессионализме педагога.
2.4.2.Репертуар
Главная цель вокальной работы на уроках музыки увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера урока. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее образам. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения, быть в коллективе единомышленников, творческих исполнителей единого музыкального произведения. Вокальная работа – это новая форма общения с одноклассниками и она особенно ценна ещё и потому, что в современном, весьма разобщенном, мире процесс сотворчества в большом коллективе встречается не так часто!
Подбирая репертуар, учитель должен помнить обо всех вокальных задачах учебного процесса, подходить к этому моменту вдумчиво и неторопливо.
Требования к репертуару:
Иметь воспитательный характер
Быть высокохудожественным
Соответствовать возрасту
Соответствовать уровню приобретённых знаний и умений
Быть разнообразным и по характеру, и по форме, и по жанрам, и по стилям – представлять широкий спектр вокальной музыки
Работу с младшими школьниками надо всячески разнообразить. Например, помимо исполнения программных песен, дети могут готовиться к тематическому концерту, а таких концертов в жизни наших гимназистов немало. Например: «День рождения класса», «День Учителя», «Неделя гимназии», «Пушкинская неделя», фольклорные праздники – Рождество, Масленица, «Подарок маме», «До свидания, школа» и другие. Особое место в работе учителя занимает репертуар, который должен соответствовать возрастным особенностям школьников, т.к. это залог успешной вокальной работы на уроке и качественного выступления на концерте.
Существуют репертуарные сборники, в которых предлагаются песни для разных возрастных категорий, для различных уровней вокально-хорового мастерства юных исполнителей с методическими рекомендациями для руководителя.
Следует помнить о том, что репертуар формируется в 3 уровнях:
Первый уровень
Лёгкий музыкальный материал (ретроспективный) – несложные песни с простой мелодикой и ритмикой, с яркой образной тематикой. Это могут быть ранее выученные и полюбившиеся песни. Работа с этими песнями будет направлена в первую очередь на эмоциональную выразительность.
Несложные песни с движением, ритмическим дополнением, песни-игры, ролевые песни
Песни, выученные ранее
Популярные детские песни, которые известны детям давно. Песни эти не требуют специального разучивания (репертуар детского сада, музыка из мультфильмов и кинофильмов, выученных самостоятельно (караоке)).
Часто как раз этот материал представляет большие сложности в исполнении, т.к. дети их запоминают самостоятельно с интонационными и метроритмическими ошибками, подражая чужому исполнению, сохраняют неестественный, а часто и противоестественный тембр и манеру пения. Переучить песни очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно! Как правило, эти песни звучат не слитно («не в ансамбле») и не качественно, и работать над этим материалом детям не хочется, т.к. они считают его выученным. Кроме эмоциональности (и то не всегда!) песни не представляют особой вокально-педагогической ценности.
Второй уровень
Уровень, соответствующий возрастным возможностям детей.
Музыкальный материал для овладения вокально-хоровыми навыками:
песни на развитие вокального дыхания, различных штрихов, разнообразных нюансов, чистоты интонирования и т.д. Это, своего рода, учебная лаборатория. Песни этого уровня не всегда попадают на сцену, часто они являются показателем мастерства младших школьников, своего рода этапным вокальным материалом.
Песни сложного уровня прошлого учебного этапа, те, которые раньше были представлены как учебно-тренировочный материал
Новые песни, соответствующие новым задачам учебного периода (песни по программе и дополнительный тематический материал).
Третий уровень
Повышенный уровень сложности. Песни из будущего репертуара (перспективные).
Эти песни обязательно должны быть в работе, своим присутствием они рисуют «будущие возможности» юных певцов. Как правило, это материал для распевок, часто представленный лишь во фрагментах или как материал для слушания. Это исключительно новые песни, требующие тщательной вокальной работы.
Песни новые
Следует обратить внимание учителя музыки на то, что в репертуаре любого уровня сложности должны быть представлены песни как с сопровождением, так и а сарреlla. Принято считать пение без сопровождения высшей формой хорового исполнительства. И это справедливо! Аккомпанемент значительно облегчает исполнение произведения. Он помогает детям правильно интонировать, выдерживать верный темп, ритм и т.п. Но главное значение аккомпанемента заключается в том, что это мощное средство музыкальной выразительности и отказываться от сопровождения в композиторских песнях мы не имеем право. Многие из этих песен просто утратят свою интонационно-выразительную сущность.
Приёмы пения без сопровождения лучше всего отрабатывать на фольклорном материале, который и не требует развёрнутого сопровождения в большей части, или сопровождение носит поддерживающий характер.
В этом плане у детей вызывает огромный интерес исполнение песен в сопровождении шумовых музыкальных инструментов. Эта творческая работа детям очень нравится. Стоит обратить внимание учителя на то, что при кажущейся простоте, игра на детских музыкальных инструментах требует долгой отработки метроритмических навыков, не менее трудоёмкая и ответственная. К сожалению, на концертных выступлениях приходится слушать плохое исполнение шумового сопровождения, а это уже говорит о профессиональной подготовке учителя
2.4.3. Этапы вокальной работы с песней
Первый этап
Выбор произведения
Второй этап
Домашняя работа учителя – тщательный разбор произведения (анализ)
форма произведения - деление на фразы и предложения и части, выявление кульминации, расстановка цезур и дыхания
определение трудных моментов мелодического и метроритмического интонирования, поиск способов и приёмов их преодоления
анализ текста
сбор информации о самом произведении – история создания произведения, жанр, эпоха, сведения о композиторе и поэте
разучивание произведения - подготовка к демонстрации (собственное исполнение, поиск одной или нескольких вариантов записи этого произведения)
подготовка к репетиционной работе - составление плана работы над произведением (план поурочный и перспективный вплоть до концертного исполнения, если таковое намечается). Для этого стоит выявить характерные черты произведения, зерно мелодической и ритмической интонации, что делает это произведение узнаваемым и любимым – это своего рода визитная карточка песни.
Выбрать наглядные средства для разучивания:
как представить текст (запись на доске, распечатать текст и разложить в персональные папки или разучивание «на слух»)
как представить мелодию (запись на доске графического рисунка, нотами, показ на руке /по системе Струве и проч./, демонстрация нотной записи песни в электронном учебнике, пение «на слух»)
Третий этап
Репетиционная работа на уроке
Ход репетиционной работы может варьироваться в зависимости от уровня сложности и методических целей, но наличие всех этапов необходимо для достижения хороших результатов.
Разучивание
Представление (демонстрация) нового произведения – раздел слушания и разбора нового вокального произведения
Рассказ о произведении
Разбор текста – работа над речевой дикцией в условиях метроритма песни.
Знакомство с мелодией – начинать стоит с лёгких интонаций или с тех фрагментов, с которыми ученики справятся без особого труда, выполнив все вокальные задачи почти самостоятельно, это создаст ситуацию успеха, что очень важно на творческих уроках музыки.
Можно построить работу с самого сложного материала, но эта методика требует особого педагогического мастерства и не рекомендована учителям с малым опытом работы.
Возможно единовременное погружение в работу с песней, но можно использовать метод многократного обращения к вокальной работе с одной песней в течение урока – это сложнее, но часто очень продуктивно! Результаты такого плана часто неожиданно радуют и учеников и учителя.
Как правило, работа с одним музыкальным произведением ведётся на нескольких уроках, важно учитывать то, что уже сделано. Какая часть произведения является ретроспективным материалом, какая - учебным и какая - перспективным.
Работа над исполнением
Исполнительский план песни составляется после полного разучивания произведения, когда преодолены все технические трудности и многое доведено до автоматизма. Произведение представляет собой единое произведение.
Проанализировать вместе с детьми сложившуюся музыкальную форму:
выявить музыкальные образы и драматургия (композиция) произведения, найти кульминацию, распределить исполнительские силы юных музыкантов с учётом их возрастных возможностей (см. раздел 2.2.).
Созданный исполнительский план совместными усилиями воплощать на уроках музыки в жизнь, тем самым доводить произведение до концертного состояния.
Всё это должно способствовать насыщению произведения осознанной эмоциональностью и выразительностью, а значит соответствовать замыслу композитора и исполнителя.
Концертное исполнение
Этот этап работы над произведением ответственный и сложный, именно сейчас выявляются все положительные и негативные стороны предшествующей работы. Ожидать чуда при концертном исполнении можно лишь при качественной работе на первых двух этапах! На концерте у юных певцов чаще бывают потери, чем приобретения! Наивно полагать, что концертное состояние сгладит все огрехи репетиционной работы.
Если работа над песней была длительной, то желательно перед третьим этапом её «отложить», немного забыть. Тогда третий этап будет более успешный. Очень печально видеть на сцене «перегоревших» исполнителей, ведь основа детского вокального творчества – это яркая эмоциональность, которая является естественной, спонтанной и не регулируемой.
Напротив, концертное исполнение «сырых» произведений вызывает жалость к юным исполнителям – они просто боятся, и вина в этом случае полностью ложится на неграмотного учителя. Не следует забывать, что в конечном итоге за всё будут расплачиваться юные музыканты! А это печальный опыт, который дети могут пронести через всю жизнь!
Учитель! Будь бдителен!
В твоих руках хрупкие нежные создания!
Не навреди!
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вокальная интонация – это тонкое соединение слова и музыки. Услышать, постигнуть и передать это единство под силу чуткой тонкой натуре, владеющей вокально–хоровыми навыками. Привить и воспитать эти навыки можно в первую очередь на хоровых занятиях у грамотных профессиональных хормейстеров, но и уроки музыки в общеобразовательной школе тоже вносят посильный вклад в этот процесс. Это непрерывная , планомерная работа, которая требует от учителя высокого профессионализма, такта, собственного высокохудожественного уровня и мастерства, и, что очень важно, доброго открытого влюблённого сердца, а от ученика внимания, усидчивости и терпения.
Лишь в тесном творческом сотрудничестве учителя и учеников можно ожидать хороших результатов. Наградой за этот совместный труд будет услышанная, исполненная, а может даже и созданная МУЗЫКА! И сколько бы ни говорили, не исследовали это феноменальное явление, музыка была, есть и будет великим таинством, постигнуть которое мы не в силах. Мы можем лишь прикоснуться, лишь притронуться, лишь приоткрыть завесу этого чуда, а значит, мы должны быть чуткими, внимательными и аккуратными. Вот такое трепетное отношение к музыке мы и воспитываем на уроках музыки в разных разделах урока и особенно в вокально-интонационной работе над музыкальным произведением.
Любовь к музыке прививается в раннем дошкольном возрасте, в школе закладываются основы музыкального мышления и практической деятельности ребёнка. Как отмечают психологи, особенно важен в этом процессе период начальной школы, что соответствует возрасту 6-10 лет жизни.
Воспитание вокально-интонационной культуры младших школьников дело трудоёмкое и кропотливое. Эта работа играет основополагающую роль на уроках в начальной школе (1-4 классы), в среднем звене (5-8 классы), а так же имеет своё продолжение и в старшей школе во внеурочной деятельности учащихся. Это важное звено воспитания юного музыканта и становления многогранной, гармоничной личности в целом.
Исходя из условий проведения урока музыки в общеобразовательной школе, можно сделать следующий вывод:
воспитывать вокальнно-интонационную культуру младших школьников лучше всего во время работы над музыкальным произведением, используя продуктивные методики и технологии работы с детским хором разных лет.
В ходе исследования были использованы вокальные методики ведущих педагогов, таких как В.Попов, Вл.Соколов, Г.Струве, Н.Данилин, а так же собственный многолетний опыт работы в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возрастная и педагогическая психология / под ред. Петровского А.В. - Москва.: Просвещение.- 1973. - стр. 66-97.
Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах./ Музыкальное воспитание в школе./ сост. Апраксина О.- выпуск 14.- Москва.: Музыка.- 1989г. – 187стр..
Данилин Н.М. Искусство хорового пения.- Москва.: Гос. Музыкальное издательство.- 1963г.- 145 стр.
Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению./ Работа с детским хором./сборник статей./ под ред. Соколава В.Г.- Москва.: Музыка.- 1981г.- 12-19 стр.
Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми.- Музыкальное воспитание.- вып.№13.- Москва.: Музыка.- 1978г.- стр. 28-36.
Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре.- Москва.: Музыка.- 1985г.- 79 стр.
Романовский Н.В. Хоровой словарь.-Музыка.-1980г.-стр.84
Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания./ Работа с детским хором.- Сборник статей./ под ред. В.Соколова.- Москва.-1981г.
Стулова Г.П. Хоровой класс.- Москва.: Просвещение.- 1988г.-125 стр.
Тарасов Г.С. Психологические особенности младших школьников./ Музыкальная психология./ Спутник учителя музыки./ сост. Челышева Т.В.-Москва.: Просвещение.- 1993г.- стр. 39-45.
Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа./ Музыкальное воспитание в школе./ сост. Апраксина О. - Выпуск 15. – Москва.: Музыка.- 1982г. – 289 стр.
ЧелышеваТ.В. Спутник учителя музыки.-Москва.:Просвещение.-1993г.-стр.117
Штейнпресс Б., Ямпольский И. Краткий словарь любителя музыки.- Москва.:Советский композитор.-1961г.-стр.25
Юцкевич Ю.Ю. Словарь музыкальных терминов.-Киев.:Музыкальная Украина.-1988г.-стр.32
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)
Рассматривать проблему работы с певческими навыками автора побудили исследования в области хорового пения. При работе с детьми Борис Бочев обнаружил, что дети интуитивно справляются с интонационным материалом – запоминают, воспроизводят, отличают, анализируют, интерпретируют, но при этом не обладают почти никакими певческими навыками. На основе этих исследований Б. Бочев разработал методику работу над элементарными вокально-хоровыми навыками.
Автор говорит о том, что из 45-ти минутного урока всегда 35-40 минут отдает пению хором и индивидуально, а это обстоятельство почти автоматически заставляет детей петь тихо, иначе дети не могут выдержать напряжения.
В методике освещены главные требования, предъявляемые к детям:
1. Сравнительно тихое пение, без напряженности, без крика. Это пение контролируется не только слухом, но и по внешним признакам – у детей, поющих напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на лбу, лица морщатся, краснеют, а некоторые из темпераментных крикунов даже потеют от напряжения.
2. Пение с округлым звучанием. Направлено на борьбу против открытого пения с «режущим звучанием», которое всегда приводит к быстрой усталости, к понижению интонации при продолжительном пении, к сужению диапазона, а в некоторых случаях к хронической сиплости голоса.
3. На каждом уроке – пение с закрытым ртом (ммм). Это автор делает в целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении.
Перед началом занятий, при первом прослушивании, автор составляет для себя таблицу, в которую заносит данные о каждом ученике: 1. Звукоизвлечение – легко или с усилием. 2. Состояние голоса – чистый, светлый, уставший, сиплый и т. д. 3. Объем голоса по всему его протяжению. 4. Качество тембра – светлый, звонкий, бесцветный. 5. Сила голоса. 6. Особенности темперамента – скромный, активный и т. д.
В результате анализа литературных источников, я сделала следующие выводы: практически все труды, посвященные музыкальному воспитанию детей, представляют обобщения собственного опыта их авторов. В этой литературе отражены лучшие черты детского хорового исполнительства, использовавшегося в практике.
Эталоном хорового пения во всех культурах является религиозное (церковное) пение. За многовековую историю существования, там накоплен богатейший опыт, который и является основополагающим в наших современных методиках постановки и работы с голосовым аппаратом.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215