Технологическая карта к открытому уроку по русскому языку по теме Имена собственные


Тема Имена собственные и нарицательные
Цель и задачи темы
• углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
• Научить:
Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о правописании заглавной буквы в географических названиях
Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.
закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;
развивать речь обучающихся при работе с текстом;
Планируемый результат Познавательные умения:
— Сформировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины.
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия Понятия:
- имя собственное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Тема: « Заглавная буква в именах собственных »
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал презентация ( компьютер)
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технологическая карта изучения темы «Заглавная буква в именах собственных», 1 класс
Технология проведения Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формирование УУД Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
I этап. Организационный
Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой.
«Чему бы ты не учился,ты учишься для себя» Петроний. Приложение№1 (в энциклопедии найти кто это?). Как понимаете эти слова?
Кто такой Петроний?( 2 ученикам дается задание в библиотеке найти информацию о Петронии) Личностные УУД
Коммуникативные УУД Настроить детей на работу.
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
II этап. Актуализация знаний
Цель- актуализировать знания II этап. Актуализация знаний
- Как вы думаете почему наш урок называется русский язык? Что изучаем на уроках? Для чего нам нужно знать свой язык?
Внедрение в учебную деятельность.
Работа в тетрадях
Открываем тетради
Задание1 (У). Минутка чистописания.
На доске карточки с элементами заглавных букв
К П Н Ю ы
. Какие буквы получились? Какая буква лишняя? Почему ? какие еще буквы не имеют заглавной формы? (ь ъ)
- Что общего в написании букв? - Спишите красиво только заглавные буквы.
Самооценка
Подчеркните буквы, которые написали лучше
Поменяйтесь тетрадями
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Включить обучающихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Диалог с учителем
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Оценивать правильность выполнения заданий.
III этап. Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.
Цель - мотивировать к изучению темы.
- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
III этап. Самоопределение деятельности
- Определите тему урока, послушав стихотворение
Стихотворение Е. Измайлова
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше
Всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
имя улицы,
города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак.
Какие слова пишутся с большой буквы?
Как автор называет букву?(высокого роста)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Постановка цели урока
- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?
(Научиться писать большую букву в именах собственных).
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД

Личностные УУД
Регулятивные УУД
Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
IVэтап закрепление знаний
Цель- научить
Писать заглавную букву в именах собственных.
физминутка
IV этап. Учитель предлагает ответить на вопросы
На доске картинки героев. Внизу написаны их имена.( Приложение№2)
В одной веселой книжке
Живет смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает. (Незнайка)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)
У отца есть мальчик странный,Необычный, деревянный,На земле и под водойИщет ключик золотой,Всюду нос сует свой длинный...Кто же это?.. ( Буратино)
Его съесть хотели все,Но попал он в пасть к лисе.Сдобный, маленький клубокВ сказке звался ..... (Колобок)
- Кто это такие? (Герои сказок)
Они написали свои имена
незнайка, Золушка, Буратино,Колобок
- кто ошибся?
- Вспомните правило правописания имен людей.
Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы. ( на доске напечатанное на листе правило). ( Приложение№ 3)
Давайте запишем имя Незнайка правильно.
1 ученик на доске
Самостоятельно звуко-буквенный анализ слова
Взаимопроверка
(Стихотворение - шутка)
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка был да Бурка!
-Почему стихотворение называется шуточным?
Работа в парах по карточкам: подпишите названия героев. Вспомните имена из стихотворения. С какой буквы будем писать ? Почему?( Приложение №4)
собака Мурка
курица Буренка
корова Сивка да Бурка
кошка Жучка
жеребята Хохлатка
Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы. (Приложение№ 4)
А сейчас, ребята прочитайте что написали.
Познавательные УУД Организовать фронтальную работу.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Учить взаимопроверке
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Работать с информацией, представленной в учебнике.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий
V этап. Формирование новых ЗУН.
Цель - научить писать заглавную букву в географических названиях V этап. Формирование новых ЗУН.
- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте. ( Приложение№6)
(карта)
Работа у доски по карте.
- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.
- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.
- Как вы думаете, почему географические названия пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)
-
Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы (приложение №7)
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
. Работать с информацией, представленной в карте.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
VI этап Осознание и осмысление учебной информации.
Цель - научить писать заглавную букву в географических названиях Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в названиях города и реки.
Меня зовут ________________. Я живу в великой стране под названием _______________. Наш край ____________________. Наш район _________________. Наше село _________ . Я живу на улице _____________________. У меня есть собака _______ и кошка __________ Вдоль нашего села протекает могучая река _____________.
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Физкультминутка (для глаз) .
Мы долго писали и наши глазки, спинки, ножки устали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка электронная
. VII этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения VII этап. Рефлексия учебной деятельности.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
Рефлексия.
- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, покажите красный
- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, покажите желтый.
- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, покажите зеленый
- Очень приятно, что преобладают красные и желтые цвета. Тема нашего урока очень важная, всем и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться в течение всей жизни.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Приложение №1

Приложение№2
незнайка
Золушка
Буратино
Колобок
Приложение№3
Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
Приложение № 4
____________________________________________
__________________________________________________
___________________________________________________________

_________________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение № 5
Клички животных пишутся с большой буквы.
Приложение №7
Географические названия пишутся с большой буквы