Технологическая карта к открытому уроку по русскому языку Главные и второстепенные члены предложения


Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме
" Главные и второстепенные члены предложения"
Учитель: Исакова Ирина Александровна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и дрМ.: Просвещение 2014
4. Тема урока: "Главные и второстепенные члены предложения".
5. Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
6. Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению главных и второстепенных членов в предложении, в ходе группового взаимодействия
7. Задачи урока:
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
9. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
Формируемые УУД
1.Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада  приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь  друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от  улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.
Приветствие друг друга
Принцип психологической комфортности
1 мин УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация научёбу, создание ситуации успеха);
коммуникативные умение работать в
коллективе 2.Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1
Какое слово может быть связано со всеми данными словами?
Команда, делегация, семья
Предложение, второстепенные, главные
Составьте по 1 словосочетанию с этим словом из каждой строки.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  Верно, члены предложения,  главные и второстепенные.  Значит, тема урока…
Слайд 2
Запишем тему урока в тетрадь «Главные  и второстепенные члены предложения»
Учащиеся составляют из слов словосочетания, определяют тему урока
1 мин
1 мин -личностные: мотивация к учебной
деятельности,
- регулятивные: планирование своих
действий в диалоге с учителем
-познавательные (осознают познавательнуюзадачу)
3.Целеполагание
Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Главные и второстепенные члены предложения»)
Слайд 3
Сегодня мы с вами совершим путешествие по великой стране с названием Синтаксис. Встретимся с королём этой страны Сказуемым и королевой Подлежащее. Поиграем с их детьми – второстепенными членами предложения.
Но вам нужно быть очень внимательными, так как в этой стране живёт злая ведьма Ошибенция. И если вы допустите много ошибок, то она заточит вас в своём замке. Учащиеся самостоятельно определяют цели урока
2 мин 4. Актуализация знаний Чтобы начать путешествие нужно проверить, хорошо ли вы усвоили теорию по данной теме.
 На уроке вы будете работать в группах.
Слайд 4
Давайте вспомним правила работы в группах.
А почему вы поделены именно на 5 групп?
(Ответы детей: всего 5 членов предложения)
Правильно.
У каждой группы на столе лежит файл, в котором находится лист с названием одного члена предложения и листы с признаками всех членов предложения. Учащимся  нужно отобрать только те, которые соответствуют члену предложения. Затем 1 человек от группы выходит к доске и прикрепляет отобранные признаки на доску, комментирует, остальные группы слушают, дополняют, если необходимо, задают вопросы
Слайд 5
1 группа - Подлежащее
2 группа - Сказуемое
    ?   Какое пунктуационное правило связано с главными членами предложения?
Каждой группе выдается задание.
Слайд 6
Доброе начало девичья   краса
Молчание половина дела.
Коса золото
Ученье вот  лучшее учение
Чтение свет
Задание: соедините части пословиц, запишите. Подчеркните грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены. Сформулируйте пунктуационное правило.
Обсуждение выполненного задания и формулирование вывода.
Прочитайте текст
Слайд 7
Утро было. Облачка бродили. Солнышко светило. Ветерок шевелил. Они просыпались и шелестели. Цветы умывались.
Можно ли определить тему? А настроение? Что нужно сделать, чтобы текст стал ярче, красочнее?
Зачем нужны второстепенные члены предложения?
Остальные группы рассказывают о второстепенных членах предложения
Слайд 8
3 группа –  определение
4 группа -  дополнение
5 группа - обстоятельство
Выполнение заданий
Слайд 9 – карточка 2 – подчеркнуть определения в тексте
Слайд 10 – карточка 3 – найти дополнения в тексте
Слайд 11 – вспомнить запоминалкуСлайд 12 – карточка 4 – найти обстоятельства в тексте
Рассуждения и ответы учащихся
2 мин
2 мин
3 мин
3 мин
2 мин
5 мин
7 мин - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;
- регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование,
прогнозирование;
- познавательные: осуществляют для
решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;
- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей
5. Физкультминутка. Применение
знания в нестандартной ситуации
Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.
1 группа: На улице моросит нудный дождь.
2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил.
3 группа: Мама сварила вкуснейший борщ.
4 группа: Завтра будет отличная погода.
5 группа: Жёлтый лист кружится в воздухе.. 1 мин - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;
- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;
- познавательные: использует полученную информацию в действии;
- коммуникативные: учится искать свою позицию
6. Применение знания в стандартной ситуации Творческая работа. А теперь, ребята, давайте вернёмся к тексту и распространим предложения так, чтобы получился текст.
Каждая группа зачитывает получившийся текст и комментирует, какими второстепенными членами было распространено предложение.
Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине, затем читают её в классе, оценивая работы
одноклассников.
5 мин
- личностные: положительное отношение к обучению:
- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;
- коммуникативные: умение работать в группе
7. Подведение итогов Лингвистический футбол1 ученик  от группы приглашается к доске - «встает на ворота», команды по очереди  «забивают » вратарю пять «мячей» - вопросов по теме «Главные и второстепенные члены предложения».  Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получает. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы
им хотелось бы
обсудить на последующих уроках
4 мин - личностные: критическая оценка своих знаний;
- коммуникативные: умение слушать друг друга
8. Рефлексия - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке
Чему был посвящен наш урок?
Какие затруднения вы испытали?
Что помогло вам их преодолеть?
Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью смайликов.
Оценивание своейработы
1 мин коммуникативные (оценка своейработы),
- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,
- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,
- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,
умение посмотреть на ситуацию с иной
позиции