Всероссийская акция Час кода

План-конспект интегрированного занятия в 8 классе «Час кода»

Цель : повысить мотивацию обучающихся к изучению программирования как к перспективной сфере профессиональной деятельности, как к универсальному навыку для самореализации в различных отраслях знания и деятельности человека.
Задачи:

· создание условий для осознания обучающимися важности построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений через знакомство с условиями и результатами труда в ИТ-индустрии (на примере программирования как перспективной сферы профессиональной деятельности);

· развитие мотивации к получению навыков программирования с целью самореализации в различных сферах деятельности человека;

· формирование метапредметных результатов, связанных с навыками планирования и рефлексии деятельности (регулятивные УУД), построения алгоритмов различных уровней сложности (познавательных УУД) и работы в команде (коммуникативные УУД).

· создание ситуации успеха (положительного опыта) изучения программирования для каждого обучающегося с помощью игрового тренажера на сайте акции.

Планируемые результаты.
Такой формат проведения занятия предполагает формирование у обучающихся следующих умений:

· выстраивать жизненные планы на будущее, осознавать целевые ориентиры;

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

· определять свои действия, которые бы способствовали продуктивной коммуникации, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей и др.

Слайд1.Психологическая минутка: “Здравствуйте!”
Рада приветствовать на занятии по самосовершенствованию . Давайте поприветствуем друг друга следующим образом: учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Слайд 2. Утверждение правил.
Воспитатель:
Давайте примем правила нашей работы. Только соблюдая их, мы сможем работать эффективно и получить результат.
Примерный перечень озвучивает учитель:

· Никакой критики. Все идеи хороши, все идеи нам важны!

· Не перебиваем. Умеем слушать и слышать!

· Высказываемся кратко и точно!
2. Слайд 3.Интеллектуальная разминка.
Найти на картинке одну лишнюю фигуру и объяснить, почему это именно она.
В задачке есть подвох, и сейчас мы о нем расскажем.


Посмотрите, какие признаки у фигур:
1 - большой красный квадрат с обводкой.
2 - большой красный квадрат без обводки.
3 - большой красный круг с обводкой.
4 - большой зеленый квадрат с обводкой.
5 - маленький красный квадрат с обводкой
У четырех фигур хотя бы одно из общих свойств отсутствует. У второй фигуры нет обводки, третья - не квадрат, а круг, четвертая зеленая, а не красная, а пятая - не большой, а маленький квадрат. И только одна фигура имеет все свойства. Это большой красный квадрат с обводкой под номером 1. Она и есть лишняя.
3. Вхождение в тему.
Ребята, существует ещё один квадрат , который в 1915 г в Петрограде вызвал много споров и разговоров. Слайд 4.Это картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Картина служит противопоставлением бытия и небытия, крайней простоты и безграничной сложности. Для кого-то "Черный квадрат" - это прямоугольная трапеция, а для кого-то - это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
Посмотрите на репродукцию картины Малевича. А как по – вашему мнению что здесь изображено?(Ночь , темная комната, подземелье , мир глазами слепого человека, тайна, нефть, пещера, черные мысли, черная зависть, обида и т.д.)
Молодцы! Можно сказать , что каждый из вас стал соавтором великого художника, каждый заполнил эту картину своим смыслом.
А еще одна версия, компьютерная, которую нам поведает .(ф.и. ученика)
Сообщение ученика: Всем известно, что изображение на экране монитора складывается из пикселей. Пиксель – это маленький квадратик определенного цвета, который воспринимается как точка. По этой версии, Малевич, сам того не зная, предвидел эру компьютерных технологий, которые обезличили миллиарды людей на планете. Еще одно предвидение: Малевич говорил, что его квадрат – это ничто, пустота, ноль. И в компьютерной кодировке черный цвет обозначается числом «0».
А какого ещё великого художника вы можете вспомнить из курса эмоционального канала , уроков МХК, который тоже в своих картинах использовали шифр и код? Слайд 5 (В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи зашифрована мелодия. Ее обнаружил компьютерный техник Джованни Мария Пала: если нарисовать вдоль картины нотный стан, то ломти хлеба на столе и руки апостолов можно прочесть как ноты).
4.Обьявление темы,цели.
Слайд 6 - логотип акции “Час кода”
Ребята добро пожаловать на «Час кода»! В декабре проходит Всероссийская образовательная акция «Час кода». Вместе с тысячами школьников из разных городов нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”, чтобы убедиться, что изучать компьютерные науки и программировать очень важно для того, чтобы стать востребованным специалистом и, следовательно, успешным в жизни, а кроме того, это может быть увлекательно и интересно.

Слайд 7. Возможно, кто-то из вас считает, что тема программирования не имеет к нему отношения. Давайте разберемся и начнем с того, что поговорим о значении программирования в различных областях и сферах деятельности человека. В обществе сегодня сложилось однозначное мнение, что программирование - это знание, которое позволяет сделать жизнь лучше (легко разрешить какую-то задачу)
В английском языке для этого есть соответствующее короткое слово - лайфхак, которое пришло к нам из IT-лексикона и активно используется сегодня молодежью, и специалистами ИТ-индустрии.
К занятию я попросила (ф.и. ученика) посмотреть значение этого слова в Википедии.
Лайфха
·к (от лайфхакинг, англ. life hacking) - жизненный совет, рецепт или народная мудрость, позволяющая улучшить качество жизни, решить часто возникающую проблему или приспособиться к нестандартным условиям. Это знание или навык, который значительно упрощает достижение поставленной человеком цели, упрощает жизнь, помогает сделать ее лучше.
5.Фронтальная беседа
Слайд 8. Попробуем сегодня ЭТО доказать? Я предлагаю вам, родившимся в веке информационных технологий, тем, кто с различными гаджетами обращается легко и свободно, выступить в роли экспертов и прокомментировать следующие фотографии
Слайд 9. Как говорят, “все познается в сравнении”... Давайте СРАВНИВАТЬ!

· Как изменилось рабочее место хирурга? Что должен уметь делать современный врач?
Ожидаемый ответ: современные программно-аппаратные комплексы позволяют отслеживать состояние человека во время операции, с помощью перископических датчиков и мониторов отслеживать поведение органов человека в труднодоступных местах. И эти новые возможности - результат труда программистов.

Слайд 10. Посмотрите на фотографии: так вели покраску машин в недавнем прошлом, теперь эта операция поручено программно-управляемым роботам.

· Какие преимущества для человека вы здесь видите? А кто управляет этими роботами?
Ожидаемый ответ: Учитывая вредный химический состав красок, наносимых на железо, следует отметить, что роботы освободили человека от изнурительного труда в химически вредных условиях, заменив его высокопродуктивной работой роботов.

Слайд 11.

· Какие вы сегодня используете средства для определения географической координаты, нанесения объекта на карту? Да, мы с вами привыкли к различным онлайн-картам, GPS-навигаторам. А раньше пользовались атласом дорог!

· Так как же бортовой компьютер/смартфон позволяет управлять современным автомобилем? Что необычного вы видите на фотографии справа?
Ожидаемый ответ: Система GPS-навигации позволяет построить оптимальный маршрут, избежать пробок, обеспечить охрану автомобиля...

Слайд 12-13. Давайте посмотрим на то, как изменились условия труда современного рабочего, например, на ткацкой фабрике . или фрезеровщика.

· Можем ли мы назвать фрезеровщика программистом? Что он программирует?
Ожидаемый ответ: И ткачиха, и фрезеровщик задают программу работы станка, в соответствии с которой изготавливается изделие или задается алгоритм сплетения нитей.

Слайд 14.

· А как мы теперь читаем? Какая информация и как нам стала доступна?
Ожидаемый ответ: И на наших телефонах и планшетах могут храниться сотни книг, энциклопедий, мы узнаем новости из электронных газет, Интернет- порталов. И это тоже результат труда программистов.

Слайд 15.

· А вы можете представить, что в банке считают проценты по вкладам на счетах и ручкой вписывают данные в сберегательную книжку?

· Какие преимущества электронных карт вы можете назвать?
Ожидаемый ответ: Деньги на карточке защищены паролем. Современные алгоритмы шифрования и их программная реализация обеспечивают надежную защиту.

Слайд 16. А вот уже привычная автомобилистам камера слежения за скоростью автомобилей на трассе (камера фиксации нарушений).

· А помните как было совсем недавно?
Ожидаемый ответ: Современные системы автоматически фиксируют превышение скорости, с помощью специальных программ находят данные об автомобиле и его владельце в базе данных, автоматически формируется письмо-уведомление...

Воспитатель:
Мы рассмотрели профессии, на которые уже так сильно повлияла ИТ-отрасль и труд программистов.
А какие вас интересуют профессии?
Ребята необходимость в программах и программистах - это то, что объединяет людей, работающих в разных областях! Программирование - это тот навык, который может изменить вашу жизнь. И, говоря на сленге, это ЛАЙФХАК, который может освоить и использовать каждый.
Слайд 17. Предлагаю посмотреть видеоролик про ИТ-специалистов и ответить на вопрос после просмотра: В чём преимущества этой профессии перед другими?(просмотр видео «ИТ: Будь в теме»)
Ответы учащихся на вопрос о преимуществах профессии ИТ-специалиста.
Слайд 18.Физминутка «Робот»
А теперь немного отдохнём вместе с продуктом ИТ – роботом.
Слайд 19.Практическая работа
Приятная новость: занятия программированием не только нужны и полезны, но также могут быть приятными, веселыми и интересными. Я предлагаю вам побывать в роли программистов. Время кодить! А поможет вам в этом Дмитрий Геннадьевич.
Слайд 20.
Воспитатель:
А теперь предлагаю продолжить фразу:
“Программирование - это навык, который помогает/способствует/позволяет/ мне в “
Программирование - это тот навык, который может изменить нашу жизнь. И, говоря на сленге, это ЛАЙФХАК!
Помните, программирование это проще, чем кажется. Стоит только попробовать! Присоединяйтесь и станьте частью успешного будущего!




Рисунок 215