Педагогический проект на тему:Педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества знаний учащихся

Педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества знаний учащихся
Индюкова Римма Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ «Сернурская средняя (полная ) общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»

Рецензенты: Антышева Валентина Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и зарубежной литературы МарГУ

Сергеева Ирина Борисовна, учитель русского языка и
литературы высшей категории, зам. директора
по научной работе ГБОУ Республики Марий Эл
«Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»

Актуальность проекта. В соответствии с современными нормативными документами Российской Федерации (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», ФГОС 2 поколения) разработаны единые государственные образовательные стандарты по начальному общему образованию, призванные упорядочить и оптимизировать процесс обучения русскому языку в начальной школе.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме.
Принцип коммуникативной целесообразности, сформулированный В.Г.Костомаровым и А.А.Леонтьевым, представляет собой основу психолингвистической характеристики высказывания в рамках деятельностного подхода к речи. Он вытекает из объективного назначения любого акта и продукта вербальной коммуникации, детерминированных экстралингвистическими факторами.
Следовательно, особенностью современного этапа развития речи, как письменной так и устной, младших школьников является коммуникативно-деятельностный и в частности, функционально-стилистический подход.
Формирование умений, направленных на создание высказываний, отражающих речевую ситуацию и соответствующих принципу коммуникативно целесообразной речи, обусловлено самой природой и спецификой протекания речевой деятельности. Это положение побуждает методистов и учителей активизировать исследования в области создания такой системы развития речи и обучения русскому языку, которая в исходных моментах моделировала бы естественную коммуникацию, осуществляемую посредством языка.
Одним из условий повышения качества образования является «формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Особое значение при развитии ключевых компетенций придается языковому образованию, которое ориентировано на воспитание младшего школьника как гражданина своего Отечества, на развитие познавательных способностей, гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе.
Обоснование выбора темы проекта:
В своей педагогической деятельности я обратила внимание на тот факт, что
орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через: 1) углубление познавательных интересов; 2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; 3) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы; 4) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; 5) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; 6) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений; 7) организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Гипотеза: урок русского языка в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета), цели обучения русскому языку в современной школе влияют на качество образовательной подготовки младших школьников. Развитие речи (устной и письменной) младших школьников и успешное обучение их и по другим предметам школьного образования будет более эффективным, если
- вырабатывать у учащихся представление о модели текста как абстрактной (графической) форме существенных отношений между его компонентами;
- привлекать внимание учеников к стилистическим особенностям речевого высказывания;
- регулярно проводить упражнения, направленные на формирование функционально-стилистических умений;
-на основе принципа соединения знания и действия тренировать учащихся в анализе и создании текстов разной жанрово-стилистической принадлежности при организации групповой и парной работы;
- орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.
Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс изучения русского языка младшими школьниками, методическая система диагностических заданий и упражнений, формирующая у младших школьников умения создавать стилистически ориентированные высказывания, литература по методике преподавания русского языка в начальной школе.
Объект исследования: учащиеся 1- 4 классов МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»
Технология опыта

Цель моей работы - повысить качество знаний учащихся по русскому языку, обучать детей проводить исследовательские проекты по предметам.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе;
проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
разработать дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;
разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников
апробировать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.


Чтобы решить поставленные задачи, я разработала технологию реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках русского языка в начальной школе. Данная технология включает 3 этапа:

I - подготовительный,

II - основной,

III – регулировочный (таблица 1)

Таблица 1
Технология реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках русского языка в начальной школе.



Этапы
Формы работы
Результат

I
Подготовительный
Изучение литературы по теме, истории возникновения вопроса, анализ программ и учебников, анализ проведенной диагностики познавательной деятельности и интереса учащихся к русскому языку, определение и выбор наиболее эффективных педагогических условий оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка.
Выбор наиболее эффективных методов и способов работы по теме, подбор и определение показателей результативности работы

II
Основной

Применение намеченных методов и приемов на практике. Контроль и оценка работы по отобранным методам и способам.
Наличие позитивной динамики результатов.

III
Регулировочный
Анализ причин положительных или отрицательных изменений. Коррекция действий.
Анализ и корректировка выбранных методов и способов с целью увеличения положительной динамики


На первом этапе мне надо изучить литературу по теме, познакомиться с историей возникновения вопроса, проанализировать программы и учебники по русскому языку для 1- 4 классов и 5 классов с целью осуществления преемственности при переходе учащихся на II ступень обучения. На этом же этапе думаю, что надо провести диагностику интеллектуального развития обучающихся, анкетирование по выявлению интереса учащихся к русскому языку, определить наиболее эффективные педагогические условия и подобрать показатели оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка, по которым в дальнейшем я буду оценивать результативность своей работы.

Второй этап - основной. На этом этапе я постараюсь применить намеченные педагогические условия на практике, вести контроль и оценку работы по комплексному их применению в процессе обучения.

Третий этап – регулировочный. На нем буду оценивать результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировать причины положительных и отрицательных изменений, планировать дальнейшие действия по устранению негативных признаков и корректировать содержание технологических этапов. Но в связи с тем, что и на втором этапе будет осуществляться промежуточный мониторинг оценки работы, анализ результатов, то можно сказать, что основной и регулировочный этап будут протекать параллельно.

Я изучила педагогическую литературу по теме, проанализировала свой опыт работы и опыт моих коллег, что позволило мне сформулировать педагогические условия оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка:
Первое педагогическое условие – использование игровых технологий
(технологии имитационного моделирования). «Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра» (18,34). Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.
Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. И хотя стало уже привычным, когда на урок приходят любимые животные, игрушки, герои сказок с разнообразными заданиями (это привычно педагогам), но младшие школьники, особенно в первом, втором классах, обучая героев сказок, зверушек, различные игрушки, учатся сами. Но, обучаясь русскому языку, часто присутствуют мальчик Антон (он на 1 год младше и мальчик-иностранец – Ник). Поэтому дети и их обучают, обучаясь сами.
Хочется разработать комплекс игр для уроков русского языка. Все игры разбить на блоки. Каждый блок пусть будет иметь свою направленность: на развитие памяти младших школьников, на развитие внимания, мышления, развитие орфографической зоркости и т.п.
Среди интеллектуально-развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки.
Младшим школьникам нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого интеллектуального своеобразного состязания. Считаю отгадывание загадок младшими школьниками – процесс творческий, а сама загадка – творческая задача, активизирующая мышление.
На уроках русского языка учу детей составлять загадки, используя признаки предметов. Составляю кроссворды из слов-отгадок на нужное правило, провожу словарную работу, словарные диктанты. Очень эффективно проходит письмо по памяти, так как дети с удовольствием запоминают и пишут загадки, даже очень объемные. Учащиеся используют загадки, когда составляют буклеты, книжки-малышки, работая в творческих группах. Учатся сравнивать народные и авторские загадки и сочиняют их сами.
Видя, с каким интересом учащиеся отгадывают авторские загадки, я хочу разработать дидактический материал: 160 разрезных карточек для вторых – четвертых классов: «Русский язык в загадках». Если учащиеся обычно неохотно выполняют задания на карточках, то эти карточки пользуются у ребят большой популярностью и позволяют повысить качество знаний, развивают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность и познавательную активность.

Второе педагогическое условие - использование исследовательских технологий (проблемно - поисковые). «Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие» Ведущий метод – проблемное обучение».

Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания, преподнесенные в одной и той же форме, теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение, группировку, классификацию и т. д. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на боле трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых» - задачи всем одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. Проблемные задания могут быть даны с использованием шарад, загадок, шуток и т.д. Мне хотелось бы разработать задания разной степени проблемности для 1-4 классов по всем основным темам программы, которые используют в работе.
Третье педагогическое условие – решение нестандартных лингвистических задач, загадок, шуток, создание алгоритмов.

В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий, дети уже могут подбирать и создавать тексты, выводить алгоритмы. Я учу детей не только составлять алгоритмы, но и упрощать их. Например, при изучении в 4 классе темы: «Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений» дети составляют алгоритм, указанный в таблице 2.
Таблица 2
Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных
1,2,3 склонений

1
Определяю падеж существительного.

2
Определяю склонение.

3
Вспоминаю окончание этого существительного в данном склонении и падеже.


Приведенный выше алгоритм кажется кратким, но это не так. Для того, чтобы выполнить 3 «шаг» данного алгоритма, надо вспомнить таблицу 3.

Таблица 3
Безударные окончания имен существительных 1,2,3 склонений в родительном, дательном, предложном падежах


Падежи

Вопросы
Окончания



1-е скл.
2-е скл.
3-е
скл.

Р.
Д.
П.
Кого? Чего?
Кому? Чему?
О ком? О чем?











На данном уроке дети решали проблему сокращения этого алгоритма. Для этого они склоняли существительное 1 склонения – земля, 2 склонения – окно, конь, у которых всегда ударные окончания. В результате сравнения они пришли к выводу: существительные 1-2 склонения достаточно проверить словом земля. Появляется рациональный алгоритм, указанный в таблице 4.

Таблица 4
Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных
1, 2, 3 склонений.

1
Определяю склонение имени существительного.

2

Если это 1-2 склонение - подставляю слово ЗЕМЛЯ
Если это 3 склонение – всегда окончание И


После такой работы учащиеся грамотно пишут окончания существительных, умеют применять алгоритм в трудной ситуации, например, во время диктанта, когда на обдумывание отводится очень мало времени.
Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например: Проверь! 1. Не пропустил ли ты буквы? 2. Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные? 3. Не уверен, спроси у учителя.
Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм я начинаю с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.
Четвертое педагогическое условие – использование информационных технологий.
Считаю, что важная роль по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому хочется использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки знаний. В начале я буду проводить уроки с одним компьютером. Задания для детей выводятся на большой экран. Постепенно, по мере овладения учащимися компьютером, все больше заданий дети будут выполнять на компьютерах самостоятельно.
Главной проблемой для меня становится логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимыми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тетради. Правописание предполагает сознательный двигательный навык, задействование фактора руки, а написание буквы и простое нажатие клавиши с этой буквой – вещи разные.
Конечно, играет свою положительную роль и орфографическая работа на компьютере: вставляя пропущенную букву в слово, ученик определяет тип орфограммы, вспоминает соответствующее правило, подбирает проверочные слова. Но всегда помню, что такая работа не может заменить обычного диктанта или творческого письма. Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Иногда для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает с сигнальными карточками, показывая парную согласную в корне слова. Слова даю более сложной структуры. В это время к компьютеру приглашаю учеников, допускающих ошибки на данную орфограмму. Задание то же, но уровень трудности ниже, слова менее сложные. Особую значимость приобретает обстановка, позволяющая ученику пережить чувство успеха в достижении учебных целей. У слабоуспевающего ученика появляется неподдельное желание начать работу. Он за компьютером, это – как поощрение, как доверие. Такой подход ведет к гуманизации обучения, вызывает желание учиться даже у слабоуспевающего ученика, развивает интерес к предмету.
Компьютер помогает быстро и эффективно самостоятельно работать с объемным текстом. Используя возможность выделения из текста главного, ключевых фраз, ребенок учится на основе отобранной информации составлять короткий конспект, у него формируются навыки рационального запоминания материала.
С помощью компьютера дети с удовольствием создают загадки, сказки, рассказы. В творческих работах принимают активное участие даже те ученики, у которых не все в порядке с каллиграфией, которые боятся сделать ошибки. Компьютер помогает преодолевать все страхи, неуверенность в собственных силах, вызывает положительное отношение к языку и изучаемому предмету.
Хочется сказать, что широкое использование компьютеров в начальной школе дает возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда даже такой не очень любимый некоторыми школьниками предмет как русский язык имеет равные с другими предметами шансы стать любимым детьми.
Я хочу разработать олимпиаду, КВН по русскому языку, уроки русского языка и чтения в виде мультимедийных презентаций, так как детям очень нравятся уроки с применением презентаций.

Пятое педагогическое условие – метод проектов.
Умение школьниками пользоваться компьютером навело меня на мысль о том, что с целью углубления знаний учащихся, для создания полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, приобретения детьми опыта исследовательской деятельности приобретает метод проектов, который можно сочетать с работой на компьютере. По моему убеждению, для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», поэтому в 1-2 классах я работаю над:
формированием у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально – интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения;
развитием мышления учащихся, формированием определенной интеллектуальной зрелости;
наличием у учащихся опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
Позже, в 3-4 классах, я использую в работе метод проектов. Дети участвовали в создании таких проектов: «Научился сам – помоги другому» (создание тренировочных заданий по изученной теме), «Подари буклет другу» (создание буклетов для обобщающих уроков на самые трудные орфограммы), «Толковый словарь», «Календарь года» и др. В 3 классе дети провели исследовательскую работу по теме «Исследование одного слова» Где результат исследования оформили как проект. Над всеми проектами дети работали по технологии, приведенной в таблице 5.
Таблица 5
Технология работы над проектом

Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя

I.Мотивационный (целеполагание)
Определение темы, выявление основной или нескольких проблем.
Обсуждают, уточняют, предлагают собственные идеи.
Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.

II. Планирующий
(подготовительный)
Формулирование задач, выработка плана действий.
Формулируют задачи, выдвигают гипотезы.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает.

III.
Выбор методов проверки принятых гипотез.
Установка критериев оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.
Обсуждают методы проверки, выбирают источники информации, способы совместной деятельности.
Сначала максимальная помощь, позднее консультации, наблюдение.






IV
Информационно- оценочный
(выполнение)
Поиск информации, работа над проектом.
Собирают материал, работают с
литературой и
другими источниками. Проводят исследование.
Наблюдает, координирует, сам является информационным источником.

V Рефлексивно– оценочный
(защита проекта)
Представление результатов проектирования.
Представляют проекты, защищают, обсуждают.
Участник коллективно– оценочной деятельности.


Перед началом работы были четко распределены доля участия учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом (таблица 6).
Таблица 6
Доля участия учителя и ученика в проекте




Доля учителя в совместной работе.

Доля ученика в совместной работе.


По моим наблюдениям, по отзывам учащихся, по результатам проведенных контрольных работ стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по темам, изучаемым с использованием метода проектов.

Шестое педагогическое условие - использование нетрадиционных типов уроков. По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и тип нетрадиционного урока. Если для учащихся 1-2 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок-игра, то для учащихся 3-4 классов выбираю другие уроки: урок-семинар, урок-конференция, урок-заседание ученого совета и другие. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков заранее готовится не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.

Седьмое педагогическое условие – межпредметная интеграция. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.
Для определения влияния интегрированных уроков на качество знаний учащихся был проведен эксперимент в 3 классах. Ставилась задача сравнить качество знаний, полученных на интегрированных уроках русского языка и введения в историю и на обычных уроках в параллельном классе. Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУНов, полученных после изучения нескольких тем (рис. 1).




Рис.1. Мониторинг ЗУНов по введению в историю и русскому языку в
3 «А» и 3 «В» классах.
Из графика видно, что качество знаний по русскому языку в 3 «А» классе после проведения интегрированных уроков увеличилось на 12 %, а по введению в историю - на 6%. В 3 «Б» классе, где уроки были проведены в традиционной форме, качество знаний осталось почти без изменений.
Принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, надо отметить, что на интегрированных уроках дети были заинтересованнее, внимательнее, сосредоточеннее, активнее, что отразилось и на качестве знаний.
Опыт моей работы по проведению интегрированных уроков был рассмотрен на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов. Разработанное мною планирование интегрированных уроков для 1-4 классов успешно применяется учителями.

Восьмое условие – использование блок-схем, опор. Для лучшего усвоения материала использую схемы-опоры, которые, пользуясь все тем же методом проектов, создают творческие группы или отдельные учащиеся
Широко использую в работе блок-схемы. Каждый ученик получает блок-схему с текстовым материалом, который является исходным для работы, а также в ней даются разнообразные задания. Работая по блок-схеме, учащиеся по плану выполняют задания, отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы. Блок составляет стержень, вокруг которого выстраивается урок с применением разнообразных приемов и средств обучения. Урок может идти по схеме, возможен обмен впечатлениями, главное – работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. Отмечу, что блок-схемы позволяют избежать перенасыщенности и пустот на уроках, придают урокам стройность, четкость.
А еще я широко применяю в своей работе прием анализа текста. Это достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (чувства). Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
- Пятая  строчка – это синоним из одного слова, повторяющий тему, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1.     Объясняются правила написания синквейна.
2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3.     Задается тема синквейна.
4.     Фиксируется время на данный вид работы.
5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Итак, я стараюсь обучение русскому языку решать в аспекте языковой компетентности личности ребенка, что предполагает изучение закономерностей функционирования языковых единиц в речи в целях общения. Иными словами, нормы и правила важны не сами по себе, а как один из инструментов, с помощью которого ребенок может эффективно пользоваться естественным языком, успешно решая те или иные коммуникативные задачи и тем самым формируясь непосредственно как языковая личность.

Результативность опыта
Для проверки результативности комплексного применения педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка как средства повышения качества знаний были определены следующие показатели:
качество знаний учащихся;
диагностика познавательной деятельности учащихся, интеллектуальной активности;
избирательность внимания;
развитие вербальной памяти.

Первый показатель - качество знаний учащихся. Мониторинг ЗУНов учащихся по русскому языку позволяет говорить о хороших знаниях детей в данном классе. Итоговые контрольные работы, проведенные отделом образования в 4 классе (2009-2010 уч. год), свидетельствуют об этом. Качество знаний составило 89%.Ученики подтверждают свои знания и в 5 классе (качество знаний в I полугодии - 94 %). (Некоторое снижение качества знаний в 4 классе объясняется количественным изменением состава класса)



Качество знаний по русскому языку за 2 года

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Второй показатель - диагностика познавательной деятельности учащихся, проведенная школьным психологом Ивановой Э.С. 07. 05. 2010 г. Высокий уровень выявлено- 4 чел (19 %), выше среднего – 3 (14,2%), средний – 14 (66,6%), ниже среднего -0, низкий уровень – 0.
Был проведен мониторинг развития познавательной деятельности первоклассников и четвероклассников (рис.2) .



Рис.2. Уровень развития познавательной деятельности

В результате мониторинга можно сказать, что в данном классе значительно вырос уровень интеллектуального развития: учеников с высоким уровнем стало на 56 % больше, со средним - на 19 %, с низким уровнем учеников нет. Учащиеся 4 класса имеют достаточно высокий уровень вербальной памяти. Школьный психолог изучала развитие вербальной памяти в 1 и 4 классах по «Тестам Векслера». Следует отметить, что с высоким уровнем вербальной памяти учащихся стало на 31 % больше, а с низким уровнем учеников нет. Положительная динамика отмечается и в развитии внимания. В 1 классе она изучалась по методике «Кольца Ландольта», а в 4 классе «Тест Мюнстерберга». К концу 4 класса учеников с высоким уровнем внимания стало на 13% больше, с низким уровнем в классе учеников нет.
В данном классе у многих ребят богатый словарный запас, хорошо развита речь: они свободно и грамотно могут выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме и не только на уроках русского языка, но и в жизни, в практической деятельности.
Учащиеся неоднократно подтверждали свои знания:
3 класс Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» (2008- 2009 уч. год). Участников 8 человек. Яндулов Андрей набрал 87 баллов, в школе I место, в регионе 12-13 место.
4 класс Итоги школьной олимпиады по русскому языку:
Ворончихина Елена I место, Кугергина Валерия II место, Онучина Ирина III место. Все призеры из моего класса.
Итоги районной олимпиады по русскому языку:
Ворончихина Елена I место
Загадки, придуманные детьми, были опубликованы на сайте школы. Приведу некоторые из них:
Нас – две половинки,
Режем очень ловко.
К вам прийти на помощь
Мы всегда готовы ! (Ножницы) (Давлятшин Александр)

Тик –так, тик –так
Ходим мы всегда вот так.
Время ты узнать сумеешь,
Посмотрев на нас. (Часы)

Я налью в него воды,
На плиту поставлю.
Позову к себе друзей
Угостить их чаем. (Чайник)

У него есть спинка
И четыре ножки.
Можно сесть и навалиться,
Что это такое? (Стул)

Все расскажет и покажет,
Но не телевизор. (Книга)
Город этот не простой,
Он дремучий и густой. ( Лес)
7. Маленький, кругленький.
А за хвост не подымешь. (Клубок)

Думаю, комплексное применение педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка дало прекрасную возможность для развития личности моих учеников, их мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. Иными словами, становление целостной личности каждого моего ученика было бы невозможно без его языковой составляющей. Язык - орудие познания и главное средство общения, поэтому, хорошо владея всеми его богатствами, дети получили ключ к познанию и знанию, каждый из них осознает себя полноценной личностью.

Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

I Были выявлены наиболее эффективные педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе:
1. Использование игровых технологий.

2. Использование исследовательских технологий.

3. Решение нестандартных лингвистических задач.

Использование информационных технологий.

Метод проектов.

Использование нетрадиционных типов уроков.

Межпредметная интеграция.

8. Использование блок-схем, схем-опор.


II. Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку и всем другим предметам

Сравнительная диаграмма достижений обучающихся за последние
2 года 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


III У младших школьников данного класса значительно возросла интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания .

IV Были разработаны:
Дидактический материал по русскому языку для 2-4 классов (160 разрезных карточек: «Русский язык в загадках»).
Игры по русскому языку, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.
Разработан комплекс разноуровневых заданий для 1-4 классов по основным темам программы по русскому языку.
Планирование интегрированных уроков для 1-2 классов.
Разработана технология работы над проектом на уроках русского языка и авторская технология реализации выявленных педагогических условий.
Разработаны урок-КВН
олимпиада с применением информационных технологий


Ученики данного класса имеют хорошие знания, которые они не привыкли получать в готовом виде. Они являются активными участниками процесса обучения, то есть работа по оптимизации процесса обучения на уроках русского языка вышла за рамки одного предмета и позволила сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. Приведу таблицу участия учащихся на первом этапе Всероссийской олимпиады школьников, а также в конкурсах, смотрах, фестивалях и т.п. школьного уровня



Год

Наименование мероприятия
Общее кол-во уч-ся, обучаемых учителем


% участников
Всего за год
(не более 100%)

2008-2009
1.
23




2.




2009-2010
1.Олимпиада по математике (Лазарева Ульяна 1 место, Киткаева Валя 3 место)



23

22 %
66%


2.Олимпиада по русскому языку (Ворончихина Елена 1 место, Кугергина Валерия 2 место, Онучина Ирина 3 место)
3.Олимпиада по окружающему миру (Иванова Алла 1 место)

22 %

22 %


В начальной школе дается основная база для дальнейшего обучения: обучение грамоте (письмо, чтение), счету, решению арифметических задач, а точнее сказать первоначальные умения и навыки «Учись учиться» Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетентностей. Но надо отметить, что на олимпиадах школьного уровня все призеры из 4 «в» - по русскому языку, по математике -1 и 3 места, 1 место по окружающему миру. Это говорит о большой и кропотливой работе учителя начальных классов.
Все обучающиеся класса выполнили исследовательские работы по русскому языку и окружающему миру, перечень которых дан в аналитической справке, некоторые из них опубликованы в сети Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Литература по теме.

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой, М., 1977.
Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. – М.: Просвещение, 1982.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1989.
Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. – М.: Просвещение, 1976.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма. / Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, №12, 1988.
Жедек П.С., Репкин В.В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии. Обучение орфографии в восьмилетней школе. / Ред.-сост. М.М.Разумовская, М., 1997.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку М., «Вако», 2007.
Занимательная грамматика. Ч.1. / Составитель Н.И.Турчанникова, Тамбов, 1994.
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. Начальная школа М., «Дрофа», 2001.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку, 2 кл., «Аквариум», ГИППВ, 1997.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы /1-4/ М., «Дрофа», 2008.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. М.С.Соловейчик, М., 1993.
Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке), Тамбов, 2005.
Творческие поиски учителей начальных классов / Из опыта работы по системам развивающего обучения / ИПКРО, Тамбов, 1996.
Урок в начальной школе. / Методические рекомендации руководителям школ, учителям начальных классов / 2-е издание, ИПКРО, Тамбов, 1996.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование общеучебных умений и навыков. М., 1993.

13. Интернет – ресурсы:
http://www.pedsovet.ru
http://www.proshkolu.ru
www.vestnik.edu.ru
http://www.openclass.ru
http://www.it-n.ru
http://festival.1september.ru
http://intergu.ru
www.zavuch.info
www. center.fio.ru/som [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.vspu.ac.ru/tol
www.ipkadmin.tstu.ru




Директор школы: ___________________________/Вознесенская М.С./
Заместитель директора по УВР:_______________ /Волкова В.Н./
Заместитель директора по ВР: ________________/ Петухова И.Л./
Психолог школы:___________________________/Иванова Э.С./










13PAGE 142115



Эксперимент


До экспери-
мента


Эксперимент


До экспери-мента




Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·„ „ качество знанийв %_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1Т
·
·