Краткосрочный проект для детей с ОВЗ старшей группы Зимнее вдохновение
Краткосрочный проект для детей с ОВЗ старшей группы
Тема: «Зимнее вдохновение»
Автор работы:
Воспитатель высшей категории
Вольхина Марина Владимировна
МКДОУ «Д/с №17» г. КоркиноВид проекта: краткосрочный, творческий, информационный.
Участники: Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1.12. 2016г. -28.12.2016г.
Форма проведения: групповая.
Возраст детей
Старшая группа.
Ресурсное обеспечение
Краски, кисти, бумага формат А – 3, цветной картон, бумага, ватные диски, паетки, тонкая тесьма, клей, книги, бисер, тонкая проволока,коктельные трубочки, соль для эксперимента, манка, мешура,крупные бусы, использование ИКТ,фотографии детей.
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги. В своей работе каждый педагог ориентируется на государственный заказ, направленный на подготовку ребенка к следующей ступени образования. В отношении ДОУ такой ребенок, который представляет собой самостоятельную, творческую, активную личность с собственным мнением, умением взаимодействовать с окружающим и стремлением к познанию.
Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле действии. Знакомя детей с разными состояниями воды, проводя опыты с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Развивая при этом творчество, воображение, дизайнерские способности в украшении цветных льдинок. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда как они зависят друг от друга.
С 5-6 лет ребенок активно накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому в ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Вызвать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиции.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.
Для решения поставленной цели в проекте не достаточно усилий только одного ДОУ. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Поэтому необходимо увлечь родителей жизней ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.
Цель проекта:
- создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей;
- обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
- знакомить детей с характерными признаками зимы, замечать красоту природы;
-создание праздничной атмосферы в преддверии праздника.
- развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности (украшение музыкального зала, группы);
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах, животных (делать кормушки, подкормка птиц и зверей);
- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умение замечать изменения в природе (уметь выражать ее в рисунках, аппликациях, творческой деятельности детей)
- приобщить родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; уточнять, обобщать и активизировать словарный запас;
- формировать у детей представление о зиме, зимних явлениях природы;
- формировать умение у детей принимать воображаемую ситуацию, обогащать их чувственный опыт, учить сравнивать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету.
Развивающие:
-раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности; - закреплять представление детей о празднике Нового года, познакомить с его традициями, обычаями, атрибутикой, персонажами празднования.
-продолжать учить детей создавать коллективную работу слаженно, помогая друг другу;- создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
- укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
-развивать познавательную активность детей, через экспериментирование, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепки, аппликации, развивать творческие способности;
- развивать связную речь, ее выразительность;
- развивать память, мышление, внимание;
- развивать координацию движений и ориентировки в пространстве, мелкой моторике рук;
- развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свои выбор, способствовать к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, бережное отношение, укреплять здоровье детей, приобщить к здоровому образу жизни; познакомить с зимними играми и забавами.
Взаимодействие с родителями:
-расширить формы работы с семьями;
- консультации;
-беседы;
-презентации;
-конкурсы.
Продукт проектной деятельности:
- рисунки, аппликации, лепка на заданную тему о зиме;
- конкурс стихотворении- конкурс «кормушки»;
- конкурс «Новогодняя игрушка»;
- фотовыставка «Наши пернатые друзья»;
- украшение, группы, музыкального зала;
- календарь «Зимние месяцы»;
- обновление дидактических игр.
Новизна проекта: новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном участии воспитателя, детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Ожидаемым результатом работы над проектом является обогащение представления детей о зимнем времени года, развитии познавательных интересов, активности, любознательности. Умение развивать творческие, конструктивные способности. Передавая свое отношение к этому времени года, задачей нашего проекта было показать детям, всю красоту, сказочность зимних явлений. В проекте шли к стремлению добиться цели сопоставления сказочного мира с реальным. Формировать у детей информацию о зимних явлениях природы в празднике «Нового года». Доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, развивать эмоциональную отзывчивость.
Подготовительный этап:
- постановка цели, задачи;
- изучение методической литературы;
- разработка проекта;
- подбор пособий для работы с детьми;
-выбор форм работы с родителями;
- основных мероприятий;
-определение объёма и содержания работы для внедрения проекта;
- определение и формулировка ожидаемых результатов4- результаты реализации проекта;
- беседа с детьми для выявления знаний о зимних изменениях в природе;
- подготовка атрибутов для игр, занятий.
Основной этап:
Беседы на тему: «Почему снег скрипит?», «Где живет Дед Мороз?», «Цвет зимушки - зимы», «Встречаем Новый год», «Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Жизнь животных зимой», «Там, где всегда зима», «Как избежать зимней травмы», «Зимнее волшебство», «Зима в произведениях искусств», «Волшебные снежинки», «Новогодние забавы», «Новогодние сказки» «Сюрпризы от елочки», «Новогодние чудеса».Экспериментирование: «Елочка в инее», «Новогодние льдинки», «Красочный снег», «Образование ледяной корки на горке».
Развитие речи: составление рассказов по теме: «Игры зимой», «Зима», «Приметы зимы», «О прогулках с родителями».
Рассказ по картинам: «Зимние развлечения», «Зайцы», «Снежный ком».
Чтение художественной литературы: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Два мороза», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Госпожа Метелица», «Кто как зимует», «На горке», «Снеговик и волк», «Заюшкина избушка», «Снежная королева».Художественное творчество:
Выставка детских рисунков на тему: «Еловая веточка», аппликация «Весёлый снеговик», игры-рисование палочками на снегу «Елочка», «Снежинки-балеринки», пластелинография «Снегири прилетели», «Зима- красавица», «Наряд для Деда Мороза и Снегурочки», «Зимние напевы», «Заснеженный город».
Аппликация: «Наряд для Деда Мороза и Снегурочки», «Волшебные снежинки», «Новогодний сюрприз», «Новогодние чудеса своими руками».
Лепка: ««Д. Мороз и Снегурочка», «Деревья покрытые снегом», «Вот он белый и пушистый (лепка зайца)»
Познание:
Экспериментирование: «Ёлочка в инее»
Конструирование: «Ёлочные игрушки», «Волшебные снежинки», «Новогодние подарки для родителей», «Гирлянда для ёлки».
Социализация:
- Дидактические игры: «Посмотри на нашей елке», «Раз, два, три, четыре, пять…», «Времена года», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвертый лишний», «Определи, что это за птица», «Чей домик?», «Пазлы».- Подвижные игры: «На дворе у нас мороз…», «Мы на лыжах в лес пойдем»,
«Два Мороза», «Дед Мороз», «Ветер и снежинки», «Заика беленький сидит», «Волк и зайцы», «Метель, вьюга и снежинки», «Снег кружится, снег ложится», «Катание с горки».
- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Семья готовится к празднованию Нового года».
- Театрализованные игры: «Заюшкина избушка», «Рукавичка».
Безопасность: Беседы на тему: «О правилах поведения на катке, при гололеде», «Об опасности хождения под козырьками крыш домов и зданий», «о вреде поедания снега, сосулек», «О пожарной безопасности в новогоднюю ночь».
Прогулки:
1. Наблюдение за природой, птицами, животными, растениями и людьми.
2. Труд на участке.
3. Экскурсии.
4. Подвижные игры.
5. Свободная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1. Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Что такое толерантность»,
«Новый год в жизни ребенка».
2. Папки – передвижки: «Как встретить Новый год с детьми», «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников», «Учимся наблюдать за изменениями в природе».
3. Привлечение родителей к постройке фигур из снега.
4. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к новому году.
5. Участие родителей вместе с детьми в конкурсе «Новогодняя открытка»
6. Участие родителей в создании костюмов для мальчиков «Снеговики», пополнение предметно – развивающей среды (по сюжетно – ролевой игре «Магазин игрушек», книжного уголка (стихотворения, рассказы о зиме, «О новом годе», сказки «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Снегурочка» и т. д.).7. Привлечь к участию родителей в конкурсе «Новогодняя поделка»
8. Изготовление кормушек.
Досуговая деятельность:
Вечер стихов «Елочка красавица – всем ребятам нравится».
Театр «У елочки в гостях».
Музыкально - художественная. Разучивание песен о зиме, слушание музыки П. И. Чаковского времена года «Декабрь», разучивание танца снежинок, песни «Зима», хороводной игры «Шёл весёлый Дед Мороз», хоровод «Ёлочку зелёную в гости мы позвали», разучивание танца «Снеговики»
4. Путешествие в страну сказок (вечер сказок).
2. Праздник волшебного рисунка (развлечение).
3. Новый год у дверей (новогодний утренник).
Результаты реализации проекта:
Ожидаемым результатом работы над проектом является обогащение представлении детей о зимнем времени года, развитие познавательных интересов, активности, любознательности.
Передавая свое отношение к этому времени года, задачей нашей было показать детям, что музыка может «рисовать «картины зимы, а живопись в картинках может «звучать» и передавать разное настроение.
Изобразительная деятельность и художественная литература взаимодействуют: литературные образы создают и обогащают представления детей, дают простор фантазии, что помогает сделать рисунки содержательными, детализированными, выразительными, а дети глубже проникают в смысл произведения. Повысился и процент родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Углубление знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом. Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря. Развитие творческих способностей детей. Расширение картотеки игр зимней направленности (Дидактические, подвижные, пальчиковые) и употребление их детьми в свободной деятельности. Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворении о зиме.
Развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности.
Создание условий для социально-нравственного развития.
Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Были подведены итоги конкурса «Новогодняя поделка». Были поражены активным участием родителей. Были отправлены три подделки на конкурс.
Эта выставка вызвала у детей яркий эмоциональный отклик, оказала стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Благодаря участию в конкурсах многие родители реализовали свои скрытые мечты. Эта выставка помогла раскрыть таланты детей и взрослых. Проведение творческих конкурсов, по моему наблюдению, повышает мотивацию детей к творчеству. Все участники были отмечены и награждены.
В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развивались следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами, стихами, а также с помощью кисти. Научились сопереживать братьям нашим меньшим, стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам. Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми, и полностью справились с поставленной задачей.
Итог: Новогодний утренник по сказке «Двенадцать месяцев».
Продукт проекта
• Коллективная работа детей изготовление цветной цепочки для украшения группы к новому году.• Аппликация «Снеговик - почтовик».
• Рисунки детей «Снежинки-балеринки» - нетрадиционное рисование
«Зимушка хрустальная»
Творческий эксперимент «Ёлочка в инее» (использование соляного раствора)
Лепка «Снегири прилетели»-пластелинография.
Конструирование из бисера и подручного материала «Ёлочные игрушки»
Ручной труд «Гирлянда для ёлки»
Фотоотчёт
Аппликация «Снеговик - почтовик».
Лепка «Снегири прилетели»-пластелинография.
Рисование «Зимушка хрустальная»
Рисунки детей «Снежинки-балеринки»-нетрадиционное рисование
Конструирование из бисера и подручного материала «Ёлочные игрушки»
Творческий эксперимент «Ёлочка в инее» (использование соляного раствора)
Ручной труд «Гирлянда для ёлки»